В 2022 году ФСС продолжает выплачивать работодателям вознаграждение за каждого принятого на работу безработного гражданина. Это сделали, чтобы снизить уровень безработицы и компенсировать нанимателям расходы на зарплату. Теперь работодатели смогут получить поддержку и при найме граждан до 30 лет. Расскажем, кто и когда имеет право получить субсидию.
Правила предоставления субсидии утверждены постановлением Правительства от 13.03.21 № 362.
Деньги от ФСС смогут получить почти все работодатели, но Правительство всё же установило несколько требований:
- Работодатель зарегистрирован до 1 января 2022 года.
- Нет долгов по зарплате, налогам, сборам, взносам, пеням и штрафам, превышающей 10 000 рублей.
- Нет просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций и пр.
- Работодатель не находится в процессе реорганизации (кроме присоединения), ликвидации, банкротства, не приостановил и не прекратил свою деятельность.
- В реестре дисквалифицированных лиц нет сведений о руководителе, членах исполнительного органа, главбухе работодателя.
- Работодатель не получал в 2022 году субсидию по постановлению Правительства от 27.12.2010 № 1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций».
Чтобы получить субсидию, сотрудников нужно принять на полный рабочий день и платить им не меньше МРОТ.
Деньги дадут за трудоустроенных в 2021 году безработных, которых работодателю помогли найти после подачи им заявления о подборе работников.
Также частичная компенсация затрат положена при найме молодежи в возрасте до 30 лет, которые соответствуют критериям:
- лица с инвалидностью и ограниченными возможностями;
- лица, которые прошли срочную службу в армии и в течение четырех месяцев после этого не смогли обеспечить себе занятость;
- лица, которые не имеют среднего профессионального или высшего образования и на данный момент не обучаются по таким образовательным программам;
- выпускники, которые в течение четырех месяцев после получения документа об образовании не смогли обеспечить себе занятость;
- лица, освобожденные из мест лишения свободы;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- лица, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
- родители несовершеннолетних детей.
На дату направления службой занятости к работодателю таких лиц они должны быть безработными или соискателями, зарегистрированными в органах службы занятости и не состоящими в трудовых отношениях;
В момент подписания трудового договора у нанимаемых сотрудников не должно быть работы и статусов ИП, самозанятого, главы КФХ или единоличного исполнительного органа юрлица.
Выплату по субсидии вы получите три раза: первую — через месяц работы у вас трудоустроенных безработных, вторую — через три месяца, третью — через шесть месяцев.
Сумма субсидии рассчитывается по формуле:
Сумма субсидии = (Федеральный МРОТ × Районный коэффициент × Ставка страховых взносов) × Численность трудоустроенных безработных (на 1, 3 и 6 месяцы соответственно).
Получить квалифицированную электронную подпись для заявления на субсидию
Подать заявление на саму субсидию можно не раньше, чем через месяц после даты, с которой трудоустроенный безработный начал выполнять свои обязанности. Крайний срок — 15 декабря текущего года Это можно сделать через личный кабинет страхователя на сайте ФСС.
В заявлении укажите данные о каждом трудоустроенном гражданине: ФИО, дата рождения, СНИЛС, сумма страховых взносов, размер районного коэффициента, дата заключения трудового договора и начала выполнения обязанностей, дата и номер приказа о приёме на работу (при наличии).
Если всё в порядке, первую часть субсидии выплатят в течение 10 рабочих дней со дня направления заявления. Вторую и третью части — по истечении 102 и 192 дней со дня начала работы сотрудника, но не позднее 27 декабря 2022 года.
Если в первые полгода после трудоустройства работник, на которого выплачивается субсидия, заболеет и будет получать от ФСС пособие по временной нетрудоспособности, часть субсидии придётся вернуть. Сумма возврата будет равна всей сумме больничного, выплаченного ФСС, но не больше самой субсидии, которую получил работодатель на такого сотрудника.
Ещё одна причина для возврата — увольнение нанятых молодых сотрудников. ФСС будет проверять, чтобы по истечении первого, третьего и шестого месяцев работы у вас осталось 100 % трудоустроенных лиц, проработавших соответственно первый, третий и (или) шестой месяцы с даты трудоустройства.
Если эти условия не будет выполнено, надо будет вернуть часть средств. Сумму к возврату рассчитают по формуле:
Сумма возврата = Сумма полученной субсидии × (1 — T/S), где:
- T — процент оставшихся в штате безработных на 15 декабря от принятых изначально;
- S — 80 % (плановое значение).
Не возвращать деньги разрешат, только если работники ушли по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ) или работодатель сможет доказать, что уволил их из-за обстоятельств непреодолимой силы.
Начиная с 2021 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям может быть оказана государственная поддержка при трудоустройстве определенных категорий безработных граждан (см. Постановление Правительства РФ от 13.03.2021 № 362 (далее – Постановление № 362)). В частности, работодателям частично компенсируют расходы на наем физлиц, стоящих на бирже труда. Для этого нужно направить заявление с перечнем вакансий через портал «Работа в России» (https://trudvsem.ru/information/pages/support-program). Центр занятости подберет кандидатов. После выхода сотрудника на работу необходимо будет заполнить еще одно заявление – о включении в реестр получателей субсидии. Расскажем об этом подробнее. Тем более что Постановлением Правительства РФ от 18.03.2022 № 398 в Постановление № 362 внесены существенные поправки.
Кроме того, скорректированы утвержденные Постановлением № 362 Правила предоставления субсидий ФСС РФ из бюджета ФСС РФ юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан (далее – Правила).
Цели предоставления субсидий
Согласно поправкам целями предоставления субсидий в 2022 году являются (п. 2 Правил):
1) частичная компенсация затрат работодателя, подавшего заявление о подборе работников и трудоустроившего в 2021 году безработного гражданина;
2) частичная компенсация затрат работодателя на выплату заработной платы работникам из числа трудоустроенных граждан, которые отвечают, в частности, следующим критериям:
а) относятся к категории молодежи в возрасте до 30 лет, включая:
- лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
- лиц, которые с даты окончания военной службы по призыву не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более;
- лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования и не обучающихся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования;
- лиц, которые с даты выдачи им документа об образовании (квалификации) не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более;
- лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- лиц, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
- лиц, имеющих несовершеннолетних детей;
б) относятся к категории лиц, с которыми в соответствии с Трудовым кодексом возможно заключение трудового договора;
в) на дату направления органами службы занятости для трудоустройства к работодателю являлись безработными гражданами или гражданами, ищущими работу, зарегистрированными в органах службы занятости и не состоящими в трудовых отношениях;
г) на дату заключения трудового договора с работодателем не имели работы, не были зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, единоличного исполнительного органа юридического лица, а также не применяли специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Размеры субсидий
Размеры субсидий определяются в соответствии с п. 9 Правил.
Работодателям, указанным в пп. «а» п. 2 Правил, размер субсидии определяется как произведение величины МРОТ, установленного с 1 января 2021 года, увеличенной на сумму страховых взносов и районный коэффициент, и фактической численности трудоустроенных в 2021 году безработных граждан, соответствующих критериям, предусмотренным абз. 12 и 13 пп. «б» п. 2 Правил, по истечении 1-го, 3-го и 6-го месяцев с даты их трудоустройства.
Работодателям, указанным в пп. «б» п. 2 Правил, размер субсидии определяется как произведение величины МРОТ, установленного с 1 января 2022 года, увеличенной на сумму страховых взносов и районный коэффициент, и фактической численности трудоустроенных граждан, названных в пп. «б» п. 2 Правил, соответствующих критериям, предусмотренным абз. 8–13 пп. «б» п. 2 Правил, по истечении 1-го, 3-го и 6-го месяцев с даты их трудоустройства.
Следует учесть, что за период болезни трудоустроенных граждан субсидия не положена. В случае установления факта выплаты трудоустроенным гражданам за счет ФСС пособий по временной нетрудоспособности, периоды которой совпали полностью или частично с периодами, за которые выплачивалась субсидия, денежные средства в размере, равном сумме пособий по временной нетрудоспособности, но не более суммы субсидии, предоставленной ФСС в отношении таких граждан, подлежат возврату работодателем в бюджет ФСС (п. 33 Правил).
Также подлежат возврату средства субсидии в случае установления по итогам обязательных проверок факта несоблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии (п. 34 Правил).
Сроки предоставления субсидий
Субсидия может предоставляться ФСС трижды (п. 10 Правил):
а) по истечении 1-го месяца работы трудоустроенного гражданина;
б) по истечении 3-го месяца работы трудоустроенного гражданина;
в) по истечении 6-го месяца работы трудоустроенного гражданина.
В случае положительного результата проверки ФСС рассчитает размер субсидии и перечислит ее на расчетный счет организации (п. 24–26 Правил):
- по истечении 1-го месяца работы трудоустроенного безработного гражданина – в течение 10 рабочих дней со дня направления заявления, указанного в п. 16 Правил;
- по истечении 3-го и 6-го месяцев работы трудоустроенного безработного гражданина – по истечении соответственно 102 и 192 дней после дня, с которого трудоустроенный гражданин приступил к работе, но не позднее 27 декабря текущего финансового года.
Действия работодателя
Для того чтобы получить субсидию, работодатель должен направить в органы службы занятости заявление с приложением перечня свободных рабочих мест и вакантных должностей, на которые предполагается трудоустройство. Перечень свободных рабочих мест и вакантных должностей должен соответствовать критериям, установленным абз. 2–13 пп. «б» п. 2 Правил. Заявление передается с использованием личного кабинета на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (п. 11 Правил). Форма заявления и форма перечня свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также порядок их заполнения и формат представления утверждаются Федеральной службой по труду и занятости.
После трудоустройства граждан, направленных в организацию центром занятости, но не ранее чем через месяц после даты, с которой они приступили к работе, и не позднее 15 декабря текущего финансового года, работодатель должен направить заявление о включении его в реестр в федеральную государственную информационную систему «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» ФСС. Сделать это можно с использованием информационных систем, применяемых работодателем для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого ФСС на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (п. 16 Правил). Перечень сведений, которые должны быть указаны в таком заявлении, приведен в п. 17 Правил.
В случае изменения численности трудоустроенных граждан, а также в случае обнаружения работодателем ошибок, влияющих на расчет размера субсидии, допущенных им при направлении заявления, указанного в п. 16 Правил, для перерасчета размера субсидии работодатель должен направить в ФСС еще одно заявление с пояснением, подтверждающим обоснованность такого перерасчета (п. 27 Правил).
К сведению: работодатель, направляя заявление, указанное в п. 16 Правил, дает согласие (п. 31 Правил):
а) на осуществление ФСС и органом государственного финансового контроля обязательных проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии;
б) на возврат в доход бюджета ФСС полученной субсидии, при использовании которой было допущено несоблюдение целей, условий и порядка ее предоставления, выявленное по результатам обязательных проверок;
в) на достижение результата предоставления субсидии.
Условия для включения работодателя в реестр
Приведем условия для включения работодателя в реестр и, соответственно, для получения субсидии (п. 5 Правил):
1) государственная регистрация работодателя осуществлена до 1 января 2022 года;
2) направлено заявление, указанное в п. 16 Правил;
3) у работодателя на дату направления в ФСС заявления отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов в сумме, превышающей 10 000 руб.;
4) у работодателя на дату направления в ФСС заявления отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами;
5) работодатель не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к работодателю другого юридического лица), ликвидации, в отношении работодателя не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена;
6) работодателем на дату направления в ФСС заявления не получены из федерального бюджета средства в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, предусмотренные п. 1 Правил;
7) работодатель на дату направления в ФСС заявления не является юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство (территория), включенное в утвержденный Минфином перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 %;
8) в реестре дисквалифицированных лиц на дату направления в ФСС заявления отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, о лице, выполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере работодателя;
9) работодателем трудоустроены безработные граждане на условиях полного рабочего дня с учетом режима рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка работодателя;
10) работодатель выплачивает трудоустроенным безработным гражданам заработную плату в размере не ниже величины МРОТ;
11) у работодателя на дату направления в ФСС заявления отсутствует задолженность по заработной плате;
12) у ФСС имеются свободные остатки лимитов бюджетных обязательств;
13) работодатель не является получателем в 2022 году субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций».
Если работодатель направит в службу занятости заявление с перечнем вакансий, то после трудоустройства отдельных категорий граждан (в том числе молодых людей в возрасте до 30 лет, лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования, лиц, которые с даты выдачи им документа об образовании не являются занятыми в течение 4 месяцев и более, и др.) он может получить от ФСС небольшую субсидию на выплату зарплаты.
Заявление о включении работодателя в реестр для предоставления субсидии можно подать не ранее чем через месяц после того, как указанные сотрудники начали исполнять трудовые обязанности (но не позднее 15 декабря). Субсидия равна МРОТ, увеличенному на сумму страховых взносов и районный коэффициент. Деньги можно получить трижды: по истечении 1-го, 3-го и 6-го месяцев работы таких сотрудников.
Организациям и ИП при найме определенных категорий граждан предусмотрена поддержка от государства. При соблюдении требований законодательства работодатель может получить субсидию из бюджета в размере трех МРОТ на каждого сотрудника, трудоустроенного через центр занятости. Государственная поддержка найма работников существует с марта 2021 года. В статье мы рассмотрим, как расширили программу субсидий за наем безработных в 2022 году, а также как получить господдержку через ФСС.
Содействие занятости
В рамках антикризисных мер государство поддерживает работодателей при трудоустройстве безработных граждан. Субсидии предоставляются для частичной компенсации затрат на выплату им зарплаты и иных затрат. Список лиц, при трудоустройстве которых работодатель может рассчитывать на поддержку, существенно расширен в 2022 году.
Занятость населения дополнительно стимулируется межбюджетными трансфертами для финансирования затрат работодателей на частичную оплату труда безработных, ставших на учет в службе занятости и участвующих в выполнении общественных работ, а также при организации временного трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения.
В Москве для трудоустройства работников иностранных компаний, которые приостановили свою деятельность или планируют сокращение сотрудников, открыт кадровый центр (флагманский центр «Моя работа»).
За счет бюджетных средств организовано профобучение и дополнительное профобразование зарегистрированных в службе занятости безработных граждан и работников, находящихся под риском увольнения.
Программа субсидий
Первоначально программа поддержки занятости предполагала субсидировать наем безработных и выпускников 2020 года. В этом году программа была расширена, охватив ряд категорий граждан в возрасте до 30 лет (выпускники колледжей и вузов без опыта работы, молодые люди без среднего профессионального или высшего образования, инвалиды, дети-сироты, родители несовершеннолетних детей).
С 14 июня 2022 года список лиц, при трудоустройстве которых работодатели могут рассчитывать на господдержку в рамках программы субсидирования найма, снова расширили (постановление Правительства от 04.06.2022 № 1021).
Субсидию предусмотрели для работодателей при приеме на работу граждан, которых уволили в 2022 году, например, при сокращении штата или ликвидации организации.
Программа касается и находящихся под риском увольнения сотрудников, которых перевели в 2022 году к другому работодателю, если предыдущий наниматель ввел неполный рабочий день, объявил простой, предоставил отпуск без сохранения зарплаты. При этом организации, которые переводят между собой сотрудников, не должны быть дочерними или зависимыми по отношению друг к другу обществами.
Размер субсидии
Программа по трудоустройству граждан не предполагает покрытия всех расходов работодателя. Субсидия дается лишь для частичной компенсации затрат на выплату зарплаты работникам и иные расходы.
Размер субсидии определяется индивидуально для каждого получателя следующим образом:
Сумма субсидии = (МРОТ х районный коэффициент + страховые взносы и взносы на травматизм) х количество трудоустроенных безработных.
Выплата производится в три этапа:
- По окончании первого месяца работы нового работника из числа определенной категории лиц.
- По истечении трех месяцев работы.
- По истечении шести месяцев работы.
При определении суммы субсидии учитывается фактически начисленная сумма страховых взносов по трудоустроенному работнику. То есть если работодатель начисляет взносы по пониженным тарифам, то эта именно эта сумма и будет участвовать в расчете.
Пример расчета субсидии
Организация платит страховые взносы по общему тарифу 30 процентов, взносы на травматизм по тарифу 0,2 процента, районные коэффициенты отсутствуют. На работу через центр занятости трудоустроен один безработный в июне. МРОТ с 1 июня 2022 года равен 15 279 рублям.
Первая выплата: 19 893 руб. 26 коп. (15 279 руб. + 15 279 руб. x 30 % + 15 279 руб. x 0,2 %).
Общая сумма субсидии за 6 месяцев работы: 59 679 руб. 77 коп. (19 893 руб. 26 коп. x 3).
Налогообложение субсидии
Сумма субсидии, полученная из ФСС при трудоустройстве особых категорий лиц, учитывается при исчислении налога на прибыль, налога при УСН, НДФЛ у ИП на общем режиме в составе внереализационных доходах, а оплаченные за счет нее затраты (зарплата трудоустроенных безработных и взносы с нее) — в расходах.
С начисленной зарплаты трудоустроенным работникам из особой категории за счет субсидии исчисляется, удерживается и перечисляется НДФЛ в общем порядке.
Выплаты за счет субсидии также облагаются страховыми взносами и взносами на травматизм на общих основаниях.
Трудоустройство безработного
Господдержка работодателя при приеме на работу безработного гражданина будет функционировать при соблюдении следующих условий:
- Безработный стоит на учете с 1 августа 2021 года и направлен к работодателю именно службой занятости.
- На дату заключения трудового договора соискатель не зарегистрирован в качестве ИП или самозанятого.
- Работодатель принимает работника на полный рабочий день.
- Зарплата по трудовому договору не ниже МРОТ.
Научитесь составлять кадровые документы в онлайн-курсе «Всё о кадровом учёте: учимся составлять кадровые документы без ошибок».
Надежда Флакс, начальник отдела обучения ООО «Налоговая консультация», аттестованный налоговый консультант, поделится знаниями о том, как разбираться в трудовом законодательстве и улаживать споры между сотрудниками и работодателем.
Не теряйте время и запишитесь на курс здесь прямо сейчас.
Как получить субсидию
Господдержка предусмотрена только для тех работодателей, которые отвечают установленным критериям:
1. Организация или ИП зарегистрированы до 01.01.2021.
2. На дату подачи заявления на субсидию у работодателя отсутствуют:
- задолженность по налогам и страховым взносам, пеням, штрафам;
- просроченная задолженность по субсидиям и бюджетным инвестициям;
- долги по выплате зарплаты.
3. Работодатель не оформлял льготный кредит на возобновление деятельности в рамках Постановления Правительства от 27.02.2021 № 279, не получал из бюджета другие средства для трудоустройства безработных граждан.
4. Организация не находится в процессе реорганизации (за исключением присоединения к ней другой компании), ликвидации, банкротства, приостановления деятельности. ИП-работодатель не начинал процедуру прекращения деятельности.
5. Руководитель и главбух организации не относятся к категории дисквалифицированных должностных лиц.
6. Доля иностранных организаций из офшорных зон не превышает 50 процентов в уставном капитале организации.
При соблюдении всех условий работодателя включают в реестр получателей субсидии ФСС и он имеет право на получение субсидии при трудоустройстве определенных категорий лиц.
Условия возврата субсидии
Поскольку предоставляемая ФСС субсидия носит целевой характер, потратить ее можно только на конкретные цели:
- выплату зарплаты трудоустроенным работникам из особой категории лиц;
- организацию рабочего места;
- компенсацию затрат на наставничество или другие потребности компании.
При нецелевом использовании средств сумму полученной субсидии придется вернуть в бюджет.
Кроме того, при получении трудоустроенным безработным пособия по временной нетрудоспособности из ФСС в течение шести месяцев с момента приема на работу в фонд должна быть возвращена часть субсидии, приходящаяся на выплату пособия по болезни. Требование о возврате части субсидии будет направлено работодателю органом ФСС и должно быть исполнено в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
Также работодателю придется вернуть субсидию при несоблюдении условия о сохранении численности трудоустроенных работников из особой категории лиц. При оценке результата предоставления субсидии не учитываются работники, уволенные по собственному желанию.
Как подать заявление
Чтобы получить господдержку, работодателю нужно обратиться в центр занятости для подбора специалистов по открытой вакансии. Сделать это можно дистанционно через личный кабинет на портале «Работа России». В службу занятости направляется заявление по установленному формату на подбор работника и перечень свободных рабочих мест и вакантных должностей работодателя.
После официального трудоустройства служба занятости направляет в ФСС сведения о трудоустроенных безработных гражданах и принявших их на работу организациях и ИП. Не ранее чем через месяц работы трудоустроенного безработного работодатель направляет в ФСС заявление на получение субсидии. Сделать это также можно дистанционно — через систему «Соцстрах».
В заявлении, помимо данных о работодателе и каждом трудоустроенном безработном, нужно указать банковские реквизиты счета, на который будет получена субсидия. Работодатель также указывает в заявлении сумму заработной платы, районный коэффициент и сумму взносов по каждому трудоустроенному работнику из особой категории лиц.
Для контроля предоставленных сведений ФСС использует в порядке межведомственного обмена данные пенсионного фонда и ФНС по сданной работодателями отчетности. После проверки заявления соцстрах перечисляет работодателю первую часть субсидии, если в проверке не были обнаружены ошибки и (или) недостоверные сведения. Повторно подавать заявление для выплаты второй и третей части субсидии не требуется.
Помимо этого, ФСС имеет право запросить у работодателя документы, которые подтверждают соблюдение условий для выдачи субсидии. Например, справку из ИФНС об отсутствии задолженности перед бюджетом. Причем запросить документы или сведения ФСС может как перед выдачей субсидии, так и после.
Выплата производится в течение 10 рабочих дней со дня получения от работодателя заявления о выдаче субсидии. Если хотя бы одно условие для получения субсидии не выполняется, то также в 10-дневный срок фонд соцстраха направляет работодателю в личный кабинет на сайте ФСС сообщение об отказе в предоставлении субсидии.
Государство запустило программу поддержки российского бизнеса и потерявших работу. 13 марта 2021 года Правительство подписало Постановление № 362, которым утвердило правила предоставления госсубсидий в 2021 году организациям и ИП на трудоустройство лиц, оставшихся без работы. Расскажем, на каких условиях и сколько денег выплатят в этом случае.
Размер государственной выплаты
Речь идет о частичной компенсации заработной платы, которую работодатель выплатит человеку, принятому на работу. Субсидия рассчитывается исходя из трех МРОТ с увеличением на районный коэффициент (если имеется) и сумму начисленных страховых взносов. Полученный результат умножается на количество трудоустроенных людей.
Выдается субсидия трехступенчато:
- первый платеж организация получит через месяц после приема безработного;
- второй — через 3 месяца;
- третий — через полгода.
Правила действуют в отношении каждого трудоустроенного. Таким образом власти решили способствовать трудоустройству россиян, потерявших заработки во время пандемии.
Условия получения субсидии
Работодатели, желающие участвовать в программе, могут получить помощь от государства при трудоустройстве граждан, отвечающим нескольким критериям:
- принятый на работу человек должен числиться на бирже труда до начала 2021 года в качестве безработного;
- человек, направленный органом службы занятости и принятый на работу, не имеет работы на момент направления его к работодателю;
- на дату подписания трудового договора безработный не должен иметь доход от иной трудовой деятельности, включая доход от предпринимательства;
- результат утвержденной субсидии — к 15 декабря 2021 года предприятие должно сохранить не меньше 80 % от количества принятых на работу безработных россиян.
Как получить господдержку при трудоустройстве безработных
Фонд социального страхования, на который возложено распределение субсидий, будет выдавать их напрямую работодателю по реестру. При этом не надо заключать с ним никаких соглашений.
Сначала нужно подать заявление в центр занятости через личный кабинет на ресурсе «Работа в России» со списком доступных вакансий, на которые планируется устраивать безработных людей. Государственная услуга органа службы занятости заключается в содействии по подбору зарегистрированных соискателей. В свою очередь, ФСС будет получать информацию о трудоустройстве безработных от центров занятости населения.
Чтобы вашу компанию включили в такой реестр, необходимо соблюсти перечисленные ниже условия:
- задолженность по заработной плате, налогам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам отсутствует;
- нет просроченных долгов по субсидиям, взятым из федерального бюджета;
- займы, полученные кредитными организациями, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 279 от 27.02.2021, возвращены в полном объеме;
- организация должна быть действующей, не находиться в процессе реорганизации, банкротства;
- организация не должна быть зарегистрирована в офшоре либо участие офшорной компании в ее уставном капитале не превышает 50 %;
- руководящие лица компании — директор и главный бухгалтер — не имеют дисквалификации;
- новый сотрудник принят на работу с полным рабочим днем и зарплатой не ниже МРОТ.
Спустя месяц после даты трудоустройства безработного работодатель направляет в ФСС заявление о включении его в реестр получателей субсидии. ФСС проверит на соответствие условий и достоверность представленных сведений работодателя. Наряду с этим фонд проконтролирует факт принятия в ряды компании безработного и выплату ему первой зарплаты не меньше минимального заработка.
Срок выплаты компенсации
Если проверка нанимателя пройдет успешно, в течение 10 дней после отправки заявления на банковский счет компании, указанный в заявлении, поступят деньги. Также 10 дней дано на отказ в предоставлении субсидии, если результат проверки не увенчается успехом.
Придется вернуть деньги, если:
- компания на 15 декабря 2021 не сохранила 80 % трудоустроенных безработных граждан;
- деньги потрачены на другие цели;
- при отказе в субсидии оплата больничного пособия трудоустроенного безработного произведена из бюджетных денег фонда.
Подводим итоги
- Размер субсидии на каждого принятого сотрудника равен трем МРОТ, увеличенным на районный коэффициент и сумму страховых взносов. Выплачивается в три этапа.
- Принятый в рамках программы на работу человек должен быть ранее зарегистрирован в службе занятости и нигде не работать.
- На 15.12.2021 в организации должны трудиться не менее 80% принятых безработных.
- Предприятие должно быть действующим, без долгов, не быть зарегистрированным в офшоре, не иметь дисквалифицированного руководства.
- Координировать работу и выплачивать субсидии из своего бюджета будет ФСС.
Если раньше компании и организации могли рассчитывать на господдержку при трудоустройстве отдельных категорий граждан до 30 лет, то теперь программа охватывает всю молодежь, находящуюся в процессе поиска работы. Кроме того, поскольку с 1 июня 2022 года МРОТ увеличился до 15 279 руб., то и размер самой субсидии стал больше.
Проект субсидирования найма был запущен еще в марте 2021 года как мера поддержки занятости. Согласно этой программе, работодателям выплачивалась субсидия при приеме на работу безработных граждан, которые регистрировались в центрах занятости. Изначально мера поддержки работала в период пандемии и была рассчитана на стимулирование компаний и ИП нанимать молодых специалистов и выпускников колледжей и вузов 2020 года.
В марте, а потом в августе 2022 года программа была подкорректирована. Были конкретизированы категории граждан, на которые она распространяется. Решение принималось на фоне нарастающего санкционного давления, поэтому правительство учитывало в том числе ситуацию на рынке труда.
Летом были приняты изменения, которые затронули выплату 3 МРОТ за безработных до 30 лет и позволили упростить трудоустройство граждан, которые в 2022 году перешли на постоянную работу к другому работодателю, но оказались под риском увольнения. В конце ноября было принято Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 № 2134, которое продлило программу господдержки работодателей на весь 2023 год.
Стоит отметить, что программа субсидирования найма видоизменялась несколько раз по разным экономическим причинам.
Первый этап. В 2021 году основная задача субсидирования найма состояла в трудоустройстве тех, кто встал на учет в качестве безработных. Так государство пыталось смягчить удар пандемии по рынку труда.
Второй этап. Работодателям предложили выплату в размере 3 МРОТ при трудоустройстве безработного определенной категории. Таким образом, цель госпрограммы была подкорректирована с учетом меняющихся экономических реалий: приостановка деятельности западных компаний, наплыв беженцев и др.
Определенные категории упоминались в Постановлении Правительства от 13.03.2021 № 362:
- Граждане в возрасте до 30 лет, включая инвалидов, детей-сирот, родителей несовершеннолетних детей, выпускников колледжей и вузов без опыта работы, молодых людей без среднего профессионального или высшего образования. К этой же категории относятся лица, которые в течение 4 месяцев и более после окончания военной службы по призыву не могут трудоустроиться; лица, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Основание – Постановление Правительства от 13.03.2022 № 398.
- Уволенные в текущем году в результате ликвидации предприятия или сокращения численности персонала или штата (п. 1-2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Основание для предоставления субсидии – Постановление Правительства от 04.06.2022 № 1021.
- Граждане, находящиеся под риском увольнения, трудовой договор с которыми заключен в 2022 году в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями. Речь идет о сотрудниках компаний, приостановивших деятельность на неопределенный срок (п. 1 ст. 77 ТК РФ). Основание – Постановление Правительства от 04.06.2022 № 1021.
- Граждане Украины, ДНР, ЛНР, которые получили удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Основание – Постановление Правительства от 04.06.2022 № 1021.
Все перечисленные категории граждан на момент трудоустройства должны быть безработными (находиться в поиске работы), зарегистрированными в службе занятости населения и на дату заключения трудового договора с работодателем не иметь работы, не быть ИП (главой КФХ, самозанятым) и директором (гендиректором) организации.
Третий этап. С 23 августа 2022 года программа 3 МРОТ снова видоизменилась (Постановление Правительства РФ от 19.08.2022 № 1461):
- Субсидия распространяется на всю молодежь в возрасте до 30 лет, которая ищет работу.
- Исключается требование о регистрации в качестве безработных для тех граждан, которые в 2022 году были переведены на постоянную работу к другому работодателю, но оказались под риском увольнения, в том числе отправлены в неоплачиваемый отпуск, переведены на неполный рабочий день.
Формула расчета субсидии осталась прежней: 3 МРОТ, увеличенные на районный коэффициент, сумму страховых взносов и количество трудоустроенных. В среднем сумма на одного сотрудника составляет примерно 50 000 руб.
Первый платеж работодатель получает через месяц после трудоустройства соискателя, второй — через три месяца, третий — через шесть месяцев.
В 2022 году размер субсидии вырос в связи с повышением МРОТ, которое произошло дважды — в начале года и с 1 июня.
При трудоустройстве безработного до 1 июня 2022 года первый транш выплат был привязан к МРОТ в размере 13 890 руб.
При найме граждан после 1 июня 2022 года размер выплаты привязывается к МРОТ в 15 279 руб.
Вторые и третьи платежи поступают с учетом МРОТ в 15 279 руб.
В п. 5 Правил предоставления субсидий указаны все требования к работодателям, которые намерены получить господдержку для частичной компенсации трудоустройства безработных.
В процессе проверки работодателя на соответствовали требований ФСС и ПФР будут проверять:
- Добросовестность налогоплательщика. У него должна отсутствовать задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, на сумму более 10 000 руб.
- Надежность пользователя бюджетных средств. На момент подачи заявки на субсидию у работодателей не должно быть задолженности по возврату госсубсидий и бюджетных инвестиций.
- Порядочность работодателя. Будут обращать внимание на отсутствие задолженностей по зарплате, на то, чтобы трудоустроенные специалисты работали на условиях полного рабочего дня и получали зарплату не меньше МРОТ.
- Отсутствие проблем в деятельности. Важно, чтобы бизнес не находился в процессе реорганизации (исключение — реорганизация в форме присоединения к работодателю другого юрлица), ликвидации. В отношении работодателя не должна быть введена процедура банкротства.
Кроме того, важно, чтобы работодатель не получал иных аналогичных субсидий и субсидию, предоставленную в 2022 году для решения социальных вопросов (в соответствии с Постановлением Правительства от 27.12.2010 № 1135); не являлся юрлицом с долей участия более 50 % иностранных организаций, местом регистрации которых являются офшоры; информация о руководителе организации или главбухе не значилась в реестре дисквалифицированных лиц.
Оформить субсидию в размере 3 МРОТ на сотрудника несложно. Придется заполнить два заявления на цифровых платформах и предоставить необходимую информацию. Все можно сделать дистанционно.
Для получения субсидии работодателю нужно:
- Через личный кабинет платформы «Работа в России» подать заявление и указать перечень свободных рабочих мест и вакансий, на которые требуются специалисты. Служба занятости поможет в подборе персонала из числа безработных. На этом этапе платформа выдает все условия для получения компенсации, с которыми можно свериться.
- Через месяц после трудоустройства гражданина подать еще одно заявление — чтобы работодателя, как получателя субсидии, включили в реестр ФСС. Это можно сделать через личный кабинет ФСС. Нужно указать сведения по каждому нанятому безработному: ФИО, дата рождения, СНИЛС, сумма страховых взносов и т.д.
- Дождаться решения ФСС по выплате — обычно на это уходит не более 10 дней. Решение зависит от того, включена ли информация о работодателе и трудоустроенных гражданах в состав сведений, которые ФСС получает от службы занятости, а также факта трудоустройства граждан и получения ими зарплаты в размере не ниже МРОТ.
При положительном решении первая часть субсидии поступает на расчетный счет работодателя. Вторая и третья части выплачиваются по итогам третьего и шестого месяцев с даты трудоустройства граждан, но только после проведения очередной проверки ФСС.
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 МАРТА 2021 Г. N 362
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362 “О государственной поддержке в 2021 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 13, ст. 2229; N 25, ст. 4827; N 40, ст. 6831).
Федеральной службе по труду и занятости и Фонду социального страхования Российской Федерации заключить соглашение об информационном взаимодействии по вопросам, касающимся предоставления субсидий юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан, в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М. МИШУСТИН
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. N 398
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 МАРТА 2021 Г. N 362
Наименование изложить в следующей редакции:
“О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ В 2022 ГОДУ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВКЛЮЧАЯ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ЦЕЛЯХ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН”.
Пункт 1 изложить в следующей редакции:
Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2022 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан.”.
В пункте 2 слова “юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан” заменить словами “юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан”.
В пункте 3 слова “юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан” заменить словами “юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан”, слова “до 1 февраля 2022 г.” заменить словами “до 1 февраля 2023 г.”.
Пункт 4 признать утратившим силу.
В пункте 6 слова “юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в реализации мероприятий по стимулированию к трудоустройству безработных граждан” заменить словами “юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в реализации мероприятий по стимулированию занятости отдельных категорий граждан”.
В Правилах предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2021 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан, утвержденных указанным постановлением:
“ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2022 ГОДУ ИЗ БЮДЖЕТА ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ВКЛЮЧАЯ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ В ЦЕЛЯХ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН”;
пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий в 2022 году Фондом социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) из бюджета Фонда юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан (далее соответственно – работодатели, субсидии).
Целями предоставления субсидий являются:
частичная компенсация затрат работодателя на выплату заработной платы работникам из числа трудоустроенных граждан, которые отвечают следующим критериям:
лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
лиц, которые с даты окончания военной службы по призыву не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более;
лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования и не обучающихся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования;
лиц, которые с даты выдачи им документа об образовании (квалификации) не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более;
лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
лиц, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
лиц, имеющих несовершеннолетних детей;
относятся к категории лиц, с которыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации возможно заключение трудового договора;
на дату заключения трудового договора с работодателем не имели работы, не были зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, единоличного исполнительного органа юридического лица, а также не применяли специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход”.”;
пункт 3 признать утратившим силу;
в абзаце втором пункта 4 слова “федерального бюджета, предоставленных бюджету” заменить словами “, предусмотренных в бюджете”;
в пункте 5:
в подпункте “а” слова “до 1 января 2021 г.” заменить словами “до 1 января 2022 г.”;
подпункт “в” дополнить словами “, превышающей 10 тыс. рублей”;
в подпунктах “и” и “к” слово “безработные” в соответствующем падеже исключить;
подпункт “н” изложить в следующей редакции:
работодатель не является получателем в 2022 году субсидии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1135 “О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций”.”;
пункты 9 – 11 изложить в следующей редакции:
Размер субсидии работодателям, указанным в подпункте “а” пункта 2 настоящих Правил, определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда, установленного с 1 января 2021 г. Федеральным законом “О минимальном размере оплаты труда”, увеличенной на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент, на фактическую численность трудоустроенных в 2021 году безработных граждан, соответствующих критериям, установленным абзацами двенадцатым и тринадцатым подпункта “б” пункта 2 настоящих Правил, по истечении 1-го, 3-го и 6-го месяцев с даты их трудоустройства.
Размер субсидии работодателям, указанным в подпункте “б” пункта 2 настоящих Правил, определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда, установленного с 1 января 2022 г. Федеральным законом “О минимальном размере оплаты труда”, увеличенной на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент, на фактическую численность трудоустроенных граждан, указанных в подпункте “б” пункта 2 настоящих Правил (далее – трудоустроенные граждане), соответствующих критериям, установленным абзацами вторым тринадцатым подпункта “б” пункта 2 настоящих Правил, по истечении 1-го, 3-го и 6-го месяцев с даты их трудоустройства.
Предоставление субсидии в целях, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, осуществляется Фондом:
В целях предоставления субсидии работодатель направляет заявление с приложением перечня свободных рабочих мест и вакантных должностей, на которые предполагается трудоустройство соответствующих критериям, установленным абзацами вторым тринадцатым подпункта “б” пункта 2 настоящих Правил, трудоустроенных граждан, в органы службы занятости с использованием личного кабинета Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений “Работа в России”.”;
пункт 13 изложить в следующей редакции:
Органы службы занятости в рамках полномочий, предусмотренных Законом Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”, оказывают работодателю содействие в подборе необходимых работников из числа трудоустроенных граждан, соответствующих критериям, установленным абзацами вторым тринадцатым подпункта “б” пункта 2 настоящих Правил.”;
по тексту пункта 15 слово “безработных” исключить;
в абзаце первом пункта 16 слово “безработный” исключить;
в подпункте “б” пункта 17:
по тексту слово “безработный” в соответствующем падеже исключить;
абзац восьмой дополнить словами “(при наличии)”;
по тексту пункта 19 и в пунктах 21, 26 и 27 слово “безработный” в соответствующих числе и падеже исключить;
по тексту пункта 31 слово “обязательные” в соответствующем падеже исключить;
в пункте 33 слово “безработные” в соответствующем падеже исключить;
в пункте 34 слово “обязательных” исключить;
пункт 35 изложить в следующей редакции:
Результатом предоставления субсидии является:
для работодателей, указанных в подпункте “а” пункта 2 настоящих Правил, – сохранение работодателем занятости не менее 80 процентов от численности трудоустроенных безработных граждан в течение 6 месяцев с даты их трудоустройства. При оценке результата предоставления субсидии не учитываются трудоустроенные безработные граждане, уволенные на основании статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации;
для работодателей, указанных в подпункте “б” пункта 2 настоящих Правил, – обеспечение занятости 100 процентов трудоустроенных граждан по истечении 1-го, и (или) 3-го, и (или) 6-го месяцев работы от численности граждан, проработавших соответственно 1-й, и (или) 3-й, и (или) 6-й месяцы с даты трудоустройства.
Оценка результата предоставления субсидии осуществляется Фондом с использованием сведений, получаемых по каналам межведомственного взаимодействия из информационных систем Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральная служба по труду и занятости совместно с Фондом и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области содействия занятости населения, осуществляет мониторинг занятости трудоустроенных граждан в течение года с момента их трудоустройства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения, оказывают содействие таким гражданам в поиске подходящей работы.”;
в пункте 36 слова “по состоянию на 15 декабря 2021 г.” заменить словами “по истечении соответствующих периодов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 35 настоящих Правил,”;
в пункте 37 слова “на 15 декабря 2021 г.” заменить словами “по истечении соответствующих периодов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 35 настоящих Правил,”;
в пункте 39 слово “обязательные” исключить;
дополнить пунктами 40 и 41 следующего содержания:
Работодатель может воспользоваться правом на получение субсидии за одного и того же трудоустроенного гражданина однократно.
Фондом осуществляется мониторинг достижения результата предоставления субсидии на основании итогов проверки и идентификации, установленных пунктом 19 настоящих Правил, в порядке и по формам, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации.”.