Настоящая инструкция разработана
на основе РД 10-103-95 Типовой инструкции для крановщиков (машинистов) по
безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов, Правил безопасности опасных
производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, и
предназначена для машинистов мостовых и козловых кранов.
Настоящая инструкция по охране труда разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, и предназначена для машинистов мостового (козлового) крана.
Что это за профессия – машинист козлового крана?
Источник фото sebastianVennebusch/pixabay
Бетон и различные бетонные конструкции давно уже стали неотъемлемой частью жизнь любого города. И для того, чтобы возводить подобные сооружения необходимо использовать специальную технику. Например, для подачи бетона или при монтаже громоздких объектов принято использовать козловой кран.
Козловой кран – это техника, которая относится к грузоподъемному оборудованию и имеет большую мобильность при перемещении грузов. А для управления этой техникой введена специальная профессия – машинист козлового крана.
Общие положения
1.1. Краны,
у которых несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи
двух опорных стоек, называются козловыми, а краны, у которых несущие элементы
опираются непосредственно на крановый путь, — мостовыми.
1.2.
Мостовые и козловые краны применяются для ведения погрузочно-разгрузочных
работ, монтажа, демонтажа и ремонта оборудования, а также используются в
технологических процессах производства для перемещения грузов.
1.3.
Основными причинами аварий и несчастных случаев при эксплуатации мостовых и
козловых кранов являются:
—
неисправность тормозов, концевых выключателей механизмов подъема груза,
передвижения крана и тележки, блокировки двери кабины и люка для выхода на мост
крана;
— обрыв
грузовых канатов;
—
разрушение металлоконструкций (опор, пролетных балок, тележек и т.д.);
—
неисправность кранового пути и тупиковых упоров;
— угон
крана ветром;
—
управление краном необученными рабочими;
— неисправность
электрооборудования и травмирование работающего электрическим током;
—
несоблюдение марочной системы при работе на мостовых кранах;
—
отсутствие или неисправность ограждений площадок и вращающихся частей;
—
несоблюдение мер безопасности, указанных в наряде-допуске, при выполнении работ
на крановых путях и проходных галереях;
—
неисправность канатов, грузозахватных органов и съемных грузозахватных
приспособлений;
— подъем
груза при наклонном положении канатов;
—
неправильная строповка грузов, перегруз или переполнение тары;
—
нахождение людей в полувагонах и на других транспортных средствах при их
погрузке и разгрузке;
— несоблюдение
порядка и габаритов складирования грузов;
—
нахождение людей в зоне действия магнитных и грейферных кранов и под
перемещаемым грузом.
1.4.
Безопасная эксплуатация мостовых и козловых кранов зависит от умелых и
правильных действий крановщика (машиниста), имеющего соответствующую
квалификацию.
Работа на Опыт работы. Удостоверение
Доступно для соискателей от 45+ лет
В компании есть ещё 5 похожих вакансий
Разместите резюме, и мы подберем вам подходящие вакансии
Выполнять работы по погрузке, выгрузке, монтажу конструкцийНа крупное и надежное предприятие России в Смоленской области (уточнение при беседе ), в связи с расширением штата завода, на работу вахтовым методом требуются
Отклик без резюме
Хотите получать новые вакансии первым?
Вакансии из соседних городов
Расширение региона поиска
Поиск в Москве дал только 6 вакансий. Попробуйте поискать вакансии в регионе:
Попробуйте выполнить похожие запросы
Машинист козлового крана – это квалифицированный специалист, обладающий всеми необходимыми знаниями и навыками для грамотной эксплуатации и технического обеспечения механизмов и оборудования. Рабочий знает, по каким принципам необходимо совершать подъем и перемещение различных грузов, какие меры безопасности следует соблюдать во время работы.
Рабочий, который управляет краном, должен регулярно перед началом работы проводить визуальный осмотр всех механизмов вверенной ему в эксплуатацию техники. Ему следует знать, какие могут возникнуть неполадки, каким образом их следует устранять. Стоит отметить, что возможны ситуации, когда возникающие неполадки находятся за пределами компетенции и знаний машиниста козлового крана. В подобном случае необходимо своевременно сообщить о выявленном случае руководителю.
В обязанности машиниста входит проверка смазки, канатов, всех элементов подвески и прочих механизмов. Он должен уметь дать оценку исправности контрольных приборов и осветительного оборудования. Следует отметить, что хорошая видимость крайне важна при транспортировке грузов. Если по каким-то причинам ее невозможно обеспечить, проводить работы запрещено.
Рабочий во время работы крана следит за показаниями приборов, а также проводит визуальный осмотр механизмов крана на предмет повреждений. Если поврежденные элементы были обнаружены, машинист обязан немедленно прекратить работу и провести необходимые ремонтные работы.
Перед тем, как получить допуск к самостоятельной работе, машинисту козлового крана необходимо подтвердить свою квалификацию, а также прослушать серию инструктажей по охране труда, технике безопасности и по основам оказания первой медицинской помощи. Кроме того, в процессе работы сотрудник регулярно проходит повторные инструктажи и медицинские осмотры, график которых прописан в правилах внутреннего распорядка предприятия.
Помимо прочего, молодому специалисту необходимо также пройти стажировку под руководством более опытного специалиста в качестве помощника машиниста козлового крана. В среднем стажировка может иметь длительность до двух недель, в зависимости от внутренней политики организации, а также рабочего и его продемонстрированных результатов.
Машинист козлового крана работает на открытом воздухе и на него оказывается негативное воздействие от перепада температур, повышенного уровня шума и запыленность. Поэтому ему необходимо постоянно носить спецодежду и спецобувь, которой его обеспечивает предприятие. Если же у снаряжения неподходящий размер или есть дефекты, его требуется немедленно заменить. Работать на кране без средств защиты или с неисправными средствами защиты категорически запрещено и является нарушением техники безопасности на рабочем месте.
Источник фото CrazyD/commons.wikimedia.org
Тип ставки
Управление Опыт работы по специальности от 1 года. Наличие удостоверения
В компании есть ещё 17 похожих вакансий
В компании есть ещё 4 похожие вакансии
Работа с Готовность к работе вахтовым методом 6/1 по 11 часов. Опыт работы на аналогичной должности
В компании есть ещё 6 похожих вакансий
Требуется , и , 25-тонник. Проверка в СБОпыт работы. Удостоверение
В компании есть ещё 95 похожих вакансий
Выполнение погрузочно-разгрузочных работ на складе ТМЦ. Корректировка погрузки и разгрузки материаловОпыт работы не менее 3-х лет по профессии (). Наличие удостоверения 5 разряда
Опыт работы , действующее удостоверение
В компании есть ещё 1 похожая вакансия
Работа на грузоподъемность более 25 тоннДокументально подтвержденный опыт работы. Наличие удостоверения
В компании есть ещё 98 похожих вакансий
Опыт работы по ТК. Техника отечественная : авто – Урал, Ивановец (16 тонн, 25 тонн), гусеничный – Юргинец
В компании есть ещё 49 похожих вакансий
Работа на пневмоколесных/гусеничных XCMG/Tadano/Sany, автокран LiebherrНаличие удостоверения /удостоверения на пневмоколесном и гусеничном ходу
ПРР в цехеУдостоверение по профессии, стаж работы
В компании есть ещё 20 похожих вакансий
В компании есть ещё 150 похожих вакансий
Работа на строительстве ЛЭПНаличие удостоверения по профессии (). Наличие удостоверения тракториста категории Е с особой отметкой
Тамбовка (Амурская область)
Работа на автокране от 25тонНаличие удостоверения (от 5 разряда). Водительское удостоверение категории С
В компании есть ещё 149 похожих вакансий
Ручная орбитальная сварка: шиберные задвижки, шаровые Опыт работы сварщиком. Опыт сварки на поворотных стыках, во всех пространственных положениях
Сварка шаровых. Работа в г. Пенза на заводе, требуются сварщики автоматической сварки с НАКСомОпыт сварки сосудов под давлением. НАКС п.15
- Работа для студентов
- Cписок компаний по индустриям
- Зарплаты по профессиям
- Каталог кадровых агентств
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При возникновении неисправностей крана, а также при внезапном прекращении питания крана электрическим током или остановке крана машинист должен поставить в нулевое положение рукоятки контроллеров, отключить рубильник в кабине и доложить специалисту, ответственному за безопасное производство работ с применением ПС, и специалисту, ответственному за содержание ПС в работоспособном состоянии.
4.2. В случае, если из-за отсутствия напряжения в электросети груз остается в подвешенном состоянии, надо принять меры к его спуску ручным растормаживанием в присутствии специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, или оградить место под грузом.
4.3. При возникновении на кране пожара машинист крана обязан немедленно прекратить работу, отключить рубильник питающей сети, вызвать пожарную охрану по телефону 101 или 112 и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами пожаротушения.
4.4. При угоне крана ветром машинист крана должен принять меры к его остановке в соответствии с указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана (применение противовключения и др.), отключить электропитание, покинуть кран и закрепить его всеми имеющимися противоугонными средствами, в том числе с применением специальных башмаков.
4.5. При возникновении угрозы разрушения перекрытий или стен здания, крановых путей или подкрановых балок мостовых кранов машинист крана должен немедленно прекратить работу, остановить и обесточить кран и покинуть пределы опасной зоны.
4.6. Если во время работы крана произошли авария или несчастный случай, машинист крана должен немедленно поставить в известность специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.
4.7. Обо всех аварийных ситуациях крановщик обязан сделать запись в вахтенном журнале и поставить в известность специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
Период публикации
5.1. При возникновении на
кране опасных факторов, которые могут вызвать аварию или несчастный случай
(трещины в металлоконструкциях, повреждение каната, поломка осей колес и других
элементов, неисправность механизмов, тормозов, электрооборудования и др.), а
также при появлении треска, биения, стука, грохота в механизмах крановщик
должен немедленно прекратить перемещение груза, подать предупредительный
звуковой сигнал, опустить груз на землю (пол, площадку) и выяснить причину
аварийной ситуации.
5.2. При возникновении на
кране пожара крановщик обязан немедленно прекратить работу, отключить рубильник
питающей сети, вызвать пожарную охрану по телефону 101 и приступить к тушению
пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами пожаротушения.
5.3. При возникновении
стихийных природных явлений (ураган, землетрясение и т.п.) крановщик должен
прекратить работу, опустить груз на землю, площадку или перекрытие, покинуть
кран и уйти в безопасное место.
5.4. При угоне крана ветром
крановщик должен принять меры к его остановке в соответствии с указаниями,
изложенными в руководстве по эксплуатации крана (применение противовключения и
др.), отключить электропитание, покинуть кран и закрепить его всеми имеющимися
противоугонными средствами, в том числе с применением специальных башмаков.
5.5. При возникновении угрозы
разрушения перекрытий или стен здания, крановых путей или подкрановых балок
мостовых кранов крановщик должен немедленно прекратить работу, остановить и
обесточить кран и покинуть пределы опасной зоны.
5.7. Если мостовой кран не
управляется с помощью контроллеров или не срабатывает любой концевой
выключатель, т.е. находится в нерабочем состоянии, крановщик должен:
— немедленно выключить все
аппараты управления;
— отключить крановую панель и
вводное устройство (с помощью аварийного выключателя (рубильника);
— поставить в известность специалиста,
ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии;
— покинуть кран.
5.8. В случае остановки крана
не у посадочной площадки и необходимости эвакуации спуск крановщика
производится при помощи приставной со стороны выхода из кабины крана либо с
помощью устройства для эвакуации крановщика.
5.9. Спуск крановщика с
мостового крана производится под непосредственным руководством специалиста,
ответственного за безопасное производство работ с применением ПС с обязательным
использованием страхующих приспособлений (страховочной привязи, веревки и
т.д.).
5.10. Если во время работы
крана произошли авария или несчастный случай, крановщик должен немедленно
поставить в известность специалиста, ответственного за безопасное производство
работ с применением ПС, и обеспечить сохранность обстановки аварии или
несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья
людей.
5.11. Обо всех аварийных
ситуациях крановщик обязан сделать запись в вахтенном журнале и поставить в
известность специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном
состоянии.
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Машинист крана во время работы должен руководствоваться требованиями инструкции по эксплуатации, производственной инструкции, технологической карты.
3.2. Машинисту крана запрещается работать с необученными стропальщиками и допускать к строповке грузов посторонних лиц. Работу нужно производить только по сигналу стропальщика или специально выделенного сигнальщика.
3.3. Машинист во время работы не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей и допускать на кран посторонних лиц.
3.4. Машинист должен входить на кран и сходить с него только через посадочную площадку.
3.5. Включение и остановку механизмов крана машинист должен производить плавно, без рывков. Производить перевод механизмов с прямого хода на обратный до полной остановки их не разрешается, за исключением случаев, когда необходимо предотвратить аварию или несчастный случай.
3.6. Подъезжать к тупиковым упорам или к соседнему крану машинист (крановщик) должен только на пониженной скорости.
3.7. Перед началом передвижения крана, при подъеме, опускании и перемещении груза машинист должен давать предупредительный звуковой сигнал.
3.8. Машинист не должен допускать превышения грузоподъемности крана; крюк следует устанавливать точно под грузом, подлежащим подъему; перед подъемом груза необходимо предупредить сигналом стропальщика и других лиц о необходимости отойти от поднимаемого груза.
3.9. При подъеме груза, близкого по массе грузоподъемности крана, следует предварительно поднять груз на высоту 200 — 300 мм и, убедившись в исправности тормоза и надежности строповки, можно продолжать подъем на нужную высоту.
3.10. Для перемещения в горизонтальном направлении груза его следует предварительно поднять на 0,5 мм выше встречающихся на пути предметов и следить затем, чтобы перемещение грузов производилось не над рабочими местами, где постоянно работают люди.
3.11. Уборку и разборку грузов машинист должен производить, не нарушая установленных для складирования габаритов и не загромождая проходов, на местах, исключающих возможность их опрокидывания.
3.12. Перед выходом на настил галереи крана машинист обязан отключить рубильник в кабине и повесить на него плакат с надписью: «Не включать — работают люди».
3.13. Во время работы крана машинист должен следить за тем, чтобы рабочее место под краном было надлежащим образом освещено.
Перед уходом с крана крановщик обязан:
— поставить в нулевое положение штурвалы и рукоятки всех контроллеров;
— отключить рубильник, установленный в кабине, и установить кран на стояночный тормоз.
3.14. При вынужденной остановке мостового крана не у посадочной площадки и при отсутствии вдоль подкранового пути проходной галереи эвакуация машиниста с крана должна быть организована по его сигналу и производиться в соответствии с порядком, установленным для данного участка или пролета.
3.15. Ученик, проходящий стажировку, может управлять краном только в присутствии и под непосредственным руководством машиниста крана.
3.16. При подъеме и перемещении грузов машинист не должен:
— поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана, неправильно обвязанный груз, раскачивать грузы или опускать их с большой скоростью и ударять, а также вынимать отливки из земли или сливы металла без предварительного их освобождения;
— поднимать груз, находящийся в неустойчивом положении, а также груз, подвешенный за один рог двурогого крюка, и тару, заполненную выше краев;
— подтаскивать крюком груз при наклонном натяжении каната, отрывать укрепленный груз, примерзший или чем-либо заваленный, и т. п.;
— поднимать и перемещать крюком людей, а также неуравновешенный груз, выравниваемый массой людей или поддерживаемый людьми;
— производить без разрешения руководства цеха подъем груза двумя кранами;
— оставлять груз в подвешенном состоянии;
— производить самостоятельный ремонт крана, его механизмов и электрооборудования, осмотр и ремонт главных троллей, токоприемников, а также смену плавких предохранителей;
— включать рубильник и работать механизмами крана при нахождении на его галереи людей; исключения допускаются для слесарей, электромонтеров, осматривающих механизмы крана, в этом случае включение рубильника и механизмов крана можно производить лишь по указанию лица, производящего осмотр и имеющего на руках ключ-марку;
— оставлять на настиле галереи или тележке инструмент, а также закрепленное оборудование и детали;
— сбрасывать что-либо с крана;
— входить на кран и сходить с него во время движения;
— выходить на подкрановые пути, ходить по ним, перелезать с одного крана на другой, а также переходить с одной галереи на другую через тележку.
3.17. Машинист крана должен спустить груз, прекратить работу крана и сообщить специалисту, ответственному за безопасное производство работ с применением ПС:
— при поломке механизмов или металлоконструкций крана;
— при закручивании канатов грузового полиспаста;
— при обнаружении неисправности кранового пути;
— при недостаточном освещении места работы крана, сильном голоде или тумане, при плохой видимости сигналов стропальщика или перемещаемого груза;
— при понижении температуры воздуха ниже, указанной в паспорте крана;
— при приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает указанную в паспорте крана (при этом следует принять меры против угона крана ветром);
— при неправильной укладке или спадании каната с барабана или блоков и обнаружении повреждения канатов.
3.18. При каждой вынужденной остановке крана машинист должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале и доложить специалисту, ответственному за содержание ПС в работоспособном состоянии.
3.19. Сигнал «Стоп» машинист крана обязан выполнять независимо от того, кто его подает.
Крановщики мостовых и козловых кранов несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные ими нарушения руководства по эксплуатации крана, производственных инструкций, требований безопасности, изложенных в проектах производства работ, технологических картах, нарядах-допусках и других документах, регламентирующих безопасную эксплуатацию крана.
ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПС
Поделиться ссылкой
Опыт не нужен
В компании есть ещё 7 похожих вакансий
В компании есть ещё 3 похожие вакансии
Управление , и полупортальным . Перемещение и складирование железобетонных изделийНаличие удостоверения (). Опыт работы на от 1 года
Управление грузоподъемностью свыше 15 тНаличие удостоверения или профильного образования
Работа на краях грузоподъемностью более 25 тоннДокументально подтвержденный опыт работы
В компании есть ещё 97 похожих вакансий
В компании есть ещё 2 похожие вакансии
Перемещение, складирование, кантовка крупногабаритных изделий в машиностроительном цехеПриветствуется опыт работы на электромостовых грузоподъемностью от 10 т. до 30 т
В компании есть ещё 46 похожих вакансий
Управление различной грузоподъемностиОпыт работы. Удостоверение
Управление , на предприятие по изготовлению МК (металлоконструкций)Опыт работы . Наличие записей в трудовой книжке
Подготовка к работе, осуществление погрузо-разгрузочных работ. Регулярное техническое обслуживание техникиОбразование средне-специальное по специальности ” ()”
Работа на и на территории производственных цехов. Согласно ЕТКСУдостоверение на профессию
В компании есть ещё 21 похожая вакансия
Управление , грузоподъемностью до 12 т. Погрузка, разгрузка, перегрузка различных материаловОбразование не ниже среднего профессионального. Опыт работы приветствуется
Перемещение груза при помощи (, шаржирный)Опыт работы от полугода
В компании есть ещё 12 похожих вакансий
Где можно выучиться профессии машинист козлового крана?
Стать машинистом козлового крана ходу можно двумя способами: поступить в профильный колледж или техникум, куда принимают после 9 или 11 класса школы, а также пройти специальные курсы на базе образовательного центра, который имеет соответствующий сертификат.
Необходимо отметить, что срок обучения будет разным в зависимости от места, формы и уровня образования. При этом главное отличие между двумя способами получения необходимой специальности состоит в глубине и качестве получаемых знаний.
В обязательном порядке при приеме на новое место работы любой специалист проходит стажировку под кураторством более опытного машиниста, а также сдает аттестацию на подтверждение уровня своих знаний и навыков.
Личностные качества профессии машинист козлового крана
При исполнении своих должностных обязанностей машинист козлового крана может подвергаться воздействию следующих негативных факторов: повышенный уровень шума, недостаточная освещенность, повышенная запыленность, а также резкие перепады температур. Поэтому ему необходимо следить за своим здоровьем регулярно проходить медицинские осмотры.
Таким образом, допуск к выполнению работ на козловом кране не смогут получить лица с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, позвоночника, суставов, с проблемами слуха или же зрения, а также нервными расстройствами и психическими заболеваниями.
Машинисту крана необходимо быть внимательным, уметь концентрироваться и быстро реагировать на изменение ситуации. В этой профессии важны стрессоустойчивость, собранность и наблюдательность.
Дополнительные параметры
6.1. По окончании работы крана
крановщик обязан:
— освободить от груза крюк или
съемное грузозахватное приспособление;
— поставить кран у посадочной
площадки или на место, предназначенное для его стоянки;
— поднять крюк в верхнее
положение, а подъемный электромагнит, грейфер или другой грузозахватный орган
опустить на землю (пол, площадку) на отведенное для этого место;
— перевести в нулевое
положение штурвалы и рукоятки всех контроллеров и командоконтроллеров,
отключить главный рубильник (автомат) и вынуть ключ-марку из защитной панели
мостовых кранов;
— закрыть на замок кабину
крана, работающего на открытом воздухе;
— надежно укрепить кран,
работающий на открытом воздухе, всеми устройствами для предотвращения угона
ветром;
— записать в вахтенный журнал
сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов и элементов крана и сообщить
об этом специалисту, ответственному за содержание ПС в работоспособном
состоянии.
6.2. При работе крана в
несколько смен, крановщик, сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо
всех неполадках в работе крана и сделать в вахтенном журнале соответствующую
запись.
Мы используем cookies, чтобы улучшить сайт для вас.
Тип занятости
5.1. По окончании смены или работы крана машинист должен:
— освободить от груза крюк или другое грузозахватное устройство; не оставлять груз в подвешенном состоянии;
— поставить кран у посадочной площадки или на место, предназначенное для его стоянки;
— поднять крюк в верхнее положение;
— рукоятки всех контроллеров перевести в нулевое положение и отключить рубильник в кабине крана;
— осмотреть кран, произвести его чистку, сделать запись в вахтенном журнале о состоянии или неполадках в работе крана, имевших место в течение смены;
— краны, работающие на открытом воздухе, укрепить с помощью предохранительных устройств от угона ветром;
— снять спецодежду, спецобувь и убрать в специально отведенное место;
— вымыть руки с мылом, при необходимости принять душ;
— сообщить руководителю работ обо всех неполадках, возникших во время работы.
4.1. При работе грузоподъемного крана
крановщик должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в
руководстве по эксплуатации крана, производственной инструкции, проектом
производства работ или технологической картой.
4.2. Во время работы крана крановщик не
должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку,
смазку и ремонт механизмов.
4.3. Крановщик не должен допускать
посторонних лиц на кран, а также передавать кому бы то ни было управление
краном без разрешения специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном
состоянии.
4.4. Подниматься на кран и спускаться с
него во время работы механизмов подъема или передвижения крана или тележки не
разрешается.
4.5. При внезапном прекращении
электропитания или остановке крана по другим причинам крановщик должен
поставить штурвалы или рукоятки контроллеров в нулевое положение и выключить
рубильник в кабине. Если груз остался в поднятом положении, крановщик обязан
через стропальщика или других рабочих вызвать специалиста, ответственного за
безопасное производство работ с применением ПС, и в его присутствии опустить
груз путем ручного растормаживания.
4.6. Если в работе механизмов подъема или
передвижения крана или тележки был перерыв (остановка), то перед их включением
крановщик должен подать предупредительный звуковой сигнал.
4.7. Прежде чем включить в работу любой
из механизмов, крановщик обязан убедиться в том, что в зоне работы крана нет
посторонних людей.
4.8. Включение и остановку механизмов
крана крановщик должен производить плавно, без рывков. Быстрое опускание груза,
а также его спуск путем принудительного растормаживания запрещается.
4.9. Крановщик не должен производить
перевод с прямого хода на обратный до полной остановки механизмов, за
исключением тех случаев, когда необходимо предотвратить аварию или несчастный
случай.
4.10. Крановщик должен снижать скорость
перед подходом крана к концевым выключателям или отключающим их устройствам.
Использование концевых выключателей в качестве рабочих органов отключения
механизмов не разрешается.
4.11. Крановщику запрещается выводить из
действия приборы безопасности (заклинивать контакторы, отключать ограничители
высоты подъема, электрическую защиту и т.п.), а также производить работу краном
при их неисправности.
4.12. При любом временном уходе с крана
крановщик должен отключить вводной рубильник, вынуть ключ-марку из защитной
панели мостового крана и взять его с собой, а дверь кабины козлового крана
запереть на замок.
4.13. Крановщик должен быть уведомлен
записью в вахтенном журнале о допуске персонала (рабочих) на крановые пути и
проходные галереи мостовых кранов для производства ремонтных или других работ
по наряду-допуску, определяющему условия безопасного производства работ.
4.14. Перед выходом ремонтного персонала
на галерею мостового крана, у которого рельсы грузовой тележки расположены на
уровне настила галереи, крановщик должен установить тележку в непосредственной
близости от выхода из кабины на настил.
4.15. При работе мостовых кранов,
установленных в несколько ярусов, крановщик должен осуществлять проезд верхнего
крана над кранами, расположенными ниже, только без груза, с крюком, поднятым в
верхнее рабочее положение.
4.16. Если кран оснащен специальным
грузозахватным органом (магнитом, грейфером, захватами, клещами разных видов и
т.п.), крановщик перед подъемом груза должен убедиться в том, что груз надежно
захвачен грузозахватным органом.
4.17. Совместную работу по перемещению
груза двумя или несколькими кранами крановщики должны производить лишь в
отдельных случаях и осуществлять в соответствии с проектом производства работ
или технологической картой, в которых должны быть приведены схемы строповки и
перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций и
положения кранов, а также другие указания по безопасному перемещению груза.
4.18. При производстве работ крановщик
должен руководствоваться следующими правилами:
— включать механизмы крана можно только
по сигналу стропальщика. Сигнал «Стоп» крановщик обязан выполнять независимо от
того, кто его подает;
— перед подъемом или опусканием груза
следует предупредить стропальщика и всех находящихся на месте ведения работ о
необходимости уйти из зоны перемещения груза и зоны возможного падения груза.
Перемещение груза можно производить только при отсутствии людей в зоне работы
крана.;
— при загрузке вагонеток, автомашин и
прицепов, железнодорожных полувагонов, платформ и других транспортных средств
поднимать и опускать груз разрешается только при отсутствии людей на
транспортных средствах;
— крюк подъемного механизма следует
устанавливать над грузом так, чтобы при подъеме груза исключить наклонное
положение грузового каната;
— при подъеме груза необходимо
предварительно поднять его на высоту не более 200-500 мм, чтобы убедиться в
правильности строповки, надежности крепления груза и исправности действия
тормозов, после чего можно производить его подъем на нужную высоту;
— перемещаемые в горизонтальном
направлении грузы или грузозахватные приспособления следует предварительно
приподнять на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;
— при перемещении груза, находящегося
вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, станка или
другого оборудования, следует предварительно убедиться в отсутствии людей между
перемещаемым грузом и вагонами, стенами, колоннами и другими сооружениями.
Укладку грузов в полувагоны, на платформы и в вагонетки, а также снятие их
следует производить, не нарушая равновесие полувагонов, вагонеток и платформ;
— мелкоштучные грузы следует перемещать в
специально предназначенной для этого таре;
— укладку и разборку груза следует
производить равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов
габариты и не загромождая проходы;
— при одновременном действии нескольких
кранов на одном крановом пути во избежание их столкновения крановщики должны
соблюдать меры безопасности, изложенные в проекте производства работ или
технологической карте;
— при наличии у крана двух механизмов
подъема одновременная их работа не разрешается. Крюк неработающего механизма
должен быть всегда поднят в верхнее положение;
— перемещение грузов грейфером или
магнитом может производиться только при выполнении требований, изложенных в
руководстве по эксплуатации крана;
— перемещение груза, масса которого
неизвестна, должно производиться только после определения его фактической
массы;
— при перемещении длинномерных и
крупногабаритных грузов они должны направляться стропальщиком при помощи крюков
или оттяжек;
— строповка грузов должна производиться в
соответствии с утвержденными схемами строповки. Перемещение груза, на который
не разработана схема строповки, должно производиться в присутствии и под
руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с
применением ПС;
— при работе крана с крюком, подъемным
электромагнитом или грейфером опускание груза, электромагнита или грейфера
необходимо производить только двигателем;
— опускать перемещаемый груз разрешается
только на предусмотренное проектом производства работ или технологической
картой место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания
устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно
уложены соответствующей прочности подкладки.
4.19. В процессе работы крана крановщик
должен подавать звуковой сигнал в следующих случаях:
— при включении механизмов передвижения
крана и тележки, а также при включении механизма подъема, за исключением
выполнения технологических операций магнитными, грейферными, стрипперными,
клещевыми, грабельными кранами и кранами-перегружателями;
— при приближении крана с грузом к людям,
находящимся на пути перемещения груза. Если люди не уходят с пути перемещения
груза, крановщик должен остановить кран;
— при приближении крана к другому крану,
работающему на том же крановом пути;
— при перемещении груза на малой высоте.
4.20. При производстве работ крановщику
запрещается:
— производить погрузку и разгрузку грузов
краном при отсутствии утвержденных схем их правильной обвязки и зацепки;
— поднимать и кантовать груз, масса
которого превышает грузоподъемность крана;
— подтаскивать груз по земле, рельсам и
лагам крюком, грейфером или электромагнитом крана при наклонном положении
канатов;
— отрывать крюком груз, засыпанный или
примерзший к земле, заложенный другими грузами, закрепленный болтами или
залитый бетоном, а также раскачивать груз с целью его отрыва;
— освобождать краном защемленные грузом
съемные грузозахватные приспособления (стропы, клещи и т.п.);
— поднимать железобетонные изделия, не
имеющие маркировки массы;
— передвигать краном платформы,
полувагоны, тележки и другие транспортные средства;
— поднимать людей или груз с находящимися
на нем людьми, а также груз, выравниваемый тяжестью людей или поддерживаемый
руками;
— пользоваться концевыми выключателями в
качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов крана;
— производить погрузку грузов в
автомашины при нахождении водителя или других людей в кабине;
— производить регулировку тормоза
механизма подъема при поднятом грузе;
— поднимать баллоны со сжатыми и
сжиженными газами, не уложенные в специальные контейнеры;
— оставлять на площадках и механизмах
крана инструменты, детали, посторонние предметы и т.п.
4.21. При загрузке и разгрузке
полувагонов, при перемещении груза несколькими кранами, при перемещении груза
над перекрытиями, под которыми размещены производственные и служебные
помещения, где могут находиться люди, при перемещении груза, на который не
разработана схема строповки, а также в других случаях, предусмотренных
проектами производства работ или технологическими регламентами, крановщик
должен производить работы только под непосредственным руководством специалиста,
ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
Разряды профессии машинист козлового крана
У машиниста козлового крана есть следующие уровни профессиональной квалификации: третий, четвертый, пятый, шестой разряды. Их отличие состоит в мощности и грузоподъемности техники.
Машинист козлового крана 3 разряда
Работает с техникой, грузоподъемность которой не превышает 5 тонн.
Машинист козлового крана 4 разряда
Имеет навыки по эксплуатации крана с грузоподъемностью от 5 до 25 тонн.
Машинист козлового крана 5 разряда
Управляет техникой с грузоподъемностью выше 25 тонн.
Машинист козлового крана 6 разряда
Может управлять техникой, которая имеет грузоподъемность более 25 тонн и специальные грузозахватные приспособления. Кроме того, специалисту данной категории доверяют работать с грузами повышенной осторожности.
Тип вакансии
7.1. При техническом уходе за
краном крановщик должен выполнять требования, изложенные в руководстве по
эксплуатации крана, в том числе:
— содержать механизмы и
оборудование крана в чистоте и исправности;
— своевременно производить
смазку всех механизмов крана и канатов;
— хранить смазочный и
обтирочный материал в закрытой металлической таре, удалять с крана
использованный обтирочный материал;
— не оставлять на кране
инструменты, спецодежду и другие предметы;
— содержать кабину крана
(рабочее место) в чистоте.
7.2. Если при техническом
уходе за краном будут выявлены неисправности, крановщик должен сообщить о них специалисту,
ответственному за содержание ПС в работоспособном состоянии, и сделать
соответствующую запись в вахтенном журнале.
7.3. Во время проведения
технического ухода кран должен быть обесточен, рубильник — выключен и заперт на
замок.
Уровень заработной платы профессии машинист козлового крана
Машинисты козлового крана получают высокую заработную плату. Средний уровень оклада составляет 60 000 рублей.
Плюсы и минусы профессии машинист козлового крана
К положительным моментам данной специальности можно отнести:
- востребованность на рынке труда;
- достойный уровень заработной платы.
А к отрицательным моментам стоит отнести:
- отсутствие карьерного роста;
- большой уровень ответственности;
- опасные и вредные производственные факторы.