Сфера деятельности: социальная
Вид деятельности: оказание социальных услуг с проживанием
Число сотрудников: 50 чел.
Район Перово, ВАО
В 1907 году
Обществом для призрения престарелых
и лишенных возможности к труду артистов в районе
Измайловского парка был выстроен флигель, который именовался
«Убежищем для престарелых артистов Московских Императорских
театров».
это здание перешло в ведение
СОБЕСа, но с 1922 года оно стало вновь
принадлежатьУбежищу. В 1935 году Убежище было передано
Всероссийскому театральному обществу. Этот благоустроенный дом
в Измайлове стал именоваться Домом ветеранов сцены имени
А. А. Яблочкиной. В нем проживало около
Здесь жила и первая исполнительница роли Нины
Заречной («Чайка» А. П. Чехова) в Художественном
театре. — М. Роксанова, и первая исполнительница
роли Франчески («Франческа да Римини» С. Рахманинова)
в Большом театре Н. Салина, и многие
другие.
ветераны вселились в новое
здание ДВС, что расположилось в березовой роще на шоссе
Энтузиастов. Здание ДВС, состоящее из шести корпусов
и связанное между собой по второму этажу переходной
галереей, было построено силами
управления ВТО по проекту архитектурной мастерской
№ 12 Моспроекта. А 27 декабря
состоялось торжественное открытие Московского ДВС
им. А. А. Яблочкиной, на котором присутствовали
министр культуры СССР Е. А. Фурцева и председатель
ВТО М. И. Царев.
Требуемый опыт работы:
Москва, , , , Олимпийский проспект, 7к2
Работодатель, вероятно, уже нашел нужного кандидата и больше не принимает отклики на эту вакансию
Уход за пожилыми людьми на дому. – Помощь в проведении санитарно-гигиенических процедур (смена постельного/нательного белья, смена памперса, купание). –
Работодатель сейчас онлайн
Опыт работы в социальной сфере от 1 года, навыки работы с лежачими пациентами. Умение измерять температуру тела, артериальное давление.
приготовить, разогреть покушать, помыть посуду. – уборка, мытье, только в комнате, где проживает наш подопечный. – покупка продуктов, оплата ЖКХ. –
у вас нет опыта, но вы решили сменить сферу деятельности, обучим на стажировке. – наличие медицинской книжки. – ответственности. – исполнительности. – пунктуальности. –
Опыт работы от года. Образование среднее.
Уважаемый пользователь, ищете работу? Следовательно Вы соискатель работы: временно безработный, выпускник ВУЗа или специалист, который желает найти более приемлемое место работы.
Интернет-Портал мультирегиональный Электронный Центр Занятости Населения поможет Вам удовлетворить все потребности в поиске работы.
Электронный Центр Занятости Населения —
это реальная возможность легко, почти бесплатно и максимально быстро найти интересную и высокооплачиваемую работу.
Наша задача — сделать поиск работы простым и эффективным, чтобы каждый соискатель мог оперативно реагировать на новые рабочие места и своевременно
связываться с представителями компаний (фирм, организаций, ИП, ПБОЮЛ), разместивших вакансии.
С данным сайтом Мультирегиональный Электронный ЦЗН ищут работу тысячи человек, воспользуйтесь нашими услугами и Вы!
Уверяем Вас, что на нашем мультирегиональном интернет-портале Электронного ЦЗН можно найти работу по любой специальности.
При использовании материалов этого мультирегионального центра трудоустройства и занятости для электронных средств массовой информации обязательно размещение гиперссылки на www.employmentcenter.ru, для печатных СМИ обязательно указание источника “www.EmploymentCenter.Ru – Электронный Центр Занятости Населения (вакансии и резюме)” или “www.EmploymentCenter.Ru – Электронный ЦЗН (вакансии и резюме)”.
В Доме ветеранов сцены имени А. А. Яблочкиной состоялось праздничное открытие первого Московского фестиваля ветеранов сцены. Нам удалось окунуться в праздничную атмосферу и увидеть закулисную жизнь здешних обитателей.
Каждый уголок в доме пропитан творческой энергетикой и в то же время здесь спокойно, уютно и по-домашнему. Наверное, так и должно быть в настоящем убежище для актеров, как говорила основательница Дома ветеранов сцены в Санкт-Петербурге, русская актриса Мария Савина. «Убежище» было основано в 1896 году, а позже, в 1935 году, после передачи Всероссийскому театральному обществу получило своё нынешнее название — «Дом ветеранов сцены». Тогда же ему присвоили имя великой русской актрисы Александры Александровны Яблочкиной, которая в то время возглавляла Всероссийское театральное общество.
Спустя десятилетия активисты Дома выступили с предложением организовать фестиваль ветеранов сцены, вдохнуть жизнь в стены их любимого «убежища». Идея оказалась удачной. Инициативу с удовольствием поддержало руководство. И вот на сцене небольшого уютного зала вновь зазвучали знакомые голоса. Участниками фестиваля стали не только жители Дома, но и приглашенные ветераны сцены. Одним таким гостем стал заслуженный артист России, советский и российский актер театра и кино Олег Марусев. «Там, где засыпает совесть, прорезается голос», — шутит Олег Федорович и исполняет песню.
Раззадорила зал великолепным исполнением на фортепиано Венского вальса Зинаида Волхонская-Легкая.
Заставил задуматься, а местами даже прослезиться актер театра и кино, житель Дома ветеранов сцены Анатолий Пашнин. Он прочитал наизусть балладу «Зодчие» Дмитрия Кедрина.
Великолепную актерскую игру продемонстрировал заслуженный артист России, актер театра и кино Геннадий Голубин, который проживает в Доме ветеранов сцены. Зрителям он представил басню «Волк и ягненок».
Вот так открылся первый фестиваль ветеранов сцены: с улыбками, слезами, словами благодарности, нескончаемыми аплодисментами, а главное — все на своих местах, как и было несколько десятков лет назад. Участников ждет насыщенная фестивальная программа: выезды в музеи, театры, просмотры фильмов, выступления и многое другое. Продлится фестиваль до 15 ноября. Закрытие приурочат ко дню рождения А. А. Яблочкиной.
На сцене все выглядит красиво: свет, музыка, декорации. А как в жизни? Все ли устраивает пожилых артистов? Сегодня Дом ветеранов рассчитан на 90 человек. Здесь все продумано для удобства и комфорта людей. У каждого ветерана своя небольшая квартира по типу гостиничного номера, в которой имеется всё необходимое. Питание шестиразовое, каждый выбирает себе блюда из специального меню. Поесть можно в столовой или заказать еду к себе в комнату.
Кстати, средний возраст ветеранов Дома — 80 лет, выше средней продолжительности жизни россиян. Есть здесь и свои долгожители, многим из которых уже более 90 лет, однако эти люди продолжают заражать окружающих своим оптимизмом и жизнелюбием. И у каждого — своя сценическая судьба, свои победы, своя слава.
Александр Николаевич Борисов — журналист, блогер, актер, общественный деятель, писатель, сценарист, в общем, всего и не перечислишь. Долгое время жил и работал в Санкт-Петербурге. Попал сюда по совету одной своей знакомой. Приехал в гости, посмотрел и понял, что это то место, которое он искал: «Здесь рай на земле. Все свое время я могу сосредоточить на творчестве. Меня не заботят походы по магазинам, готовка, уборка. Все это сделают за меня».
Праздники отмечают ветераны сцены с размахом. И на сцене концерт организуют, и стол в холле накроют. Когда тепло — выходят на веранду, устраивают посиделки там. Кто желает, празднует здесь свой день рождения. Приглашают друзей, родственников — все как дома, все свои. Например, на 8 марта один из активистов Дома, Александр Борисов, угощает всех дам шампанским и ананасами. Вот такая экзотика.
Что касается досуга, то для жителей Дома ветеранов сцены составлено расписание на каждый день. Каждый может для себя выбрать занятие по душе: скандинавская ходьба, уроки французского, просмотры фильмов, чтение и многое другое. Кстати, французским языком ветераны занимаются в рамках проекта «Московское долголетие».
Дружественная обстановка, романтика театра, вечерние посиделки, прогулки по саду — идеальная почва для романтических отношений. Кто сказал, что в 70 лет нельзя встретить свою половинку? Еще как можно, пожилые артисты знают это не понаслышке. Идеальная пара: он актер, она актриса. Александр Николаевич и Галина Михайловна познакомились в Доме ветеранов сцены имени А. А. Яблочкиной. Отношения завязались не сразу. Как и полагается мужчине, Александр Николаевич постоянно был в работе, занимался творчеством, поэтому виделись они редко. «Сами не поняли, как все закрутилось, завертелось. Теперь неразлучны. Если я не выхожу из комнаты пару часов — Саша звонит, беспокоится. Всегда хочется тепла, любви, и он мне это дает, — говорит Галина Дмитриева. — Историй любви в нашем Доме много».
Кстати, здесь проживают и семейные пары. У них общие квартиры, разделенные на две комнаты.
Многие, ныне живущие в Доме ветеранов сцены, попали сюда по «сарафанному радио». Неважно, актер вы, журналист, писатель или учитель — любой может подать заявление и получить приглашение на собеседование. «Конечно, в приоритете у нас именно актеры, но мы открыты для любых творческих людей», — говорит директор Дома Андрей Сучков.
Жизнь старшего поколения здесь организована именно так, как и хотелось когда-то Александре Яблочкиной. Она писала: «Пребывание в Доме ветеранов сцены — это заслуженный отдых, своего рода награда за большую трудовую долгую жизнь, в которой люди прожили, не задумываясь, отдавая все свои силы для служения искусству, своему народу».
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Дом ветеранов сцены им. А. А. Яблочкиной был основан в 1907 году и находился в Измайловском парке в небольшом деревянном доме до 1965 года. В 1965 году был сдан в эксплуатацию ныне существующий комплекс. Дом ветеранов сцены был предназначен для постоянного проживания членов СТД РФ (ВТО) — работников театров, актёров, режиссёров, работников сцены и возможного поселения представителей близких творческих профессий: художников, работников телевидения и радио, журналистов, педагогов, общественных деятелей. В настоящее время ДВС им А. А. Яблочкиной — стационарное учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов I и II групп, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, в том числе театральных деятелей — ветеранов сцены, которые принимаются в ДВС им. А. А. Яблочкиной в приоритетном порядке.
Материально-техническое обеспечение и перечень социальных услуг
1. Предоставление жилых комнат, согласно утвержденным нормативам, а также комнат с комфортным проживанием.
Оснащение комнат мебелью: кровати, столы, стулья, тумбочки, шкаф для одежды, телевизор, холодильник. При желании клиента, возможно создание комфортных условий, максимально приближенных к домашним, с обстановкой из личной мебели и вещей для большего уюта.
2. Обеспечение питанием, согласно утвержденным нормативам. Питание 5-разовое, осуществляется по 28-дневному меню, в том числе диетическому (стол № 9). Общее количество оборудованных столовых — одна на 90 посадочных мест. Имеется современная мебель, столовая посуда, современное кухонное оборудование.
3. Обеспечение мягким инвентарем в полном объеме (одежда, обувь, нательное белье и постельные принадлежности), согласно утвержденным нормативам.
4. Отдел бытового обслуживания представлен оборудованной парикмахерской, где организовано предоставление услуг парикмахера, и швейной мастерской, в которой штатный сотрудник (швея) выполнит работы по ремонту одежды.
5. Оборудована библиотека. Укомплектована книгами, журналами, газетами, настольными играми. Библиотечный фонд составляет более 6000 изданий.
6. Для проведения досуга в учреждении имеются:
7. Для проведения культурно-массовых мероприятий оборудованы и функционируют:
- концертный зал, оснащенный звуковым оборудованием;
- гримёрные комнаты.
Имеется мультимедийное оборудование, звуковая аппаратура в полном объеме.
8. Для отправления религиозных обрядов создана и функционирует Домовая церковь.
9. В ДВС им. А. А. Яблочкиной организованы посещения театральных спектаклей практически во все московские театры, поездки на самые различные культурно-массовые мероприятия города Москвы и РФ, проводятся экскурсии по Москве и окрестностям.
Медицинская часть ДВС им. А. А. Яблочкиной представлена отдельным медицинским корпусом, включающим в себя кабинеты врача-терапевта, психиатра, невролога, психотерапевта, круглосуточный пост дежурной медицинской сестры, процедурный кабинет, палаты, физиотерапевтический кабинет, аптеку.
Каждого пациента наблюдает врач-терапевт по индивидуально составленной программе, которая включает необходимую базисную медикаментозную терапию, курсовую терапию, контроль динамики состояния.
В случае необходимости постоянного контроля состояния здоровья, больные переводятся в палаты медицинского корпуса.
В пансионате организовано круглосуточное наблюдение силами среднего медперсонала.
В лечении пациентов имеется возможность применения внутримышечных и внутривенных инъекций, внутривенных капельных вливаний лекарственных препаратов (строго по назначению врача).
Физиотерапия, представленная лазерным кабинетом, собственно физиотерапевтическим кабинетом, ингаляторием, позволяет успешно использовать в комплексном лечении и реабилитации лиц пожилого возраста методы немедикаментозного воздействия: лазеротерапию, магнитотерапию, УВЧ-терапию, дарсонвализацию, электрофорез, фонофорез, ингаляции, кислородные коктейли, УФО, ДДТ.
При необходимости пациенты осматриваются узкими специалистами территориальных учреждений здравоохранения. В отдельных случаях производится госпитализация в городской стационар.
- Электрокардиография
- Мониторинг артериального давления
- Забор крови для проведения медицинских анализов
- Определение пищевого статуса
- Определение ЧСС
- Определение ЧДД
- Определение степени бронхообструкции
Работает кабинет психолога, оснащённый аудиотекой для релаксации и психологической разгрузки. Ведётся индивидуальная работа в отделении милосердия. В комнате досуга проводятся показы видеофильмов и беседы (лекции) на актуальные темы.
Созданы условия для творческой реализации: проведение репетиций с опытным концертмейстером, подготовка и участие в тематических и праздничных концертах, музыкальных и литературных вечерах.
Любители природы имеют возможность реализовать себя в благоустройстве садово-парковой зоны. У жилых корпусов выделены территории для создания клумб, цветников. Имеется садовый инвентарь в полном объёме.
При необходимости могут быть организованы встречи-консультации с высококвалифицированным юристом.
Социальные работники учреждения оказывают помощь в решении многих возникающих вопросов.
Дата регистрации учреждения – 25.08.1994
Информация о лицензиях:
Лицензия Л041-01137-77/00383010 на осуществление медицинской деятельности
Лицензия Л042-01137-77/00284883 на осуществление фармацевтической деятельности
- Лицензия ЛО-77-01-018961 от 24.10.2019 на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), выдана Департаментом здравоохранения города Москвы.
- Лицензия ЛО-77-02-008230 от 26.12.2016 на осуществление фармацевтической деятельности, выдана Департаментом здравоохранения города Москвы.
Сведения о формах социального обслуживания
- 148003 стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию;
- 148004 стационарное социальное обслуживание в отделениях милосердия граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию.
1. Калягин А. А. народный артист РСФСР, председатель Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)».
2. Кибовский А. В. — Министр Правительства Москвы, Руководитель Департамента культуры города Москвы.
3. Швыдкой М. Е. — специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству, художественный руководитель Московского Театра Мюзикла.
4. Тимофеев В. А. — директор ГБУК «Московский государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник».
5. Ушаков А. Ф. — генеральный директор Культурно-развлекательного комплекса «Измайловский кремль».
6. Миронова М. А. — народная артистка России, учредитель Благотворительного фонда поддержки деятелей искусств «Артист».
7. Георгиева М. М. — генеральный директор Национального фонда поддержки правообладателей.
8. Смирнова Н. А. — Президент Международного благотворительного фонда развития культуры и искусства «Призвание».
Домов ветеранов сцены в мире всего два: один в Москве, другой в Питере. Они создавались еще до революции, при Николае II. Актеры всю жизнь выступали на сцене, а в старости многие из них оказывались на улице. Идея открыть для них убежище пришла актрисе Александринского театра Марии Савиной, в честь нее назвали первый дом в Питере.
«На новогоднем балу с 1895 на 1896 год она пришла с глубоким декольте и голой спиной к Николаю II на поклон — по воспоминаниям известно, что царь был в нее влюблен, — говорит действующий директор Дома ветеранов сцены Лев Фимович. — Все заметили, как она этим декольте прислонилась к руке его величества. Он, сильно раскрасневшись, сказал проходящему мимо брату князю Константину, чтобы тот отдал участок на Малой Невке для “создания убежища престарелых актеров и их детей, доколе оные будут существовать”. Московский дом был создан царем на десять лет позже».
В 2005 году московский дом чуть не закрыли: постояльцев не хватало. В него брали только престарелых артистов с московской пропиской. Среди них желающих жить в доме престарелых было немного. Тогда решили брать и людей нетеатральных профессий, но уже на коммерческой основе. Так дом заполнили полностью. Сейчас в нем живет 90 человек. Ветераны за проживание отдают 75% пенсии. В среднем на карманные расходы у них остается по 3,5 тысячи рублей в месяц.
«За 40 лет работы на сцене нам с женой выделили две комнаты»
Вместо ожидаемой больничной палаты с койками и голубыми стенами я оказалась в небольшой, но уютной квартире, где пахло жареной картошкой. Владимир и Инесса Рижские сразу же предложили мне сфотографировать полуметровую театральную афишу советских времен с их именами. Афиша висит прямо по центру стены в коридоре, пожелтевший лист бумаги — единственное напоминание об их сценическом прошлом.
Рижские познакомились в театральной студии ГИТИСа, когда были еще студентами. После института вместе были приняты на работу в Московский ТЮЗ, потом играли в театрах имени Маяковского и Пушкина. Последние 25 лет провели на эстраде — работали актерами в «Москонцерте». Жили и играли вместе почти сорок лет.
Вспоминать о том, как они сюда попали, не любят. У Владимира Рижского случился инфаркт на сцене, вслед за ним начала болеть жена. «Можно было бы помереть на сцене, но зачем? Ушли на пенсию», — говорит Рижский. Oни решили поехать жить в Канаду вслед за дочкой, а для этого продали свою большую квартиру в центре Москвы.
«Хотели вообще совсем там остаться, — рассказывает Инесса. — В Канаде все прекрасно, тихо, спокойно, как в деревне, но это золотая клетка. Некуда пойти, не с кем разговаривать, языка не знаем. Дети работают, и им не до нас. Ходили на курсы английского языка, но в нашем возрасте это трудно. Преимущественно руками изъяснялись. Там родиться надо или уезжать молодым, лет до 15. Тогда еще можно прижиться».
Рижские прожили в Канаде четыре года и решили вернуться. Оставаться там дальше они категорически отказались, хотя в Москве было уже возвращаться некуда: квартира продана, а все ближайшие родственники в Канаде.
«Мы обратились за помощью в Союз театральных деятелей. Они за 40 лет работы на сцене нам с женой выделили две комнаты в Доме ветеранов сцены. Живем здесь пятый год. К дочке в Канаду мы больше не возвращались. Нет желания даже в гости поехать», — говорит Владимир.
Двухкомнатные квартиры в доме ветеранов выделяют только семейным парам. Таких здесь немного. Одну комнату Рижские используют как спальню, другую как гостиную. В гостиной стоит небольшой удобный диван, стол, пара стульев и сервант с коллекцией фарфоровых кукол. Многочисленные статуэтки актрис, замерших в театральных позах, занимают большую часть жилплощади комнаты.
«Сейчас мы снова в золотой клетке, но уже у себя дома, — говорит Инесса. — Живем на полном обслуживании. Не мы убираемся в квартире, а у нас убирают. Мебель вся наша. Никакой казенщины. К нам регулярно приходят медики. В театры каждый месяц возят. Что надо еще человеку? Я думаю, что если бы мы сейчас жили в своей квартире, то нам бы было нелегко. Нам нравится, и мы дома, на своей родине».
«У меня было 200 премьер, мало кто может этим похвастаться»
Галина Мурадова — главный общественный деятель дома ветеранов — дает мне интервью, не вставая с кровати. «В 91 году в Таджикистане началась война. В Душанбе военные нас не трогали, но жить там было все равно тяжело. Театр уже не работал. СССР падал. Я захотела оттуда уехать в Россию, но было некуда. Я состояла в СТД, поэтому мне помогли пристроиться в Дом ветеранов сцены. Когда союз начал оформлять меня в дом ветеранов, в России вышел приказ: “Из республик не брать”. Но мне тогда пошли навстречу», — вспоминает Галина Мурадова.
В Душанбе Мурадова сорок лет проработала в драматическом театре имени Маяковского. «У актеров за карьеру бывает 10-15 премьер, а у меня было двести. Вот, смотрите, про меня даже статья в местной газете вышла, когда я оттуда уже уехала. Мне вырезку письмом бывшие коллеги выслали. Я была инженер по свету. В год театр выпускал по пять-шесть спектаклей, все они были мои».
В доме престарелых Мурадова живет уже 21 год. Родных у нее практически не осталась: с мужем давно развелась, детей не было, брат умер, осталась сестра в Новосибирске. Как жить «на свободе», Мурадова уже плохо себе представляет, хотя говорит, что сначала никак не могла привыкнуть: «Когда я приехала, сильно мучилась, никак не могла здесь ужиться. Вставала в восемь утра и уезжала из дома ветеранов в Москву гулять. Весь город вдоль и поперек изъездила. А потом потихонечку привыкла, уже никуда не тянет».
«Здесь хорошо, живешь свободный от страха, не надо ружье держать рядом с кроватью»
С Лилией Матильдой-Махно мы познакомились случайно, когда она забежала к Мурадовой отдать долг — 18 рублей за холодец.
— Вы не смотрите, что у меня немного сдвинут ковер. Я его специально перевернула и отодвинула к стенке, чтобы по утрам зарядку делать. Вообще у меня квартира неремонтированная, — говорит она с порога.
— А когда здесь делают ремонт?
— Умрет человек, делают ремонт, заселяют нового. Когда я пришла сюда восемь лет назад, таких правил еще не было. Косметически подправили квартирку, что-то покрасили, обои поменяли и вселили меня. Здесь поток, концентрат пожилых людей. За восемь лет, что я здесь, на моих глазах умерло человек пятьдесят. К этому привыкаешь.
Вторая часть фамилии Махно досталась ей от первого мужа. Про него Лилия вспоминать не хочет, но говорит, что от него бежала жить в Одессу. Там она получила высшее образование и всю жизнь проработала инженером в проектном университете.
Были страшные 90-е годы. В дачном поселке было мало людей, всех обворовывали. На даче лежала двустволка. Мне полиция даже разрешение на нее выдала для “самообороны”. Ружье было всегда открыто, и два патрона лежали рядом. Я ходила учиться стрелять на окраину леса. Потом муж умер. Мы с его сыном разделили имущество, он мне дал денег, я их внесла в Дом ветеранов сцены и переехала жить сюда. В то время сюда был большой недобор, и людей начали брать на договорной основе. Поэтому, хоть я и не актриса в прошлом, но меня взяли. Здесь хорошо, живешь свободный от страха, не надо ружье держать около кровати. Охрана есть, медкорпус рядом, если что — на красную кнопку нажми, и врачи сразу прибегут. Я единственное, чего теперь боюсь, — это лежачества. Некоторые у нас на ходу умирают, это считается большим счастьем».
«В Большом театре я играла на скрипке до 75 лет»
Медсестры в коридоре подсказали зайти к бывшей скрипачке Большого театра Наталье Деминой. Она приглашает меня в небольшую чистую комнатку. Демина сначала показывает мне свой юношеский портрет, написанный маслом, где она изображена играющей на скрипке, а на заднем фоне виден бюст Сталина.
«Я провела детские годы в Самаре. Я была отличницей в музыкальной школе, портрет был написан за несколько месяцев до начала войны. Потом по всесоюзному конкурсу я попала в Большой театр и 52 года отработала в нем скрипачкой, до 75 лет, — рассказывает Демина. — Я чувствую себя очень счастливой, что я играла в театре в период его расцвета, когда там пели Сергей Лемешев, Иван Козловский, Александр Пирогов, Максим Михайлов. Я играла в оркестре, когда балетным дирижером был Юрий Файер, а оперным — Николай Голованов, потом Александр Мелик-Пашаев и Евгений Светланов».
«Здесь живет несколько десятков людей, испытывающих дефицит общения»
В Доме ветеранов сцены условия проживания лучше, чем в обычном доме престарелых. Каждый живет в отдельной комнате, если нет сил идти на обед в столовой — еду приносят. Комфорт становится источником изоляции: многие резиденты со временем привыкают сидеть в комнате и не видят причин из нее выходить.
«Несмотря на то что здесь живет несколько десятков человек, главная проблема — дефицит общения, — рассказывает штатный психолог Татьяна Шутова. — Каждый живет отдельно, и нет причин встречаться. Творческие люди нередко считают, что люди не из их профессионального круга им чужие, и не хотят с ними общаться. Или, наоборот, избегают бесед, потому что боятся, что они что-то расскажут, а потом по всему дому пойдут сплетни. Моя задача не сплотить всех в единый коллектив — это все же не группа детского сада, и надо реально оценивать свои возможности, — но помочь найти приятелей, собеседников. У резидентов нет особых трудностей с тем, что здесь кто-то периодически умирает. Обычно люди угасают постепенно, но бывают и неожиданные уходы, от сердечного приступа, например. Да, это скорбные дела, но шоковой реакции смерть не вызывает».
Стариков, заканчивающих жизнь в Доме ветеранов сцены, объединяет не только общее чувство одиночества и спокойное отношение к смерти. Они любят вспоминать свое сценическое прошлое, а поход в столовую становится для них главным событием дня, куда они ходят в нарядной одежде, с макияжем и прическами. В Дом ветеранов сцены каждый попал своим путем: кого-то сюда привела война, кого-то — распад СССР, кого-то — сложные взаимоотношения с родственниками и нерешенные квартирные вопросы. Но про это здесь предпочитают молчать. Я не встретила никого, кто бы жаловался на жизнь. Надежды на то, что еще что-то можно изменить, у них нет. Старики точно знают, что другой жизни у них уже не будет.