Широкий тигр

Широкий тигр

Алтайский государственный медицинский университет,

Севастопольский государственный университет,

Российский государственный гуманитарный университет,

Московский технический университет связи и информатики,

филиал Московского государственного университета в г.Душанбе,

Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова,

Московский политехнический университет,

филиал Московского института стали с плавов в г.Душанбе,

Таджикский технический университет.

Встречи проводятся с целью ознакомления выпускников с условиями поступления, направлениями подготовки, условиями обучения, приглашение заинтересовавшихся на дни открытых дверей, ярмарки, проводимые перечисленными высшими учебными заведениями. Также на встречах проводится анкетирование и показ презентаций.

ВСЯ БАЗА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧЕНИКОВ

Что такое профессиограмма

Широкий тигр

Профессиограмма – список определенных требований, предъявляемых к специалисту. В понятие профессиограммы входит описание необходимых для той или иной специальности личных и профессиональных качеств, а также описание самой профессии, куда входят:

  • предполагаемые задачи,
  • выполняемые операции,
  • функции, свойственные для рабочего процесса.

4 апреля 2024 г.

Забить и найти эксперта
по ПСИХОЛОГИИ


Автор статьи

Евгения Солодова

Эксперт по предмету «Психология»

преподавательский стаж — 8 лет

Психограмма — это часть профессиограммы (описания профессии). Она включает ряд психологических качеств, которые необходимы для определенной профессии. Психограмма формируется для профессионального отбора, ориентации и обучения.

Профориентация – что это и зачем нужна

Обновлено 28 апреля 2024

Профориентация – что это и зачем нужна

Профориентация (профессиональная ориентация) – это разносторонняя помощь в выборе профессии, максимально подходящей человеку по его интересам и способностям. Она включает знакомство с многообразием профессий на современном рынке труда и комплекс действий, нацеленных на выявление склонностей и способностей к определенным видам профессиональной деятельности. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Профориентация — это не страшно

Что такое дружба?

Широкий тигр

Дружба – это особое чувство, которое связывает людей друг с другом. Ведь дружба – это не просто игра вместе или общение, это что-то большее.

Когда мы встречаем друга, сердце начинает биться сильнее радости. Удивительно, как одна маленькая дружеская улыбка может сделать наш день ярче. Друзья – это люди, которые всегда поддержат тебя и будут рядом, когда понадобится помощь.

Дружба – это также умение слушать и понимать друг друга. Друзья готовы поделиться своими радостями и горестями. Их сердца открыты для общения, и они готовы услышать, если ты хочешь рассказать о чем-то важном или поделиться своими мыслями.


2 апреля 2024 г.

Методы

В профориентации используются три группы методов:

  • Справочно-информационные, просветительские.
  • Психодиагностические.
  • Эмоциональной поддержки профессионального самоопределения, помощи в выборе профессии.

В каждой из них есть свой набор мероприятий и методик профориентационной работы.

Методы профориентацииМетодики, мероприятия
Справочные
  • Профессиограммы – сжатые характеристики профессий с перечнем рабочих задач, описанием условий труда и требований к образованию, здоровью и психологическим качествам специалиста.
  • Справочники – в них тоже описываются профессии, но в более неформальном стиле, чем в официальных профессиограммах (например, книги о профессиях для детей, подростков).
  • ИПС – информационные поисковые системы, предназначенные для подбора профессий, мест учебы и работы. К ним относятся не только электронные базы данных (например, сервисы портала «Работа в России» (Trudvsem.ru) и традиционные картотеки (в центрах занятости, учебных заведениях), но и публикации в СМИ, реклама, профориентационные уроки в школах, информационно-обучающие видео, встречи со специалистами, экскурсии на предприятия и ярмарки профессий (вакансий).
Психодиагностические
  • Тесты на профориентацию – они могут быть двух видов:
    • без участия профориентолога, с автоматическими выводами;
    • тестовые методики, требующие разбора результатов специалистом по профориентации.
  • Опросники – на профессиональную мотивацию, способности и др.
  • Интервью – с фокус-группами и глубинные (индивидуальные).
  • Деловые игры, тренинги разного содержания – с моделированием рабочий ситуаций в разных профессиях; для развития навыков коммуникации и качеств, важных в определенных профессиях; стимулирующих самостоятельный выбор и др.
ПоддерживающиеЛичные беседы, консультации, сессии с экспертом-профориентологом. Создают оптимальные условия точной диагностики склонностей, способностей, качеств. Консультант использует особые методики и технологии, чтобы помочь сделать выбор, сформулировать цели и составить пошаговый план их достижения.

Все эти методы и виды профориентационной работы применяются для разных целей и ориентированы на разные категории людей. Например, встречи с представителями разных профессий чаще всего проводятся для школьников и студентов вузов или колледжей. Глубокая психодиагностика и индивидуальная консультация с профориентологом, как правило, нужна взрослым, которые хотят сменить профессию.

Особенности описания профессии

Если человек хорошо ориентируется в мире специальностей и профессий, то это поможет ему правильно выбрать будущую деятельность. Человеческая жизнь — это не цепочка случайных и разрозненных событий, будущее всегда зависит от прошлого и настоящего.

Осуществляя выбор профессии, люди, прежде всего, думают о том – нравится ли им та или иная деятельность (работа), интересна ли она, достаточно ли их способностей заниматься этим делом, позволит ли здоровье. Совершить правильный выбор – это значит для многих, выбрать работу, необходимую обществу и востребованную на рынке труда. В дополнение она должна приносить радость и удовлетворение.

Для правильного выбора профессии важно знать особенности каждой из них, В этом людям помогают описания профессий.

Описание профессии (профессиограмма) представляет собой краткую характеристику конкретного вида профессиональной деятельности. Она включает описание условий труда, функциональных операций и требований к соответствующей должности.

В нее включены характеристики основные требования, предъявляемые профессией к личным качествам сотрудника:

  • Умственные качества,
  • Психологические качества,
  • Физические качества и др.

Цель составления профессиограммы заключается в формировании целостного представления об аспектах данного вида труда. Этот документ — один из важнейших источников информации о профессии, в котором дано описание особенностей профессиональной деятельности (по специальности). Профессиограмму используют в качестве информационного документа, который изучается для знакомства с выбранной должностью (профессией).

В целом профессиограмма должна точно определить предмет и основной результат труда (то, на чем концентрируются основные усилия специалиста в труде). Она подчеркивает направленность каждого действия на общее благо (все профессии, особенно технического характера, должны опосредованно облегчить жизнь отдельного человека).

«Описание профессии и психограмма успешного работника» 👇

В описании профессии выделяют не отдельные аспекты профессии, а осуществляют целостное описание системы характеристик с особым акцентом на стержневых, приоритетных элементах (в отличие от производных, второстепенных, вспомогательных). Описание отражает вероятные линии развития специалиста с помощью соответствующих средств профессии. Оно покажет перспективу изменений в самой профессии, то есть то, каким может стать человек завтра или в ближайшем будущем.

Профессиограмма концентрируется на решении практических задач, включая профессиональное обучение, профессиональный отбор, рационализацию новых видов деятельности. Она предполагает описание некомпенсируемых психологических профессиональных качеств, а также психологических свойств личности, которые хоть и есть у человека, но могут не быть развиты.

Кому нужна профессиональная ориентация

Профориентация нужна практически всем:

  1. Школьникам.

Элементарное отсутствие жизненного опыта делает для подростков рынок труда настоящей terra incognita. Профориентация для школьников – навигатор в неизведанном мире профессий, в котором для них очень много белых пятен, и проводник, который помогает выбрать правильный карьерный курс.

  1. Тем, кто собирается сменить профессию или не доволен зарплатой.

В зрелом возрасте выход из профессионального тупика не всегда очевиден из-за жизненных обстоятельств, семейных обязательств, психологических кризисов и опять же недостатка сведений об актуальном состоянии рынка труда, новых профессиях и возможностях смены карьерного трека. Профориентация помогает найти приемлемое и наиболее безболезненное решение проблемы.

  1. Тем, кто потерял работу.

Переживания из-за увольнения – одно из самых сильных чувств. Лавина эмоций и состояние стресса не лучшие советчики для поиска нового места работы, и бывает непросто самостоятельно справиться с ситуацией. Профориентологи помогают найти подходящую социальную нишу, подобрать новую профессию и в итоге решить многие личностные и профессиональные проблемы.

  1. Мамам, которые провели в декретном отпуске больше трех лет.

За это время многое меняется: компания могла скорректировать штатное расписание и должности, с которой женщина уходила в декретный отпуск больше нет; с появлением ребенка молодую маму может перестать устраивать график на предыдущей работе, да просто ей может разонравиться то, чем она занималась. Хорошо, если она точно знает, что хочет делать дальше, а если нет, то профориентолог поможет подобрать профессию, соответствующую новым жизненным реалиям.  

  1. Тем, кто переехал или собирается переезжать.

Смена места жительства часто сопряжена с поиском новой работы (если это не переезд из-за выгодного контракта). В новом городе или регионе не всегда есть возможность работать по старой специальности, и нужно искать подходящую профессию. Профориентолог поможет заранее составить стратегию смены профессии: возможно, понадобиться заранее пройти курсы или учиться уже на месте, но запастись для этого деньгами. В любом случае профориентация смягчит стресс от переезда и даст твердую почву под ногами для обустройства на новом месте.

К нам в «ПрофГид» обращаются взрослые по поводу себя и родители по поводу выбора профессии своим детям и подросткам – в равном количестве. Это, может быть, странно, но вот так. Среди взрослых чаще бывают люди от 27 до 37 лет. Но в последние годы стало больше людей от 40 до 50 лет. Встречаются и более старшие, но значительно реже. К взрослым я отношу и выпускников вузов – от 22 лет. Студенты, недовольные своим выбором профессии, – тоже заметная группа обратившихся.

Что касается детей, то в последний год стали чаще обращаться с детьми от 13 лет: школа требует определяться с направлением уже в 8-м классе. Пятиклассников тоже приводят – родители по своей инициативе – чтобы понять, какие способности и интересы у детей. В этом возрасте мы профессию не выбираем, а выясняем свойства интеллекта, меру креативности и общую картину личности, характера, темперамента. Даем рекомендации по развитию ребенка.

Широкий тигр

Выбор профессий — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию — значит найти своё место в жизни.
Ответить на вопрос «Кем быть?» фактически означает найти способ реализации Собственного «Я».
Однако на пути поиска собственного «Я» можно столкнуться с различными сложностями: недостаточными знаниями о мире профессий, о самих профессиях и требованиях, которые они предъявляют человеку.

Между тем при выборе профессионального пути нужно выявить и оценить собственные интересы, склонности и способности.

При составлении траектории профессионального пути можно использовать формулу выбора профессии: «хочу», «могу», «надо».
 

Широкий тигр

Барьеры на пути выбора профессии. Ошибки, допускаемые при выборе.
                                

Ориентир для выбора профессии

Очень часто его привлекает только внешняя сторона профессиональной деятельности, которая лежит на  поверхности и, как правило, не отражает её глубинной сущности. Для того, чтобы получить полное представление о профессии, необходимо ознакомиться с её описанием — профессиограммой

Нужно ли знакомиться со всеми профессиограммами, чтобы выбрать «свою» профессию? И как узнать, будет ли человек в ней успешен, выполняя профессиональную деятельность без особенных усилий и напряжения, и к тому же получая от этого удовольствие?

Для самореализации в  профессиональном плане, прежде всего, имеют значение интересы и склонности человека, интеллект и темперамент.

PRОТЕБЯ!

Классы профессий по характеру труда

характерна ориентация на все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением

АГЕНТ, ВОСПИТАТЕЛЬ, МЕДСЕСТРА, ПРОДАВЕЦ, СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК, СЛЕДОВАТЕЛЬ, ВРАЧ, МЕНЕДЖЕР, ПСИХОЛОГ, УЧИТЕЛЬ, ЮРИСТ

характерна ориентация на все технические профессии

БЕТОНЩИК, ВОДИТЕЛЬ, СВАРЩИК, КАМЕНЩИК, МАЛЯР, МАШИНИСТ, МЕХАНИК, ИНЖЕНЕР, КОНСТРУКТОР, ТЕХНОЛОГ

характерна ориентация на все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности

НОТАРИУС, БУХГАЛТЕР, ЭКОНОМИСТ, ПРОГРАММИСТ, ТАРГЕТОЛОГ, SMM, ПЕРЕВОДЧИК

характерна ориентация на все профессии, связанные с творческой деятельностью

ЗАЙКРОЙЩИК, ПАРИКМАХЕР, КОНДИТЕР, АКТЕР, АРХИТЕКТОР, МУЗЫКАНТ, ХОРЕОГРАФ, ХУДОЖНИК

характерна ориентация на все профессии, связанные с живой и не живой природой

ЖИВОТНОВОД, САДОВОД, ФЕРМЕР, ЗООТЕХНИК, АГРОНОМ, ВЕТЕРИНАР, ГЕОЛОГ, БИОЛОГ, ХИМИК, ПОВАР

Основные особенности проявления типов темперамента

Широкий тигр

Широкий тигр

Целесообразно использовать на работах, где постоянно поступает новая информация, где необходимы решительность и инициативность. Противопоказана ему равномерная монотонная работа.

Очень продуктивен, если работа ему интересна, т. е. если есть постоянный источник возбуждения. Он быстро и успешно приобретает навыки в деятельности, в которой постоянно есть изменения.

  

Широкий тигр

Широкий тигр

Эффективен в работе с медленным, равномерным движением, в стабильной, не меняющейся обстановке, там, где требуется большая и длительная выносливость, устойчивое внимание.

Показана работа монотонная, с периодическим отдыхом, требующая внимания, с принудительным ритмом, высокой чувствительностью и тонкой реакцией. В спокойной обстановке может быть хорошим исполнителем. Не рекомендована работа, где нужна быстрая реакция и большое напряжение сил.

Рынок труда и современные требования к профессионалу

При выборе профессии необходимо учитывать тенденции, которые складываются на рынке труда региона, чтобы подобрать наиболее удачный вариант с учётом своих интересов и способностей.

Рекомендации от Центра занятости населения:

  • Изучите, какие бывают профессии и чем занимаются их представители

  • Учитывайте ваши способности, возможности и стремления

  • Пройдите профориентационное тестирование на единой цифровой платформе «Работа России»

  • Стремитесь выбрать интересную для вас работу;

  • Познакомьтесь с тенденциями рынка труда в регионе;

  • Посмотреть какие специалисты наиболее востребованы у  работодателей сегодня можно на единой цифровой платформе «Работа России» 


«Если вы до сих пор не определись, куда пойти учиться, предлагаем вам пройти игру. Она поможет при выборе будущей профессии, специальности и должности.»

Описание профессий ПГУ (профессиограммы)

Институт государственного управленияправа и социально-гуманитарных наук

  1. Преподаватель (история)
  2. История и обществознание
  3. Социология
  4. Реклама и связи с общественностью (PR)
  5. Социальная работа
  6. Политология
  7. Государственное и муниципальное управление
  8. Юриспруденция
  9. Правовое обеспечение национальной безопасности (специализация – государственно-правовая, гражданско-правовая, международно-правовая, уголовно-правовая)
  10. Судебная и прокурорская деятельность (специализация – судебная деятельность, прокурорская деятельность)

Факультет педагогики и психологии

  1. Начальное образование и специальная педагогика
  2. Начальное образование
  3. Дошкольное образование
  4. Специальная дошкольная педагогика и психология
  5. Социальная педагогика
  6. Психология
  1. Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
  2. Специальный перевод
  3. Журналистика
  4. Отечественная филология
  5. Педагогическое образование (преподаватель русского языка и литературы)

Рыбницкий филиал ПГУ им.Т.Г. Шевченко

  1. Менеджмент организации
  2. Педагогическое образование иностранный язык (английский/ немецкий), с дополнительным профилем иностранный язык (немецкий/английский)
  3. Педагогическое образование информатика и информационные технологии в образовании
  4. Педагогическое образование изобразительное искусство
  1. Педагог-математик (вычислительная математика и информатика)
  2. Физическое образование в школе
  3. Информатика (педагогическое образование)
  4. Информатика с дополнительным профилем математика (педагогическое образование)
  1. География (преподаватель)
  2. Биология (преподаватель)
  3. Химия (преподаватель)
  4. Организация экскурсионных услуг
  5. Безопасность жизнедеятельности в техносфере
  6. Пожарная безопасность
  7. Защита в чрезвычайных ситуациях
  1. Лечебное дело
  2. Педиатрия
  3. Стоматология

Факультет физической культуры и спорта

  1. Физическая культура (преподаватель)
  2. Спортивная тренировка
  3. Физическая реабилитация
  4. Теория физической культуры и технология физического воспитания
  5. Технологии спортивной подготовки
  1. Коммерция

Институт государственного управленияправа и социально-гуманитарных наук

  1. Юриспруденция
  2. Правовое обеспечение национальной безопасности (специализация – государственно-правовая, гражданско-правовая, международно-правовая, уголовно-правовая)
  3. Судебная и прокурорская деятельность (специализация – судебная деятельность, прокурорская деятельность)
  1. Специальный перевод
  2. Издательское дело
  3. Отечественная филология

Рыбницкий филиал ПГУ им.Т.Г. Шевченко

  1. Менеджмент организации
  2. Финансовый менеджмент
  3. Прикладная информатика в экономике
  4. Разработка программно-информационных систем
  5. Архитектура предприятия
  1. Электрооборудование и электротехнологии
  1. Вычислительная математика и информатика
  2. Системное программирование и
  3. Компьютерные технологии
  4. Математическое моделирование в экономике и технике
  5. Физика
  6. Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении
  7. Оптические системы и сети связи
  8. Промышленная электроника
  1. Фармацевтическая химия
  2. Химия окружающей среды
  3. Химическая экспертиза и экологическая безопасность
  4. Химическая технология
  5. Землеустройство и кадастры
  6. Региональная политика и территориальное проектирование

Бендерский политехнический филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко

  1. Экономика предприятий и организаций (строительство)
  1. Фармация
  1. Разработка программно-информационных систем
  2. Безопасность информационных систем
  1. Бухгалтерский учет, анализ и аудит
  2. Мировая экономика и международный бизнес
  3. Налоги и налогообложение
  4. Финансы и кредит
  5. Экономика и менеджмент
  6. Электронный бизнес
  7. Производственный менеджмент. Отраслевая специализация АПК
  8. Коммерция
  9. Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности

Институт государственного управленияправа и социально-гуманитарных наук

  1. Реклама и связи с общественностью (PR)
  2. Социально-культурная деятельность
  3. Музыкальное образование
  1. Журналистика
  2. Издательское дело

Рыбницкий филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко

  1. Педагогическое образование изобразительное искусство
  2. Менеджмент социально-культурной деятельности
  3. Дизайн
  1. Декоративное садоводство и ландшафтный дизайн

Бендерский политехнический филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко

  1. Архитектурное проектирование
  1. Агробизнес
  2. Защита растений
  3. Плодоовощеводство и виноградарство
  4. Декоративное садоводство и ландшафтный дизайн
  5. Ветеринария
  1. Лечебное дело
  2. Педиатрия
  3. Стоматология

Рыбницкий филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко

  1. Автоматизация технологических процессов и производств
  1. Электрооборудование и электротехнологии
  2. Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
  3. Технология и организация централизованного производства кулинарной продукции и кондитерских изделий
  4. Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
  5. Технология молочных и мясных продуктов
  6. Наземные транспортно-технологические средства (специализация «технические средства в АПК»)
  1. Оптические системы и сети связи
  2. Промышленная электроника
  1. Химическая технология
  2. Безопасность жизнедеятельности в техносфере
  3. Пожарная безопасность
  4. Защита в чрезвычайных ситуациях

Бендерский политехнический филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко

  1. Промышленное и гражданское строительство
  2. Производство строительных материалов изделий и конструкций
  3. Теплогазоснабжение и вентиляция
  4. Техническая эксплуатация объектов жилищно-коммунального комплекса
  5. Автомобили и автомобильное хозяйство
  6. Автомобильный сервис
  1. Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
  2. Безопасность информационных систем
  3. Электроэнергетические системы и сети
  4. Инжиниринг технологического оборудования
  5. Машины и аппараты пищевых производств
  6. Автоматизация технологических процессов и производств
  7. Нефтепродуктообеспечение и газоснабжение
  8. Автомобильный сервис
  9. Дизайн-проектирование технологических машин и комплексов
  10. Проектирование технических комплексов специального назначения
  11. Подъемно – транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование
  1. Производственный менеджмент. Отраслевая специализация АПК


Детский телефон доверия

Широкий тигр

Детский телефон доверия создан, чтобы дети и подростки в трудных для них ситуациях могли обратиться за помощью, рассказать о своих переживаниях, чувствах, проблемах, посоветоваться.


14 июня 2024 г.

Как учиться эффективнее

Широкий тигр

Сегодня расскажем о способах, которые могут помочь учиться эффективнее и получать удовольствие от учёбы.

  1. Следи за эмоциональным состоянием.
  2. Делай перерывы в учёбе: раз в 25 минут, раз в день, раз в неделю.
  3. Используй различные приемы и техники.
  4. Планируй – обязательно учитывай время на выполнение дел и отдых.
  5. Не сравнивай себя с другими, сравнивай себя только с собой.

2 апреля 2024 г.

Особенности психограммы и профессиограммы

Важный элемент описания профессии представлен ПВК (профессионально важные качества). Это относительно устойчивые личностные свойства, которые мало подвержены развитию и тренировке. Они могут существенно отразиться на успехе профессиональной деятельности, влияя на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.

Виды психических функций, включенные в психограмму, состоят из действий восприятия, мнемических действий, имажинитивных действий и логических образов.

Действия восприятия могут обеспечиваться с помощью органов чувств. Чувственные образы состоят из зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных. Это важные качества, которые должны быть у дегустатора, контролера ОТК, товароведа, эксперта, красильщика тканей.

Мнемические действия (действия памяти) концентрируются на запоминании чувственных образов и слов. Их воспроизведение происходит в конкретных ситуациях. Здесь важно также забывание ненужной информации и ощущений. Качества важны для актеров, музыкантов, дикторов, телеведущих, юристов, врачей.

Имажинитивные действия представляют собой процессы воображения. Они концентрируются на выстраивании сложного образа из составных элементов образных представлений, включая их различные комбинации. Звуковые образы больше важны для композитора, а зрительные образы для конструктора, модельера, инженера, механика, архитектора, художника.


нейросетью
от Автор24

Не понимаешь, как писать работу?

Тесты на профориентацию

Профориентационные тесты, пожалуй, самый популярный метод профориентации. Простые и всем доступные онлайн-опросники помогают определить тип темперамента, характер мышления, профессиональные интересы, но они не совсем надежны, так как результаты тестирования просто отражают то, что человек уже знает о себе, и в итоге зависят от того, насколько тестируемый хорошо изучил себя.

Более достоверны тесты, которыми пользуются центры профориентации. Они сложнее, разработаны психологами и социологами. Всё разнообразие таких тестов-опросников основано на признанных классикой в практике профориентации базовых теориях выбора профессии:

  • Типов личности и выбора карьеры (RIASEC – Holland Codes или Holland Occupational Themes) Льюиса Холланда (John L. Holland), автор разрабатывал ее с конца 1950-х до 1990-х годов;
  • «Я-концепции» профессионального развития Дональда Сьюпера (Donald Edwin Super), 1969 г.;
  • Профессиональной адаптации (исследования Университета Миннесоты – Dawis, Swanson), развивалась с конца 1950-х, модернизирована в 1999 г.;
  • Исключений и компромисса Линды Готтфредсон (L. Gottfredson, The theory of circumscription and compromise), 1981 г.
  • Социально-когнитивной карьерной теории (применение социально-когнитивной теории Альберта Бандуры (А. Bandura) в профориентации – Роберт Лэнт и Стивен Браун (Lent, Brown)), 1994 г.

Самые популярные тесты, базирующиеся на этих теориях:

На определение профессионального типа (всего их 6: реалистический (практический), исследовательский (интеллектуальный), артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный (стандартный).

Дифференциальная диагностика склонности человека к профессиям по виду объекта труда (человек, знак, техника, природа, искусство).

На определение степени склонности к работе в одном из 29 профессиональных направлений.

Самый известный и самый простой тест на выбор профессии. Разработан профессором, психологом труда (МГУ, факультет психологии) Евгением Александровичем Климовым. На прохождение этого теста уходит минут 10. Он очень четко классифицирует предметную сферу профессий. Выбрать правильную предметную сферу труда – самое главное в выборе профессии, ведь всякий профессионал имеет дело с какой-либо предметной сферой.

Е. А. Климов выделил пять таких предметных сфер: природа, человек, техника, знаковая система и художественный образ. Он исходил не из способностей человека, а из его пожеланий действовать с этим или другим предметом.

Если вы выбрали что-то в этом тесте, то главным образом потому, что вы это осознанно или почти осознанно это предпочитаете. Этот тест очень хорош, но он не показывает профессий. И если вы получили сочетание двух иди трех профессиональных направленностей, то вам теста Климова не хватит. Все равно остается вопрос: а все же – какая профессия мне подходит больше всего?

Тест подходит к выбору иначе, чем тест Климова. Это тест общей направленности на вид деятельности и среду, в которой эта деятельность может совершаться. И этот взгляд тоже очень полезен, особенно если вы уже вооружились климовскими результатами.

Голланд выделяет шесть видов деятельности: реалистический (практический): интеллектуальный; социальный; конвенциальный (стандартный); предприимчивый; артистический. Прохождение теста занимает минут 10–15. Этот тест помогает вам лучше понять себя, но не очень сильно сужает вам выбор профессии.

Тест подробно рассматривает интересы человека, предлагая ему выбрать какую-либо сферу и деятельность. Затем тест выделяет наиболее предпочитаемые или отвергаемые вами сферы. Выбрать сферу – это уже много! Это уже хорошо! И то хорошо, что тест дает вам список этих сфер, расширяя таким образом ваш кругозор. Однако внутри сфер этот тест дает вам список профессий, никак не сужая его, а это плохо.  Вы остаетесь с этим списком, а надо все же выбрать. И тогда вам на помощь приходит профориентолог, который, вооружившись тестами, может сузить этот список до одной иди двух профессий.

В центре «ПрофГид» есть ЖИВАЯ профориентация, которую мы вам и рекомендуем. Она ведет вас к выбору одной профессии. Плюс к этому – ценная услуга: выбор учебного заведения и материалы о выбранной профессии.

Даже хорошим профориентационным тестам не стоит доверять безоглядно. Они помогут примерно определить карьерный путь, но ни один опросник не видит и не слышит человека, поэтому не может многого учесть – это по силам только добросовестному эксперту-профориентологу. Поэтому любой тест должен дополняться консультацией со специалистом по профориентации.

Только профориентолог может подвести к осознанному выбору профессии, в котором учитываются три равнозначных компонента: интересы человека, его способности и запросы общества. На их пересечении и нужно искать подходящую профессию. 

Широкий тигр

Компоненты выбора профессии: «хочу» – желания, интересы; «могу» – способности, склонности; «надо» – запросы рынка труда

Задачи профориентации: во-первых, подобрать профессию по способностям и характеру; во-вторых, помочь человеку выстроить баланс своих возможностей и желаний; в-третьих, научить адаптироваться к изменениям рынка труда, и, в-четвертых, психологически подготовить к выбору и принятию решений.

Почему родители не обращаются к профориентологу?

Детям

20 июня 2024 г.

Сущность понятия «психограмма»

Категория «психограмма» была введена в начале 20 века. Этот термин впервые использовал немецкий психолог В. Штерн, который занимался совершенствованием методики формирования обобщенного психологического портрета отдельных людей, и предложил составлять психограммы, отражающие не все аспекты личности, а лишь важные для выбранной практической задачи.

Психограмма личности успешного работника отражает его профессионально важные качества. Здесь речь идет не о личности конкретного специалиста, который работает в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.

Психограмма составляется в результате тщательного исследования разных сторон личности. Данный процесс называют профессиографированием.

Составление психограммы проходит в несколько этапов:

  • Формирование списка обязательных задач, которые выполняются профессионалом;
  • Реконструкция действий, которые требуются для достижения поставленных целей (внешние действия, которые выполняются во внутреннем плане);
  • Соотнесение часто встречающихся действий (ведущих, профессиональных) и психических функций, умений, способностей, которые обеспечивают их выполнение.

Таким образом, происходит составление функциональной модели работы психики профессионала с установкой предполагаемых профессиональных качеств (ПВК) и требуемого уровня их развития (высокий, средний, низкий).

В каком возрасте проводят профориентацию

У профориентации нет возрастных ограничений. Более того, ее можно, а иногда и нужно, проходить на разных жизненных этапах, поскольку формирование личности – процесс, не ограниченный четкими возрастными рамками, и человек развивается и меняется всю жизнь.

Примерные возрастные этапы для профориентации:

  • 5–6 лет, когда нужно выбрать подходящую школу и определиться, где будет учиться ребенок: в физико-математическом лицее, лингвистической гимназии, балетном училище или спортшколе. В этом возрасте, конечно, выбор направления мало зависит от самого малыша, больше решают родители, но профориентолог выяснит, какие способности есть у ребенка, – это поможет предположить, где ему будет легко и интересно учиться.
  • 12–13 лет. В этом возрасте способности и интересы школьника проявляются более отчетливо, изучение определенных предметов начинает связываться с разными профессиям, и профориентация понадобится, чтобы выбрать профиль класса, секцию, кружок для дополнительных занятий.
  • 16–17 лет. В старших классах профориентация нужная, чтобы выбрать, куда поступать – вуз, колледж и направление учебы, специальность для образования.
  • Взрослым профориентация может понадобится в любом возрасте – как сразу после окончания вуза или колледжа, так и с выходом на пенсию.

Для каждого возрастного периода есть свои профориентационные методики:

  • Дошкольники проходят тесты в виде игры, с миром профессий их знакомят в активити-парках («Кидзания», «КидБург», «КидСпейс», «Кидсберг», «Мастерславль» и других – в каждом крупном городе есть свой детский город профессий).
  • Школьники ходят на экскурсии, участвуют в мастер-классах, деловых ролевых играх, диспутах и круглых столах, для них проводят анкетирование и тестирование.
  • В профориентации взрослых используют беседы с психологом, тесты, опросы для выяснения профессиональной мотивации, стажировки.

Конечно, цели профориентации отличаются в разных возрастных группах, но профориентолог – это одновременно психолог и эксперт по рынку труда, трендам в профессиональных сферах, он разбирается в образовательной системе и в зависимости от возраста поможет определиться с направлением развития или выстроить стратегию обучения профессии впервые или для перехода в другую сферу деятельности.

Игры с друзьями

Широкий тигр

Всё ещё думаете, как интересно провести время с друзьями или семьёй? Тогда наши игры для вас!

«Шарады». Игроки отгадывают слова по жестам, мимике или звукам. Один показывает что-либо или издает звук, который намекает на слово, которое нужно отгадать. Остальные должны попытаться угадать это слово.

«Города». Игроки называют города по очереди, начиная на букву, которой закончилось предыдущее название города.


19 июня 2024 г.

Что делать подросткам, если их склоняют к незаконным действиям

Широкий тигр

Не отвечать и не вступать в переписку, заблокировать неизвестный номер, сообщить в полицию. Эти советы помогут вам и вашему ребенку не стать жертвой провокатора в соцсетях. Сейчас они активны как никогда. После теракта в «Крокус Сити Холле» российские подростки стали получать сообщения с предложениями совершить преступления за деньги.

Провокаторы обращаются к молодёжи в соцсетях и мессенджерах, склоняют молодых людей к террористической деятельности. По мнению манипуляторов, подростки – самая незащищенная аудитория, их проще уговорить. Для своих целей преступники используют различные манипуляции, угрозы и шантаж. Информацию о жертве провокаторы собирают в соцсетях, анализируют личные страницы, выбирают тех, кто особенно активен.


Каникулы – это подходящее время для чтения книг

Широкий тигр

Подростковый возраст является периодом активного развития теоретического, абстрактно-логического и понятийного мышления. И без чтения и размышлений над текстами (причем, как художественными, так и научно-познавательными или философскими), процесс становления высших форм мышления если не останавливается совсем, то существенно затормаживается.


11 апреля 2024 г.

Направления (компоненты) профориентационной работы

Функции (задачи) профориентации реализуются в четырех направлениях.

  1. Профессиональное просвещение.

Это комплекс мероприятий, цель которых – предоставить максимум информации о состоянии и тенденциях рынка труда, имеющихся и особо востребованных профессиях, способах освоить интересующие специальности.

  1. Профориентационное консультирование.

Профконсультации проводят специалисты-профориентологи. Как правило, это психологи (иногда – HR-специалисты), которые помогают разобраться в интересах, раскрыть способности и выбрать профессию в соответствии со склонностями, физическими, психологическими возможностями, потребностями человека и ситуацией на рынке труда.

  1. Профотбор.

Это система действий, которые предпринимаются для того, чтобы определить пригодность кандидата к обучению, а в будущем и работе по конкретной профессии. Профотбор проводится в виде творческих конкурсов, вступительных профильных экзаменов, психодиагностического тестирования, медкомиссий и т. д.). Обычно проводится для профессий, в которых есть специальные требования к работникам, например, для военных, актеров, музыкантов, танцоров, художников.

  1. Профессиональная адаптация.

Она направлена на приспособление, привыкание человека к особенностям конкретной профессии, работы, новому окружению, реалиям рынка труда. Если адаптация проходит успешно, значит, профессия была выбрана правильно и человеку несложно быть гармоничным в определенной профессиональной среде.

Функции профориентации

Дать максимум информации:

· о профессиях, их содержании, достоинствах и недостатках;

· о ситуации на рынке труда;

· о том, где учиться профессии – в вузе, колледже или на курсах;

· о специальностях вузов, на которые надо поступать, чтобы получить определенную профессию, о предметах и баллах ЕГЭ для зачисления

· Дни открытых дверей в учебных заведениях.

· Профориентационные статьи в печатных и цифровых СМИ, телепередачи, буклеты.

· Видеолекции, посты о современных профессиях на цифровых каналах (в соцсетях, мессенджерах, на сайтах, видеохостингах и др.).

· Онлайновые и офлайновые мастер-классы ведущих специалистов разных отраслей.

· Виртуальные и обычные экскурсии на предприятия

· Выявить способности, личные качества человека и соотнести их с определенными видами профессиональной деятельности с учетом психологических особенностей.

· Определить, насколько на выбор профессии влияет мнение близких и друзей

· Психодиагностика (определение психотипа личности, выявление расположенности к определенным видам деятельности).

· Индивидуальные консультации профориентолога.

· Сформировать четкое представление о содержании деятельности в профессиях, разных специализациях в одной профессии.

· Дать возможность тем, кто выбирает карьерное направление, из первых рук – от практикующих специалистов – получить информацию о том, из чего состоит работа в определенной профессии.

· Помочь реализовать и развить природный потенциал

· Экскурсии в компании, на производство.

· Профессиональные пробы («примерка профессии» разными способами: «один день на должности», моделирование видов профессиональной деятельности и др.).

· Конкурсы профмастерства.

· Встречи с представителями разных профессий

· Свести к минимуму риск ошибки при выборе профессии.

· Предупредить неверное восприятие профессий, оценку их престижности, перспектив

· Весь комплекс действий и мероприятий, которые проводятся в рамках информационной, диагностической и организационной функций.

· Профессиональный отбор

Профориентация в 13-14 лет: стоит ли?

Зачем нужна профориентация

Профориентационная работа нужна как минимум по четырем причинам:

  1. Изменения на рынке труда происходят так быстро, что устоявшихся представлений о стандартном наборе профессий и их востребованности уже не хватает для выбора карьерного направления.
  2. Некоторые традиционные специальности теряют актуальность, и не всегда очевидно, какую профессию можно выбрать взамен.
  3. Появляется много новых профессий, но далеко не все в курсе, что в них есть совершенно разные специальности (профили). Например, многие хотели бы работать в ИТ, но боятся не справиться. При этом мало кто знает, что айтишники – это не только программисты, но и аналитики, сисадмины, UX-дизайнеры, руководители ИТ-проектов и десятки других специалистов, которым необязательно уметь программировать. Недостаток информации мешает принять верное решение о выборе или смене профессии.
  4. Школьники, а часто и взрослые, толком не понимают, чем именно занимаются представители той или иной даже давно известной профессии, и считают, что работа им подойдет, потому хорошо оплачивается и особо напрягаться не надо.

В итоге выпускники школ или взрослые, которые хотят сменить карьерный трек, выбирают профессию или новую специальность практически наобум. Профориентация дает исчерпывающую информацию для осознанного выбора.

Осознанный выбор – это когда человек располагает информацией о профессиях на рынке труда и, главное, понимает, что профессия не только помогает зарабатывать, реализовывать амбиции и мечты, но требует определенного склада характера и подчиняет себе образ жизни. У любой профессиональной деятельности есть своя специфика. Выбирая профессию, мы в первую очередь выбираем распорядок жизни – работу по графику с девяти до шести или частые переработки и отсутствие выходных, монотонные будни или регулярные нервные перегрузки и командировки. И уже ко всему этому прилагается определенного уровня зарплата и карьерные перспективы. По статистике, треть отчисленных студентов разочарована в выбранной специальности, четверо из десяти студентов бросают учебу или переводятся на другие специальности, потому что только в вузе они поняли, чем предстоит заниматься на работе, и это совсем не то, чему хочется отдавать большую часть своего времени и что подходит по характеру. Профориентация экономит жизненные усилия и помогает избежать разочарований, чтобы не тратить минимум четыре года на обучение профессии, которая совершенно не интересна, раздражает или уходит в прошлое.

Результат профориентации: человек осознает свои потребности, возможности и способности и отождествляет свои желания и интересы с будущей профессией.

Итак, профориентация нужна, чтобы найти не всегда очевидные способности и склонности человека, разобраться, чем он хочет заниматься и подобрать профессии, подходящие для его характера, целей, интересов и актуальные для рынка труда.

После сессии с профориентологом случается, что человек про свои способности знал, но не понимал куда их можно применить, в какой профессии. Или не верил, что их можно применить, что этим можно зарабатывать. Бывает, что смутно что-то чувствовал про себя, но ясности не было. Бывает, что человек преувеличивает уровень одних своих способностей и совсем не ценит другие. И мы открываем глаза человеку на его настоящую силу, талант и стараемся, чтобы этот талант лег в основу профессии.

Эльмира Давыдова

директор центра профориентации «ПрофГид», кандидат психологических наук

По работе:  Успех в поиске работы: как я нашел работу

Оставьте комментарий