Кто осуществляет строительный контроль

У каждого объекта нового строительства есть собственник (застройщик), а непосредственно возведением занимается подрядчик. Юридическим лицом, взявшим на себя обязательства по строительному контролю, может быть непосредственно занимающаяся строительством подрядческая организация, а также застройщик или собственник объекта. Это закреплено в положениях Градостроительного кодекса.
Все полномочия и обязанности по проведению контроля собственник или застройщик имеет право перепоручить другой организации. Кто проводит строительный контроль в этом случае? Чаще всего именно та организация, которая проектировала строительство, разрабатывала для него проектную документацию. Но допустимо пользоваться услугами сторонних компаний – профессионалов в области контроля строительства. Функции контроля выполняет группа специалистов. При малых объемах строительства, контроль выполняется одним инженером.
Этапы и перечень работ по строительному контролю
Перечислим этапы строительного контроля, а также конкретизируем работы, которые проводятся на каждом из них согласно положениям Постановления Правительства №468.
Этап 1. Проверка проектной документации
Прежде всего, проводящие контроль специалисты должны убедиться, что заказчик предоставил им полную документацию. Далее проверяется чистота юридического оформления проектных документов. Специалисты смотрят, согласован ли проект с контролирующими инстанциями, утвержден ли он. Определяются самые важные работы и стройматериалы, от которых зависит строительная безопасность, надежность эксплуатации здания.
Также устанавливается соответствие проектных значений осевых размеров сооружения геодезическим разбивочным осям. Проверяются границы стройплощадки, графически обозначенные на генеральном плане, на возможное нарушение имеющихся земельных договоров (сервитутов).
При обнаружении недоработок (нарушений) тот, кто проводит строительный контроль, извещает об этом заказчика, который должен их устранить, следуя рекомендациям, изложенным проводившей контроль организацией в итоговом заключении.
Этап 2. Приемки геодезической части работы
Вторым этапом контроля становится проверка точности соответствия реальных координат геодезических знаков тем, что указаны в проектной документации – это проверка геодезической сети. От проводящей контроль организации требуется также проверить надежность фиксации каждого геодезического знака. Когда проверка завершается, оформляется и подписывается соответствующий приемочный акт.
Этап 3. Проверка и контроль строительных материалов
Использованные при возведении здания или сооружения строительные материалы очень важно проверять на качество, соответствие ГОСТам, техническим условиям и свидетельствам производителя, нормам, обозначенным в проектных документах. Контролю и проверке при строительном контроле подлежат стройматериалы, а также готовые изделия, конструкции. Требуется установить полноту комплекта, наличие документов на эти материалы, изделия или конструкции, правильность их оформления. При необходимости, в рамках контроля проводится забор образцов материалов, последующие исследования в условиях аккредитованной лаборатории.
При обнаружении в рамках строительного контроля некачественного стройматериала:
- он должен быть заменен качественным;
- допускается использование несоответствующих норме материалов, но потребуется ряд согласований: с заказчиком, проектной организацией и государственными регулирующими органами.
- Характеристики такого материала (изделия, конструкции) нужно довести до требуемых нормативных значений;
Результаты контроля материалов подлежат оформлению в виде документа. Использовать стройматериалы, выявленное контролем качество которых не отвечает нормативам, без удовлетворения одного из трех приведенных выше условий, недопустимо.
Этап 4. Контроль качества работ
Качество должно проверяться на каждом этапе работ, поэтому тот, кто проводит строительный контроль, устанавливает, насколько качественно эти работы выполнены. Если же при строительстве возник случай сокрытия результатов проведенных работ последующими операциями, такие работы подлежат обязательной приемке, составляется акт освидетельствования. Если вовремя такое сокрытие не выявить, это может закончиться демонтажом (разбором) конструкций, а подобное ставит под серьезное сомнение безопасность эксплуатации объекта.
Государственный строительный надзор
С 01.09.2024 вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1087» от 24.05.2024 № 668 (далее – Постановление № 668).
Постановление № 668 утверждает изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о федеральном государственном строительном надзоре» от 30.06.2021 № 1087.
Основные изменения касаются:
1) Порядка направления извещений о начале работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства;
2) Порядка ведения учета объектов федерального государственного строительного надзора;
3) Сроков и способа направления программы проведения проверок, перечня случаев, являющихся основанием для внесения изменений в такую программу;
4) Порядка подписания и сроков направления заключений о соответствии построенных, реконструированных объектов требованиям проектной документации и иные изменения.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации. Соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее – общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Следовательно, все нормативно – технические документы Ростехнадзора в области строительства подлежат обязательному применению всеми участниками строительства.
Порядок осуществления государственного строительного надзора определен ст. 54 Градостроительного кодекса РФПостановлением Правительства РФ №1087 от 30.06.2021 «Об утверждении Положения о федеральном государственном строительном надзоре».
Государственный строительный надзор осуществляется:
1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация
которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при
проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации);
2) требования наличия разрешения на строительство;
3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 Градостроительного
кодекса Российской Федерации;
4) требований, установленных частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Государственным строительным надзором осуществляется ряд профилактических мероприятий:
– обобщение правоприменительной практики;
– объявление предостережения;
– профилактический визит
Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5_1 статьи 6 Градостроительного Кодекса РФ (РОСТЕХНАДЗОР). При строительстве, реконструкции иных объектов капитального строительства, государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (Инспекция государственного строительного надзора субъекта федерации).
Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах (ч.7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).
Порядок осуществления государственного строительного надзора.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» СП 68.13330.2017 СВОД ПРАВИЛ ПРИЕМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЗАКОНЧЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ | ||||
Извещение о начале строительства с приложением документов (ч.5 ст.52 ГрК РФ) за 7 дней до начала строительства | Получение копии разрешения на строительство (ч.15 ст. 51 ГрК) | Обращения физических, юридических лиц | Сведения о выполнении строительно – монтажных работ, полученные из других источников |
Проведение итоговой проверки органом государственного строительного надзора
Согласно Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1087 до выдачи заключения о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации органом государственного строительного надзора должна быть проведена итоговая проверка на объекте, по результатам которой и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Итоговая проверка проводится органом государственного строительного надзора после завершения строительства, реконструкции капитального строительства. На итоговую проверку в зависимости от сложности объекта отводится до одного месяца.
Заключение о соответствии (ЗОС) органа государственного строительного надзора выдается только в случае, если при строительстве не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям нормативной технической документации и проекта, либо такие нарушения устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Первый экземпляр заключения о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения не позднее 10 рабочих дней после утверждения передается (направляется) застройщику или техническому заказчику.
Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии составляются в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом (должностными лицами), осуществлявшим выездную проверку, и утверждается приказом (распоряжением) Федеральной службы.
Следует отметить, что государственный строительный надзор осуществляется с даты получения извещения о начале работ (часть 5 статьи 52 ГрК РФ) до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Поэтому положительное заключение о соответствии органом государственного строительного надзора выдается только в том случае, если надзор за строительством осуществлялся регулярно на протяжении всего периода строительства. Если по вине застройщика такой надзор не осуществлялся, то надзорный орган вправе отказать в выдаче ЗОС. В обязанность органа государственного строительного надзора не входит выдача заключения о соответствии, если объект построен или часть объекта возводилась с нарушением установленного порядка строительства.
В случае если отдельные части (этапы) объекта были построены самовольно – либо застройщик своевременно не известил орган государственного строительного надзора о начале строительства, то застройщику потребуется выполнить силами независимой специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию, детальное (инструментальное) обследование строительных конструкций здания или сооружения. Результаты проведенного обследования, в виде отчета о техническом состоянии конструкций здания или сооружения, предоставляются в орган государственного строительного надзора. В этом случае надзорный орган при положительных результатах проведенного обследования может рассмотреть возможность выдачи ЗОС.
Но необходимо заметить, что ни один нормативный документ не обязывает надзорный орган выдавать положительное ЗОС в случае, если надзор за строительством объекта или его части не осуществлялся.
Перед итоговой проверкой объекта должны быть проведены:
– индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем, завершающиеся пробным пуском основного и вспомогательного оборудования;
– пробные пуски;
– приемка объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства на основании договора).
Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточные приемки узлов оборудования и конструктивных элементов сооружения, а также скрытых работ.
Дефекты и недоделки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе индивидуальных испытаний, должны быть устранены строительными, монтажными организациями и заводами-изготовителями до начала комплексных испытаний.
Пробные пуски проводятся до комплексного опробования.
При пробном пуске должна быть проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность эксплуатации. Комплексное опробование должен проводить заказчик в период итоговой проверки.
При комплексном опробовании проверяется совместная работа основных агрегатов и всего вспомогательного оборудования под нагрузкой. Комплексное опробование оборудования по схемам, не предусмотренным проектом, не допускается. Комплексное опробование оборудования считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного оборудования в течение 72 часов с номинальной нагрузкой и проектными параметрами пара, газа, напором и расходом воды и т.п.
В тепловых сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы оборудования под нагрузкой в течение 24 часов с номинальным давлением, предусмотренным в пусковом комплексе.
В электрических сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы под нагрузкой оборудования подстанции в течение 72 часов, линии электропередачи – в течение 24 часов.
О соблюдение требований энергетической
эффективности при осуществлении федерального государственного строительного надзора при проведении контрольно-надзорных мероприятий
Обращаем внимание, что на основании требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статей 54 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2009 № 384 – ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» вводимые в эксплуатацию здания и сооружения должны соответствовать требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Статья 11 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – «Обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» определяет основные требования к вводу зданий в эксплуатацию»:
п.6. Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.
п.7. Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально – технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства и реконструкции.
На основании вышеизложенного до проведения итоговой проверки:
Застройщиком должно быть обеспечено наличие:
– энергетического паспорта здания, заполненного в соответствии с требованиями раздела 12 СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий», Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003.
При этом на основании требований п. 12.4 СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» энергетический паспорт здания должен быть представлен в составе проектной документации до начала строительства или реконструкции объекта, и, если в процессе строительства в проектную документацию были внесены изменения, влияющие на энергетическую эффективность объекта, энергетический паспорт должен быть заполнен вновь.
– результатов тепловизионного контроля качества тепловой защиты здания (ГОСТ 26629-85), проводимого на основании требований пункта 11.4 СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий»;
– результатов выборочного контроля кратности воздухообмена в помещениях здания при разности давлений 50 Па (ГОСТ 31167-2009 Переиздание);
– приборов учета поставляемых энергетических ресурсов.
При проведении итоговых проверок объектов капитального строительства в комплекте предъявляемой застройщиком исполнительной и производственной документацией дополнительно проверяется:
• наличие энергетического паспорта здания с заполненными графами нормативных, расчетных (проектных) и фактических показателей, а также
• наличие заключений по результатам тепловизионного контроля качества тепловой защиты здания;
• наличие выборочного контроля кратности воздухообмена в помещениях (квартирах).
Перечень документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установлен частью 3 статьи 55:
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию одним из документов является документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора).
Энергетический паспорт здания это подтверждение, что здание соответствует
• проектной документации,
• современным требованиям энергетической эффективности
• требованиям оснащенности приборами учета.
Энергетический паспорт здания оформляется по проектной документации на вновь построенные и реконструируемые промышленные объекты, административные и жилые здания.
Также обращаем внимание, в случае если в заключении государственной экспертизы проектной документации дополнительно к вышеперечисленным показателям энергетической эффективности указаны иные обязательные требования (сопротивление теплопередаче ограждающих конструкций и т.д.), то до предъявления объекта к итоговой проверке должны быть проведены необходимые испытания в целях подтверждения соответствия фактических значений показателей нормируемым, указанным в заключении и проектной документации.
Необходимо отметить, что во время проведения итоговых проверок законченных строительством объектов должностные лица органа государственного строительного надзора в обязательном порядке проверяют наличие справок (разрешений) других органов государственного надзора и контроля, а также эксплуатирующих организаций – поставщиков коммунальных услуг о подключении наружных коммуникаций к объектам по постоянной схеме, принятии их на обслуживание и выполнении технических условий на подключение.
При нарушении вышеперечисленных требований заключение о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации должностными лица органа государственного строительного надзора выдано не будет
Экологический контроль в строительстве
С изменением Федерального законодательства о градостроительной деятельности и об охране окружающей среды государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства стал исключительно прерогативой государственного строительного надзора.
Государственный экологический контроль при строительстве осуществляется органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора и проводится в рамках государственного строительного надзора в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Особенность экологического контроля в строительстве состоит в том, что, во-первых, правовой основой для его осуществления является Градостроительный Кодекс РФ (ст.54), Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 21 декабря 2002 г. № 7-ФЗ (ст.65), а также иные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды.
Во-вторых, он проводится на всех этапах производства строительных работ и заканчивается с вводом объекта в эксплуатацию.
В – третьих, предметом экологического контроля является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Градостроительной Кодекс РФ в число основных принципов законодательства о градостроительной деятельности включает принцип «осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности».
Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов (далее – при строительстве) установлены Федеральным Законом «Об охране окружающей среды». Так ст. 37 указанного Закона определено:
1. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
2. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды
3. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчик /Подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и несёт ответственность за нарушение указанных требований.
Подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению обязательных для сторон требований к охране окружающей среды.
Поскольку подрядчик непосредственно осуществляет работы по строительству или реконструкции объекта либо привлекает к сотрудничеству субподрядчиков, при этом оставаясь ответственным за их действия.
На заказчике лежит ответственность практически за все этапы реализации проекта. Для начала стоит отметить обеспечение самой подготовки проектной документации, а также прохождение государственной экспертизы. Здесь же на заказчика ложится и ответственность за качество проектного решения требованиям нормативной документации, в том числе, и в части, касающейся прав и обязанностей, которые были предоставлены ему договорными соглашениями. Далее заказчик отвечает за проведение строительного контроля, соответственно, именно на него ложится ответственность за соблюдение экологических требований при строительстве. В соответствие со ст. 58 Градостроительного Кодекса РФ «лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В предмет экологического контроля при строительстве объектов входит проверка соответствия выполнения работ проектной документации. Состав разделов проектной документации и требования к их содержанию утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87.
При осуществлении государственного экологического контроля проверяется полнота и качество выполнения участниками строительства мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренных в следующих разделах проекта: проект организации строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства (выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства), перечень мероприятий по охране окружающей среды.
Анализ результатов проведенных проверок в период строительства выявил следующие основные нарушениями экологических требований:
при создании объектов озеленения – несанкционированное уменьшение площадей озеленения, изменение ассортимента и сокращение количества деревьев и кустарников, предусмотренных к посадке; отсутствие лабораторного контроля почвогрунтов, используемых при озеленении объектов, на соответствие установленным нормативам, несоблюдение при обустройстве газонов установленной толщины плодородного слоя почвы;
в сфере обращения с отходами строительства и сноса – значительные превышения фактически образующихся при строительстве отходов над проектными объемами образования отходов, отсутствие документации, подтверждающей санкционированное перемещение и размещение отходов, отсутствие разрешительной документации в области охраны окружающей среды у предприятий, осуществляющих строительство, а именно – проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
в области производственного экологического контроля – отсутствие на объектах строительства производственного экологического контроля, а также лиц, специально уполномоченных для его осуществления, отсутствие подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности у руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) определен Законом РФ «Об охране окружающей среды» как составная часть экологического контроля, который осуществляется «в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды».
Ответственность за организацию и осуществление производственного экологического контроля несут Генеральный директор и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством РФ.
Нормативные правовые акты:
Требования к подрядчикам и специалистам

К тем, кто проводит строительный контроль, законодательством предписаны определенные, весьма строгие требования. Подрядчик или компания, которая выполняет такой контроль, должны иметь документы, разрешающие осуществлять определенные виды деятельности. Нужен так называемый допуск СРО, то есть выданное саморегулируемой организацией разрешение.
При его получении к исполнителю контроля предъявляются серьезные требования. В организации должно быть не менее семи специалистов, ответственных за проведение контроля. В случае юридического лица, число исполнителей сокращается до пяти, но при наличии двух представителей руководящего звена. Руководители организации, проводящей строительный контроль, должны иметь высшее профильное образование и не менее 7 лет трудового стажа в области строительства.
Среди штатных сотрудников компании должны быть электротехники, сантехники, специалисты по вентиляционным системам, сметчики, геодезисты, проектировщики, архитекторы, специалисты широкого профиля. Иногда контроль за строительством проводится индивидуальным предпринимателем. В штате такого ИП должно быть, как минимум, пять человек. Предпринимателю предписано соответствовать тем же требованиям, которые предъявляются к руководителям организаций, выполняющих такой контроль.
Для получения допуска СРО тот, кто проводит строительный контроль, предоставляет обширный пакет документов, в которых подтверждается строительная специализация, а также то, что внутри организации действует система контроля за выполненными работами.
Проблемы строительного контроля
На сегодняшний день сложилась привычная процедура проведения проверок: инженер строительного контроля фиксирует нарушение в записную книжку, проводит фотофиксацию и передает замечания подрядчику. Исполнители устраняют замечания и проверка повторяется.
Коммуникация часто происходит через мессенджеры, бессистемно, некоторые предписания при таком подходе могут теряться, а формирование отчетов строительного контроля превращается в поиск записей, сопоставление их с фотографиями и оформление в Excel. В итоге такой “аналоговый” подход ненадежен и отнимает много времени, а главное, страдает качество контроля.
Участники строительных проектов отмечают, что у стройконтроля в текущем виде есть ряд проблем:
- Нарушения фиксируются «на коленке»
- Формирование предписаний занимает много времени
- Непонятно, кто ответственный за устранение нарушений
- Не хватает систематизации в списке нарушений
- Рабочая документация не актуализируется вовремя
- Сложно найти нужную информацию
- Увеличивается объем рутинной работы
Как современные решения помогают усовершенствовать процедуру строительного контроля
Цифровой строительный контроль позволяет участникам работать в общем пространстве, чтобы избежать потери информации и устранить задержки. Мобильное приложение выступает для инспектора удобной заменой бумажному блокноту. Подрядчики получают замечания в специальных программах и отмечают там же исправления, а заказчик может оперативно отслеживать прогресс. Акты и другую документацию участники подписывают в электронном виде без бумажных версий.
Что дает цифровизация:
- Мгновенный обмен информацией между всеми участниками строительства
- Отсутствие потерянных или забытых предписаний
- Мониторинг нарушений от появления замечания до его устранения
- Отслеживание выполнения задач в реальном времени
- Подготовка удобной статистики и проведение анализа
- Наличие в цифровом архиве информации о том, кто и когда выполнял работы / осуществлял приемку
- Более удобное и быстрое формирование отчетных документов
- Фото / видео / аудио фиксация дефектов для постановки и отработки нарушений
- Легкая загрузка чертежей и проектной документации в 2D и 3D форматах
- Интуитивно-понятный интерфейс для легкой фиксации нарушений и формирования предписаний
В итоге нарушения устраняются быстрее, без потери информации и без путаницы на стройке. Цифровые инструменты строительного контроля помогают руководителю принимать эффективные решения, предоставляя полную картину нарушений и работы с ними.
Рынок цифровых инструментов для управления стройкой сегодня предлагает ряд комплексных решений, которые помогают контролировать процесс, составлять сметы и вести электронный документооборот. Опираясь на большой опыт в цифровизации, специалисты Айбим выделили основные критерии выбора ПО:
- Размещение на сервере заказчика
- Работа с проектом в 2D и 3D форматах
- Логирование действий пользователей
- Оповещения пользователей о выдаче нарушения или изменении его статуса через электронную почту
- Ведение справочников данных
- Наличие мобильного приложения
- Интеграция со сторонними системами, такими как ПО для календарно-сетевого планирования (КСП) или ПО для формирования исполнительной документации
- Возможность доработки функционала / интерфейса
- Администрирование согласований, замечаний, доступа и аналитики
- Возможность назначать для предписаний срок, статус, исполнителя, расставлять маркеры с привязкой к конкретному месту, загружать аудио, фото, видео и текстовые заметки
- Работа без доступа к интернету
- Создание чек-листов, по которым инженеры стройконтроля проверяют объекты
- Наличие функционала для приемки помещений
Среди российских программ для стройконтроля можно выделить Project Point, Техзор, ЦУС и другие.
Инженер лаборант строительной лаборатории
12 дней назад с
Заведующий грунтовой лабораторией фмс
100 000
28 дней назад с
Специальные журналы работ
Некоторые специальные журналы включены в общий, но если соответствующего раздела для них нет, нужно вписать его название в таблицу и вести отдельно. Такие документы ведутся на физическом носителе (в виде брошюры или книги учета) или в электронном виде — это предусматривает Приказ Минстроя No1026/пр.
Если на сайте Минстроя представлена XML-схема необходимого документа, то нужно пользоваться ею. Это готовые шаблоны, которые заполняются заказчиками, исполнителями и надзорными органами. Их форма соответствует новому ГОСТ Р 70 108-2022.
Совет эксперта 2
Обратите внимание! Схемы помещены в архив, где есть файл с подробной информацией о правилах заполнения каждого пункта, в том числе указывается какие элементы обязательны, а какие нет.
При внесении правок в содержание необходимо сохранять старую версию документа, чтобы она была доступна только для чтения. При использовании бумажного носителя ошибочные данные зачеркивают одной чертой и заверяют правки подписью. Для любых форм ведения документации существует запрет на исправление записей «задним числом».
Журнал операционного контроля качества СМР
Это один из разделов обобщенного журнала строительных работ, поэтому он может заполняться в формате электронного документа. Отдельный бланк в таком случае заводить не нужно, как и вписывать его в общий перечень. Сведения в нем будут подтверждаться электронной подписью тех лиц, которые их внесли.
Информация вписывается в журнал операционного контроля с самого начала выполнения СМР последовательно. Бумажный вариант брошюруется и нумеруется, при необходимости можно завести несколько томов — пометив каждый порядковым номером.
На титульном листе общего журнала указывают всех специалистов, которые будут проверять результаты контрольных мероприятий и вносить записи — обычно это представители заказчика и ответственные за рабочий процесс лица. Если в компании есть служба проверки качества, то именно ее представитель должен вносить сведения. Когда документ создан на физическом носителе, его заверяют печатью компании, которая его выдала, — обычно заказчиком строительства.
Журнал строительного контроля и технадзора
Технический надзор — процедура, при которой заказчик строительства проверяет уже выполненные работы на объекте. В него вписываются работы после выполнения и проверки специалистом, а также указывается использованная техника и материалы.
Он относится к специальным, также может вестись в электронном виде. В схеме, предложенной Минстроем, есть раздел для данных о стройконтроле и техническом надзоре — данные вписываются туда. При ведении в бумажном виде — нужно прошнуровать документ и поставить печать заказчика.
Журнал строительного контроля
Строительный контроль отличается от технического надзора тем, что он представляет собой наблюдение за качеством прямо в процессе исполнения. В нем предусмотрено перечисление сотрудников компании-застройщика, ответственных за строительство и контроль за ним, а также ведение списка работ и обстоятельств, которых они осуществлялись.
Служба строительного контроля занимается проверкой соответствия всех работ действующим стандартам качества. Они должны производится в соответствии с проектной документацией, требованиям к безопасности и СНиП. Вносятся сведения о проведенных инспекциях на каждом этапе выполнения работ с указанием даты и данных уполномоченного лица
Журнал входного контроля стройматериалов
В этом специальном журнале фиксируется полная информация о тех материалах, которые получены для строительства, в том числе:
- дата их доставки;
- полное название и серийный номер партии;
- количество;
- сведения о компании-поставщике, в том числе ее реквизиты, включая адрес и телефон;
- перечень сопроводительных документов;
- соответствие ГОСТ и СНиП, наличие дефектов и отклонений от установленных норм.
Лицом, уполномоченным вести такой журнал, может быть бригадир, прораб или другой специалист, назначенный приказом руководителя организации. Заполнять журнал нужно до передачи материалов на строительную площадку, после проверки их качества. Кроме внесения записей нужно проставлять отметки о входном контроле в сопроводительных документах.
Аналогичный контроль можно встретить на производстве, поэтому многие компании предпочитают купить стандартный бланк, но он может быть неудобен для использования. Поэтому у компаний есть право разработать собственный шаблон, предусмотрев поля для даты проверки, наименования материала, результата контроля и мер по устранению недостатков.
Журнал контроля подрядной организации
По статье 53 ГрК РФ строительный контроль должны осуществлять не только застройщики и технические заказчики, но и привлеченные подрядные организации. Они должны вести свой журнал, в котором перечислены виды работ, выполняемые компанией.
Отдельно его заводят, если подрядчика привлекли для выполнения определенных операций при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте. Правила ведения этого документа не отличаются от общих, но подрядчик указывает только те работы, которые проводила его компания.
Журнал строительного контроля заказчика
Часто бывает, что заказчик строительства и застройщик — разные организации. В таком случае заводят дополнительный журнал, куда вносят сведения об инспекциях уполномоченных лиц заказчика. Это обусловлено тем, что он обязан по статье 53 ГрК РФ следить за качеством возведения объекта и проводить инспекции.
На страницах журнала нужно отражать:
- дату проведения проверки;
- выявленные недостатки;
- данные лица, принявшего замечание;
- сроки устранения недостатков.
После того как недостатки, выявленные при строительстве, будут исправлены, нужно сделать соответствующую запись. Остальные правила ведения не отличаются от тех, что приняты для раздела строительного контроля общего журнала.
Журнал вызова строительного контроля
Не всегда строительный контроль можно провести только силами застройщика, заказчика или подрядчика. В спорных ситуациях приглашаются независимые эксперты или специалисты по строительному контролю с необходимым оборудованием. Так как эти инспекторы не указаны в журналах строительного контроля других типов, для них заводят отдельный документ.
Создание специального бланка необходимо, чтобы зафиксировать данные технического специалиста, проводившего контрольные мероприятия, а также для сбора подробной информации о качестве строительства. В таком журнале будут собраны отметки о дополнительных проверках, которые проводились во время возведения, реконструкции или ремонта.
Вести журналы при строительстве — обязанность компании занимающейся возведением здания, а также выступающей в роли генподрядчика или заказчика. В них фиксируются все проводимые работы, мероприятия по строительному контролю. Впоследствии, при эксплуатации здания можно обратиться к документации и установить, имелись ли ошибки при постройке объекта или недостатки конструкции появились уже после начала его использования.
Остались вопросы? Позвоните нам!
Подробная консультация эксперта – БЕСПЛАТНО
Виды строительного контроля
Чтобы узнать, каким бывает контроль за строительством, обратимся к нормативам, изложенным в СНиП. Строительные нормы указывают, что такой контроль может вестись по пяти направлениям, в зависимости от текущего этапа строительства:
- Входной контроль: необходим для проверки технической документации, бывает сплошным и выборочным, проводится до начала строительства.
- Технологический (послеоперационный) контроль предполагает проверку и вынесение заключений прямо во время строительного процесса. Такой контроль позволяет за короткое время выявить уже допущенные нарушения.
- Промежуточный контроль привязан к определенным важным вехам строительства: закладка фундамента, монтаж арматуры, установка гидроизоляции, и т.п.
- Инспекционный контроль касается определенных требований к объекту – это соблюдение санитарных норм, пожарная безопасность, качество выполнения работ. Такой контроль выполняется исключительно сторонними компаниями.
- Приемочный контроль проводится, когда стройка завершена, объект готов к вводу в эксплуатацию. К такому контролю привлекаются сторонние экспертные организации.
Отметим, что и сам строительный контроль – один из видов более обширного понятия «строительный надзор». Помимо строительного контроля, к надзору имеет отношение государственный строительный надзор и авторский надзор.
Инженер строительного контроля, технического надзора
Москва, улица Нижние Мнёвники
Опыт работы от 1 года, среднее специальное образование,
Клиент SuperJob с 2012 года
Выполняет функции технического заказчика при строительстве объектов недвижимости.
- Проверка выполняемых СМР на соответствие утвержденной ПСД, РД, правил и норм, выданной в производство работ;
- Анализ проектной документации;
- Прием скрытых работ;
- Контроль за соблюдением установленных сроков;
- Приемка выполненных СМР по актам;
- Участие в проведении контрольных обмеров объектов;
- Контроль соблюдения техники безопасности и пожарной безопасности
Требования:
- Практические знания в области строительного производства, знание номенклатуры СНиП и сметных расценок
- Высшее/специальное среднее/неоконченное высшее профессиональное образование.
Условия:
- График работы: 5/2, с 8.00 до 17.00.
- Оформление по срочному трудовому договору на 1 год, с перспективой дальнейшего его продления. Испытательный срок 1 месяц.
- Предоставление отпуска согласно ТК РФ 2 р/год по 2 недели.
- Уровень заработной платы обсуждается при личной встрече индивидуально, по результатам собеседования.
- Обеспечение форменной одеждой.
Руководитель лаборатории микробиологических исследований
день назад с
hh.ru (ООО “Хэдхантер”)