Профессиограмма специалиста

Профессиограмма специалиста

Профессиограмма – Что Это?

Что такое профессиограмма, как её составлять, практические примеры.

Профессиограмма — перечень базовых требований к работнику.

Составляется для максимального соответствия качеств кандидата к требованиям профессии в данной компании.

Цель создания — подбор лучших профессионалов для важных специальностей.

Профессиограмма специалиста

Профессиограмма – Что Это?

Самая трудная профессия — быть человеком.

Профе́ссиогра́мма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.
Помимо вышеперечисленного, профессиограммы зачастую используют при разработке антикризисной кадровой политики.

Качественно составленный документ очень важен. Он даёт ясное представление о должностных обязанностях, условиях труда, требованиям к образованию и личностным качествам работника.

Инструкция облегчает работу сотрудника отдела кадров, психолога по профориентации.Человеку, пришедшему устраиваться на работу, профессиограмма позволяет ознакомиться с нюансами специальности на данном предприятии.

Даёт полную информацию о должностных обязанностях, условиях и оплате труда, существующих льготах и возможностях карьерного роста.

Профессиограммы, составленные на несколько распространённых специальностей.

Разработке документа предшествуют два подготовительных этапа:

Первый этап включает в себя проведение экспертной оценки требуемой профессии.

Используются различные методы:

  • изучение квалификационных справочников;
  • наблюдение за работой профессионалов, проведение хронометража работ;
  • опрос квалифицированных специалистов;
  • проведение экспериментов, тестов с использованием современной аппаратуры;
  • исследования травмоопасности и вредности производства.

Второй этап — анализ полученной информации. В результате составляется профессиограмма — полная характеристика специальности в данной компании и психограмма — описание психологических параметров, которыми должен обладать работник.

Составляя профессиограмму, в документ включают следующие разделы:

  • Суть специальности, общая характеристика, название по официальной номенклатуре. Указывается диапазон квалификаций: разряды, классы.
  • Описание трудового процесса, профессиональные требования к работнику, перечисление основных обязанностей. Описываются средства для выполнения работы, конечная цель деятельности.
  • Профессиональные качества, знания и навыки, необходимый уровень образования и подготовки специалиста. Указывается необходимое физическое состояние работника и болезни, являющиеся противопоказаниями к данному виду деятельности.
  • Описание условий труда, плюсы и минусы специальности. Профессиональные вредности и возможность травматизма на производстве. В разделе указывается оплата труда, льготы, количество дней оплачиваемого отпуска.
  • Предъявляемые требования к личностным качествам работника согласно специализации: ответственность, быстрота реакции, коммуникабельность, стрессоустойчивость.
  • Сведения о возможности получения профессии, методики подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

Важно!Профессиограмма разрабатывается для конкретной компании. Требования, предъявляемые к работнику должны быть ориентированы на перспективы развития фирмы в целом.

Профессиограмма — инструкция, описывающая технологические характеристики профессии, отображающая функциональные обязанности работника. Описывает психологический портрет индивидуального кандидата на данную специальность.

Профессиограмма выглядит следующим образом:

  • Название специальности. Раздел содержит основную информацию о профессии, её специфические особенности, перспективы развития.
  • Описание трудового процесса. Раскрывает специфику работы, должностные обязанности, рабочее место.
  • Знания и навыки. Инструкция указывает перечень задач, которые работник должен уметь выполнять. Анализ профессиональных и личностных качеств для данной специальности.
  • Квалификация. Минимальный уровень образования, который делает доступной работу по данной профессии. Указываются возможности профессионального роста.
  • Санитарно-гигиенические условия. Указываются условия труда (необходимый уровень освещённости, максимально допустимый уровень шума и пр.). Рассматриваются предпосылки профессиональных рисков (монотонность труда, повышенный уровень травматизации). Описывается ответственность за получение травм на производстве, выплаты в форс-мажорных ситуациях.
  • Физиологические и психологические требования к кандидату на должность. В инструкции указываются требования к физическому и психическому здоровью. Раскрываются требования к личностным качествам: интеллекту, внимательности, конфликтности.

Внимание!Документ уникален для каждой организации.

В зависимости от сферы применения разрабатываются различные виды профессиограмм:

  • информационные — используются психологами для профориентации клиента, информации об интересующей специальности;
  • ориентировочно-диагностические — дают оценку реальных результатов деятельности, проводят анализ причин аварийных ситуаций, низкой производительности труда;
  • конструктивные — помогают внедрению новых технологий, разработке улучшений условий труда;
  • методические — подбирают методики изучения динамики изменений специализации, способствуют оптимизации рабочего процесса;
  • диагностические — подготовка и переподготовка рабочих кадров.

Задача специалиста-психолога — создание оптимальных условий жизнедеятельности человека.

Профессиограмма профессиональной деятельности психолога:

  • Тип и класс специальности. Работа заключается в общении с людьми, испытывающими трудности в адаптации и самореализации. Профессия включает психологическую диагностику, тестирование, аналитическую работу с результатами исследований. Консультирование, просвещение, проведение профориентации.
  • Направление деятельности. Многоплановое, имеет несколько специализаций: педагога психолога, работающего с проблемными детьми; психолога-консультанта, помогающего людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; психолога-диагноста, создающего на основе методологических тестов психологический портрет индивида; психолога-менеджера, изучающего взаимоотношения в компании с целью улучшения качества работы.
  • Условия труда. Работа специалиста чаще происходит в помещении. Место работы: образовательные и медицинские учреждения, консультативные центры, кадровые агентства. Инструменты труда психолога — его внутренние качества: способность понять проблему человека и решить её. Технические средства — компьютер, методологические пособия.
  • Профессиональные требования. Для психолога важно обладать знаниями педагогики, психодиагностики, быть готовым к профессиональной работой с группой лиц по своей специализации. Профессионал должен уметь: устанавливать доверительный контакт с людьми, владеть методами психологической оценки, проводить сбор и анализ информации, разрабатывать действенные программы решения проблем.
  • Требования к личностным качествам работника. Специалист должен иметь логический и аналитический склад ума, обладать высоким интеллектом, умением ясно выражать свои мысли. Важны коммуникабельность и стрессоустойчивость.
  • Ограничения для работы по медицинским показаниям. Работать психологом запрещено при наличии заболеваний: патологий центральной и периферической нервной системы, снижения когнитивных функций, болезнях органов речи, зрения и слуха.
  • Возможность получения специальности. Психолог — специалист с высшим образованием, окончивший высшее учебное заведение данного профиля. Современным методикам исследования и анализа обучают на курсах повышения квалификации, специализированных семинарах, тренингах.

Профессия психолога широко востребована, может иметь научно-исследовательское и прикладное применение.

Библиографическое описание

Иванова, А. В. Профессиограмма как эталонная модель специалиста / А. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 154-155. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3601/ (дата обращения: 10.02.2023).

Сфера
образования в России становится все более мощной движущей силой
экономического роста. В настоящее время динамика изменения
социально-экономических и социально-культурных условий
показывает, что учебный процесс необходимо организовать, взяв
ориентир на развитие личностных качеств будущего специалиста, на
формирование общей и профессиональной культуры. Знания, умения
и навыки — это, безусловно, необходимое, но не
достаточное условие подготовки специалиста с точки зрения
профессионально-целостной
личности. Актуальность профессиографического подхода в образовании,
на наш взгляд, заключается в том, что профессиограмма дает
возможность качественно подготовить современного конкурентоспособного
выпускника.

По нашему мнению,
конкурентоспособность специалиста может быть описана при совместном
использовании в качестве базовых составляющих личностного
потенциала специалиста и его профессиональной культуры.
Перспективным решением в сложившейся проблеме может стать
использование профессиограммы специалиста. В указанном случае
профессиограмма будет выступать
как
модель высшего уровня профессиональной деятельности и личностного
развития.

Трудограмма характеризует
специалиста как субъекта профессиональной деятельности и включает
в себя: предназначение профессии и ее роль в обществе,
профессиональные знания, умения, приемы, способы работы, технологии,
применяемые в данной профессии для успешного достижения
результата, предмет труда в профессии, условия труда, средства
труда, распространенность профессии, продукт труда, организация
труда, права и обязанности представителя данной профессии,
позитивные и негативные стороны профессии.

В психограмме специалист
предстает как индивид, особый интерес вызывают его психологические
качества: характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы
(мотивы, цели, задачи, интересы, потребности, профессиональная
самооценка, эмоциональный облик, удовлетворенность человека трудом,
его процессом и результатом); характеристики операциональной
сферы (психологические знания о профессии, психологические
способы, приемы, умения, профессиональные способности, мышление,
обучаемость, профессиональное саморазвитие, линии психологического
роста и распада профессиональной деятельности и личности
специалиста).

Однако мы справедливо можем
отметить, что в указанной модели вопросы личности специалиста,
социально-значимые качества человека, социальные нормы профессии
остались за пределами рассмотрения.

По нашему мнению,
наибольший интерес вызывает структура профессиограммы,
предложенная Ю. К. Черновой и В. В. Щипановым,
которые дополнили последнюю третьей составляющей:

  • трудограмма —
    описание труда в профессии;
  • психограмма —
    описание человека в труде;

Социограмма
содержит описание социально-значимых качеств личности для реализации
профессиональной деятельности (организационные способности,
обучаемость, мобильность и т. п.), социальные нормы
человека в профессии (правила поведения, традиции),
коммуникативную культуру, возможности профессионального роста.

Профессиограмма —
это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в конкретной
области, она учитывает различные аспекты личностных, социальных
и профессиональных качеств. Ее можно использовать как основу
стандарта специалиста, принятого в данном обществе в данное
историческое время. Вместе с тем профессиограмма —
это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная
основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать
индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать
ориентиры объективных требований профессии к человеку.
Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому
обращаться к ней необходимо так или иначе в течение всей
профессиональной жизни для того, чтобы осуществлять коррекцию
с учетом современных требований к профессии.

На сегодняшний день
профессиограмма должна отвечать, на наш взгляд, следующим
требованиям:

  • четко выделять предмет
    и основные результаты труда (на что направлены главные усилия
    человека в труде);
  • иметь направленность на
    решение практических задач (профотбор, профессиональное обучение
    и т. п.);
  • выделять не отдельные
    компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно;
  • показывать возможные линии
    развития человека средствами профессии;
  • показывать перспективы
    изменения в самой профессии (каким может быть специалист
    будущего).

Современная
система взглядов на образование требует перехода от трансляции знаний
к формированию у выпускника личностных свойств, подготовки
их к систематическому, профессиональному обучению и творческому
развитию.

Таким образом, приняв
в качестве модели специалиста научно-обоснованную
профессиограмму и используя ее как основной ориентир в процессе
подготовки специалиста в вузе, т. е. учитывая требования
профессиограммы при постановке целей обучения, отборе содержания
обучения и выборе методов обучения, можно говорить
о формировании не просто отдельно обозначенных знаний, умений
и навыков, а о формировании специалиста, обладающего тем
или иным уровнем профессиональной культуры. Иначе говоря,
профессиограмма может рассматриваться в качестве адекватной
модели специалиста, обладающего профессиональной культурой.

В связи с повышением
требований к работникам 21 века профессиональная подготовка
специалистов должна быть сориентирована на достижение качественного
результата. Принятие данной модели в качестве эталона при
подготовке специалиста в вузе позволит приблизиться к желаемому
результату — подготовке специалиста, способного
в дальнейшем успешно справляться со своей профессиональной
деятельностью.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональная культура, подготовка специалиста, профессиональное обучение, профессия, требование профессии.

В статье автор рассматривает вопросы профессиограммы менеджера, проводит анализ психолого-педагогической литературы, формулирует понятийный аппарат интересующей проблемы, выделяет компетенции будущего менеджера.

Ключевые слова: управление, менеджер, профессиограмма менеджера.

В современном развивающемся обществе «управление» играет важную роль в общественной, политической, экономической, социальной, педагогической и других сферах жизни. От грамотных, профессионально компетентных менеджеров зависит эффективность функционирования и развитие любой организации, а, следовательно, результативность региона и страны в целом зависит от качества управления, осуществляемого менеджерами.

Государственным и муниципальным образованиям требуются управленческие кадры нового стиля мышления, владеющими не только требуемыми знаниями, навыками и умениями по выработке стратегии развития, но и способными реализовывать их в управленческой практике, которые разбираются в проблемах государственного и муниципального управления, а также в особенностях рыночной экономики.

Большое значение для практики управления имеет обеспечение соответствия личных и деловых качеств, способностей и возможностей человека конкретной должности, которую он занимает или предполагает занять. Это требует четкого представления уровня знаний, перечня навыков и умений, необходимых для профессионального ведения данного конкретного дела. В производственной обстановке такая задача решается с помощью квалификационного справочника или классификатора должностей, а также должностной инструкции. Данные документы содержат перечень требований к специалисту, претендующему на занятие конкретной должности. Наиболее полное описание конкретной должности менеджера и требований к человеку, который должен занимать ее, отражаются в профессиограмме менеджера.

Термин «профессиограмма» происходит от лат. professio — специальность, занятие и греч. gramma — запись.

Ученые выделяют несколько методологических принципов разработки профессиограмм:

а) системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;

г) научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

Наличие профессиограммы позволяет определить степень соответствия личных и деловых качеств, способностей человека требованиям к профессии. При полном их соответствии самооценка человека превращается в мотиватор, повышающий интерес к делу. Несоответствие же их создает значительные трудности в освоении профессии и в работе из-за снижения мотивации.

Исследование профессиологического, нормативного, психологического, содержательного, личностного, технологического, информационного аспектов профессиограммы показало, что профессиограмма имеет многофункциональное назначение в сфере профессионального образования. С помощью профессиограммы возможен анализ всех сторон профессиональной деятельности специалиста. Профессиограмма является идеальной моделью личности и деятельности будущего специалиста; выступает базисом формирования содержания профессионального образования, служит ориентиром в выборе методов, форм, средств обучения, обеспечивающих формирование качеств личности и профессиональной деятельности специалиста, может быть использована в качестве инструмента контроля качества подготовки выпускника.

На основе исследования сущности и структуры профессиограмм (Батышев С. Я., Беляева А. П., Зеер Э. Ф., Е. А. Климов, Сотникова С. И. и др.), учитывая особенности труда специалиста в области управления образованием, в исследовании разработана профессиограмма менеджера.

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Исходя из вышеизложенного, необходимо составить профессиограмму менеджера, связанное с трансформацией его функций, обусловленной состоянием национальной экономики.

Менеджеру необходимы внятная речь, хорошая память, высокая эмоционально-волевая устойчивость, развитые коммуникативные и организаторские способности, готовность к разумному риску. Он должен быть смелым, решительным, обязательным, самокритичным, толерантным, компетентным, иметь чувство юмора и эмпатию.

Менеджеру необходима хорошая подготовка в области экономики, права, социальной психологии, психологии труда, управления. Он должен знать трудовое законодательство, закономерности ценообразования, налогообложения, маркетинга, технику ведения коммерческих переговоров, организацию производства. Менеджер должен ориентироваться в вопросах занятости, социальной защиты граждан, безопасности труда, конфликтологии, профессионального подбора, владеть навыками общения с людьми. Желательны знания иностранного языка и умения работать на ПК.

Е. С. Романова выделяет доминирующие виды деятельности менеджера:

–           работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;

–           служение целям организации, подчинение вышестоящим инстанциям;

–           изучение спроса и предложения на рынке;

–           планирование деятельности организации;

–           коммуникация (установление и развитие взаимодействия между персоналом, другими учреждениями и организациями);

–           поиск и использование необходимых средств и ресурсов для наилучшего достижения основных целей организации;

–           разработка бизнес-плана и контроль над его реализацией;

–           руководство (доведение инструкций и полномочий), организация и оценка работы подчиненных;

–           контроль за исполнением данного задания;

–           участие в процессе приема, подбора и помощь в профессионально-квалификационном росте работников;

–           проведение переговоров, бесед с клиентами;

–           проведение презентаций.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально важные качества):

–           высокоразвитые организаторские способности (способность руководить);

–           коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения);

–           способность управлять собой;

–           высокая способность влиять на окружающих;

–           способность руководить;

–           способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;

–           способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;

–           хорошо развитые аналитические способности;

–           высокий уровень понятийного мышления.

Личностные качества, интересы и склонности:

–           умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;

–           уверенность в себе, в принимаемых решениях;

–           четкие личные цели (знает, чего хочет от своей работы);

–           умение подчиняться требованиям, нормам организации;

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки бакалавра государственного и муниципального управления:

а) общекультурных (ОК)

–           владением одним из иностранных языков как средством коммуникации в рамках сложившейся специализированной терминологии профессионального международного общения (ОК-11)

–           владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-24).

Таким образом, мы видим, что проблема профессиональной профессиограммы менеджера интересует ученых с различных точек зрения, проблемы определения и составления профессиограммы интересуют как методистов, так и ученых-педагогов, психологов, социологов. Подобный интерес связан, как нам кажется, прежде всего, с тем, что профессиограмма позволяет с новой, современной точки зрения подойти к пониманию и определению профессии менеджера, уточнить ее роль в современном мире.

1.                  Акмеологический словарь/Под общей ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — 161 с.

2.                  Нартова — Бочавер С. К. Дифференциальная психология: учебное пособие. — изд-во Флинта, 2008.

3.                  Пичугина Е. В. Управленческо-педагогическая подготовка будущих менеджеров образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2006.

4.                  Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. / Е. Романова. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 464 с.

5.                  Социология. Энциклопедия / Грицанов А. А., Абушенко В. Л., Евелькин Г. М., Соколова Г. Н., Терещенко О. В. — 2003.

6.                  Толковый словарь иноязычных слов / Крысин Л. П.. М,: ЭКСМО, 2008. — 944 с.

7.                  Чекин А. Н. Управление персоналом в России: современные исследования, проблемы и решения// материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Ульяновск: УлГТУ, 2011. — 170 с.

Основные термины (генерируются автоматически): менеджер, способность, психолого-педагогическая литература, умение, качество, муниципальное управление, профессиональная деятельность, профессиональная деятельность специалиста, профессиональное образование, система требований.

СсылкиПравить

Это статья-заготовка по психологии. Вы можете помочь проекту, дополнив эту статью, как и любую другую в Википедии. Нажмите и узнайте подробности.

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).

После исправления проблемы исключите её из списка. Удалите шаблон, если устранены все недостатки.

По работе:  Менеджер маркетинговых проектов

Оставьте комментарий