Весной 2022 году государство запустило проект «Цифровые технологии», в рамках которого определенные категории граждан могут на безвозмездной основе освоить специальность в IT-индустрии. Программа позволит восполнить нехватку веб-дизайнеров, тестировщиков ПО, разработчиков игр, дата-инженеров, маркетологов-аналитиков. Актуальным становится вопрос, как наГосуслугах освоить цифровые профессии путем бесплатного обучения. Рассмотрим его подробнее.
Условия программы
Участники проекта «Цифровые технологии» могут получить профессию за счет полной или частичной компенсации стоимости со стороны государства. Стоимость курсов носит дифференцированный характер.
Скидка в 50% предоставляется следующим категориям граждан:
- учащиеся ссузов и вузов;
- работники бюджетных организаций;
- малоимущие;
- родители, воспитывающие детей не старше 3 лет, доход которых – выше среднего в регионе проживания.
На компенсацию стоимости обучения в 75% могут рассчитывать:
- нетрудоустроенные лица, не состоящие на учете в ЦЗН;
- родители, воспитывающие детей не старше 3 лет, доход которых – ниже среднего в регионе проживания.
Бесплатное участие в проекте «Цифровые технологии» гарантировано тому, кто:
- имеет группу инвалидности;
- состоит на учете в ЦЗН как безработный.
В текущем году на участие в проекте записалось более 78 тысяч россиян.
Лимит на обучение в рамках программы «Цифровые технологии» составляет 113 тысяч.
Кому подойдут
Программа ориентирована на социально незащищенных граждан, достигших 16-летнего возраста и минимально имеющих среднее специальное образование. В указанную категорию входят: лица с ограниченными возможностями здоровья, малоимущие и безработные.
Для подтверждения факта инвалидности или статуса малоимущего безработного заявителю придется представить соответствующие документы.
Возможность освоить новую профессию в it-индустрии также предоставлена студентам колледжей, техникумов, университетов и академий. Переучиться на новую специальность могут работники государственных структур, а также родители, воспитывающие детей, не достигших 3-летнего возраста.
Как записаться на курсы
Претендент на обучение должен иметь аккаунт на портале Госуслуги.
Чтобы стать участником проекта, необходимо:
- выбрать курс обучения:
- заполнить анкету (процедура позволяет удостовериться в возможности пройти обучение и узнать размер скидки);
- дождаться результата рассмотрения заявки;
- пройти тестирование;
- оплатить обучение с учетом скидки (за счет работодателя или самостоятельно);
- пройти обучение и получить диплом, подтверждающий факт профессиональной переподготовки.
Если заявитель не прошел тестирование, он может без повторной подачи заявления выбрать другой курс (с сохранением права на скидку).
https://youtube.com/watch?v=8ETl0wNVZ_U%3Fsi%3DhjIV8yH3R6G2kEdE
Необходимые документы
Чтобы принять участие в проекте, заявитель должен представить фото или скан документа, подтверждающего факт окончания ссуза/вуза. При наличии инвалидности от кандидата потребуется соответствующая справка. Для подтверждения дохода малоимущим гражданам понадобится 2-НДФЛ. Безработный обязан представить документ, свидетельствующий о постановке на учет в службе занятости.
Граждане несут ответственность за достоверность данных, зафиксированных в справках и дипломах. Если информация, подтверждающая статус заявителя, отсутствует, то Федеральный оператор вправе отправить запрос в учреждение, которое выдало документ.
Условия обучения
Обучение цифровым профессиям осуществляется в дистанционном формате. Минимальная продолжительность курса – 250 академических часов, из которых 144 часа отведено занятиям по программированию.
Проект курирует Минцифры РФ, а функции Федерального оператора выполняет Центр компетенций «Университета 20.35» – сетевая платформа, консолидирующая обучающие курсы от ведущих компаний, которые оказывают образовательные услуги в дистанционном формате.
Причины отказа
Зачастую оператор отказывает заявителю из-за несоответствия информации в разных ведомствах. Например, гражданин, официально признанный безработным, подал заявку, но получил отказ с мотивировкой: «На учете не состоит». Зачастую оператор принимает решение автоматически. Но ошибка возникает по причине того, что сведения о статусе безработного еще не поступили в единую информационную базу (что происходит в течение 1 месяца). В указанном случае претенденту нужно выждать несколько недель, после чего повторно подавать заявку.
Какие цифровые программы можно освоить
Участникам проекта «Цифровые технологии» предлагается на выбор 25 курсов. Каталог обучающих программ регулярно обновляется. Курсы дают возможность освоить такие профессии, как:
- бизнес-архитектор;
- веб-дизайнер;
- разработчик мобильных приложений;
- it-рекрутер;
- frontend-разработчик;
- графический дизайнер;
- продуктовый и системный аналитик;
- разработчик компьютерных игр;
- дизайнер лендингов;
- системный администратор;
- интернет-маркетолог;
- специалист по e-commerce и CRM-менеджменту;
- разработчик программ с использованием искусственного интеллекта;
- специалист по информационной безопасности.
Окончив курс и получив диплом, начинающий программист получает готовые кейсы для своего портфолио. Участники проекта «Цифровые технологии» смогут в короткие сроки трудоустроиться на высокооплачиваемые вакансии, не испытывая стеснения на собеседовании. Нацпроект уникален тем, что после оказания образовательной услуги и завершения обучения в текущем году заявитель вправе стать его участником в следующем.
Постановление Правительства РФ от 27 мая 2021 г. N 800
“О реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года”
1. Утвердить прилагаемое Положение о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года.
2. Пункт 8 Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта “Содействие занятости” национального проекта “Демография”, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 369 “О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта “Содействие занятости” национального проекта “Демография” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 13, ст. 2230), после слов “Организации, осуществляющие образовательную деятельность,” дополнить словами “включенные в перечни, указанные в пункте 14 Положения о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 г. N 800 “О реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года”,”.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 мая 2021 г. N 800
Положение
о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года
С изменениями и дополнениями от:
3 сентября 2021 г., 5, 18 марта, 2 сентября, 19 декабря 2022 г., 28 апреля, 5 октября 2023 г.
1. Настоящее Положение устанавливает порядок реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года (далее – мероприятия по обучению).
Реализация мероприятий по обучению осуществляется в целях приобретения или развития гражданами имеющихся знаний, компетенций и навыков, а также дальнейшего обеспечения их занятости.
Гражданин, желающий принять участие в мероприятиях по обучению, может принять участие в них один раз в период до 2024 года. Граждане, отчисленные за неуспеваемость или нерегулярное посещение занятий без уважительной причины, а также отчисленные по собственному желанию более одного раза, лишаются права участия в мероприятиях по обучению.
Работники, находящиеся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников, желающие принять участие в мероприятиях по обучению, могут принять участие, если они не являлись участниками мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников, предусмотренного Правилами предоставления и распределения в 2022 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, утвержденными постановлением Правительство Российской Федерации от 18 марта 2022 г. N 409 “О реализации в 2022 году отдельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда”.
2. Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан осуществляется федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования “Институт развития профессионального образования”, федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования “Национальный исследовательский Томский государственный университет” и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования “Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации” (далее – федеральные операторы).
3. Реализация мероприятий по обучению осуществляется путем обучения отдельных категорий граждан по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки) и основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих, программам повышения квалификации рабочих, служащих) (далее – образовательные программы) и завершается итоговой аттестацией в форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
4. Условиями участия отдельных категорий граждан в мероприятиях по обучению являются:
а) отнесение их к одной из категорий, предусмотренных пунктом 2 Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта “Содействие занятости” национального проекта “Демография”, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 369 “О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта “Содействие занятости” национального проекта “Демография” (далее – участники мероприятий по обучению);
б) получение отдельными категориями граждан рекомендации органов службы занятости, предусмотренной пунктом 11 настоящего Положения;
Информация об изменениях:
Пункт 4 дополнен подпунктом “в” с 19 марта 2022 г. – Постановление Правительства России от 18 марта 2022 г. N 409
в) заключение безработными гражданами, зарегистрированными в органах службы занятости трехстороннего договора между органом службы занятости, участником мероприятий по обучению и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, указанного в пункте 21 настоящего Положения;
Информация об изменениях:
Пункт 4 дополнен подпунктом “г” с 28 декабря 2022 г. – Постановление Правительства России от 19 декабря 2022 г. N 2343
г) заключение договора, указанного в пункте 17 или 20 настоящего Положения и предусматривающего в период обучения или после приобретения соответствующих навыков и знаний обязательства, связанного с обеспечением занятости участника мероприятий.
5. Граждане из числа молодежи в возрасте до 30 лет имеют приоритетное право на участие в мероприятиях по обучению.
6. К освоению дополнительных профессиональных программ при получении дополнительного профессионального образования допускаются:
лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
7. Для участия в мероприятиях по обучению граждане подают заявление о прохождении профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (далее – заявление о прохождении обучения) с использованием единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений “Работа в России” (далее – портал “Работа в России”) и заявление в органы службы занятости о получении государственной услуги по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (далее – государственная услуга по профессиональной ориентации).
При подаче заявления о прохождении обучения гражданином производится выбор образовательной программы и организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Выбор образовательной программы осуществляется из перечня, формируемого и утверждаемого в соответствии с пунктом 28 настоящего Положения федеральными операторами по согласованию с исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, в органы службы занятости которого гражданин обратится в целях подачи заявления о получении государственной услуги по профессиональной ориентации.
Гражданину, желающему принять участие в мероприятиях по обучению, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления о прохождении обучения необходимо обратиться в органы службы занятости для представления документов, подтверждающих соответствие категории участников мероприятий по обучению условию участия в мероприятиях по обучению, и подачи заявления о получении государственной услуги по профессиональной ориентации.
8. Прием, учет, хранение, распределение, маршрутизация и изменение заявления о прохождении обучения осуществляются с использованием портала “Работа в России”.
9. Органы службы занятости оказывают содействие участникам мероприятий по обучению в подаче заявления о прохождении обучения путем предоставления доступа к техническим средствам связи в центрах занятости населения, а также оказания консультационных услуг.
Органы службы занятости вправе запрашивать у граждан, подавших заявление, документы, подтверждающие их соответствие условию участия в мероприятиях, а также запрашивать сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в том числе путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Перечень рекомендуемых документов, подтверждающих отнесение граждан к категориям участников мероприятий по обучению, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
10. О ходе рассмотрения заявления о прохождении обучения граждане уведомляются с использованием портала “Работа в России” путем автоматизированного формирования и передачи текстовых сообщений на адрес электронной почты граждан, указанный в заявлении о прохождении обучения.
11. В целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования органы службы занятости в рамках взаимодействия с гражданами, подавшими заявление о прохождении обучения, оказывают им государственную услугу по профессиональной ориентации, по итогам которой формируется заключение, содержащее одну из следующих рекомендаций:
а) целесообразность прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по выбранной образовательной программе;
б) нецелесообразность прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;
в) целесообразность прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования при условии изменения выбранной в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения образовательной программы.
12. В случае согласия гражданина на изменение выбранной образовательной программы в соответствии с рекомендацией, указанной в подпункте “в” пункта 11 настоящего Положения, гражданином осуществляется отзыв заявления о прохождении обучения и подается новое заявление о прохождении обучения.
Федеральный оператор после принятия органами службы занятости решения о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования гражданином вправе с согласия гражданина изменить образовательную программу (без отзыва заявления о прохождении обучения) в рамках выбранного им вида образования без изменения федерального оператора и организации, осуществляющей образовательную деятельность.
13. Органы службы занятости в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты направления гражданином заявления о прохождении обучения, принимают решение о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования гражданином или об отказе от прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования гражданином.
14. Федеральные операторы для организации прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан вправе привлекать органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации в соответствии с соглашениями, предусмотренными пунктом 15 настоящего Положения, или иные организации, ответственные за организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования участников мероприятий по обучению в субъекте Российской Федерации, определенные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – иные организации).
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 14 с 19 марта 2022 г. – Постановление Правительства России от 18 марта 2022 г. N 409
14. В случае направления органами службы занятости безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования в рамках соглашений, указанных в пункте 15 настоящего Положения, за безработными гражданами в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования сохраняется право на получение пособия по безработице, за исключением случаев, предусмотренных Законом Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”.
Выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается в случаях, предусмотренных статьей 35 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”.
По запросу органов службы занятости федеральные операторы (иные организации) представляют необходимые документы для выплаты пособия безработным гражданам, проходящим профессиональное обучение или получающим дополнительное профессиональное образование.
15. Федеральные операторы заключают с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области содействия занятости населения, соглашения, определяющие условия и порядок их взаимодействия при организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, а также при реализации мероприятий по содействию трудоустройству граждан, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование.
16. Занятость участников мероприятий по обучению по итогам прохождения ими профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования обеспечивают федеральные операторы (иные организации) совместно с органами службы занятости.
18. В целях обмена информацией и содействия самозанятости и индивидуальной предпринимательской деятельности граждан, прошедших обучение, федеральные операторы заключают соглашения с юридическими лицами, наделенными функциями единого органа управления организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, функционирующими и размещенными на базе центров “Мой бизнес”, действующими в соответствии с требованиями к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации (далее – единый орган управления организациями). В целях настоящего Положения под центром “Мой бизнес” понимается объект недвижимости или совокупность объектов недвижимости, находящихся в шаговой доступности друг от друга, оформленных в соответствии с руководством по использованию базовых констант фирменного стиля для центра “Мой бизнес”, предназначенных для организации оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления предпринимательской деятельности, субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход”, в том числе для размещения на площадях центра “Мой бизнес” инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) их представителей, управляемой единым органом управления организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
19. При заключении двустороннего договора, предусмотренного пунктом 17 настоящего Положения, федеральные операторы совместно с органами службы занятости и едиными органами управления организациями информируют участников мероприятий по обучению о мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, доступных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Дополнительно в рамках указанного двустороннего договора федеральные операторы направляют граждан, прошедших обучение и заинтересованных в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, планирующего в частности применять специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход”, в единый орган управления организациями соответствующего субъекта Российской Федерации для получения консультационной поддержки по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, при необходимости для прохождения обучения предпринимательским компетенциям, проводимого организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации мероприятий национального проекта “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы”.
20. В случае если работодатель является организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучался участник мероприятий по обучению, обеспечение занятости обучаемых граждан осуществляется на основании двустороннего договора, заключенного между участником мероприятий по обучению и работодателем, предусматривающего обязательства, связанные с трудоустройством участника мероприятий по обучению.
21. В случае если гражданином, в отношении которого принято решение о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования по выбранной образовательной программе, не заключены договоры, указанные в пунктах 17 и 20 настоящего Положения, орган службы занятости заключает с таким гражданином трехсторонний договор между органом службы занятости, участником мероприятий по обучению и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, предусматривающий обязательства, связанные с занятостью участника мероприятий по обучению.
22. Органы службы занятости отказывают гражданину в прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования в следующих случаях:
а) несоответствие гражданина, желающего принять участие в мероприятиях по обучению, условиям участия в них;
б) отказ гражданина, желающего принять участие в мероприятиях по обучению, от представления документов (непредставление документов), подтверждающих соответствие условиям участия в мероприятиях по обучению;
в) представление гражданином, желающим принять участие в мероприятиях по обучению, недостоверной информации для участия в мероприятиях по обучению;
г) одновременный отказ гражданина, желающего принять участие в мероприятиях по обучению, подавшего заявление о прохождении обучения, от заключения договоров, указанных в пунктах 17 и 20 настоящего Положения, и отказ от изменения выбранной образовательной программы по результатам оказания государственной услуги по профессиональной ориентации;
д) наличие заключения с рекомендациями о нецелесообразности прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, предусмотренного подпунктом “б” пункта 11 настоящего Положения;
Информация об изменениях:
Пункт 22 дополнен подпунктом “е” с 2 сентября 2022 г. – Постановление Правительства России от 2 сентября 2022 г. N 1545
е) несоответствие выбранной гражданином, желающим принять участие в мероприятиях по обучению, образовательной программы перечню, согласованному в соответствии с пунктом 28 настоящего Положения исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, в органы службы занятости которого гражданин обратился в целях подачи заявления о получении государственной услуги по профессиональной ориентации.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 22.1 с 2 сентября 2022 г. – Постановление Правительства России от 2 сентября 2022 г. N 1545
22. Федеральный оператор после принятия органами службы занятости решения о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования гражданином принимает решение об отказе в обучении в случае несоответствия уровня образования гражданина выбранной образовательной программе или отказа гражданина приступить к обучению в сроки, установленные пунктом 23 настоящего Положения.
23. Федеральные операторы не позднее 10 рабочих дней с даты принятия решения о прохождении гражданами профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования обеспечивают начало их обучения по выбранной образовательной программе или в иной срок по согласованию с участником мероприятий по обучению, но в любом случае не позднее 30 рабочих дней с даты принятия решения о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного образования.
24. Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования участниками мероприятий по обучению осуществляется непосредственно федеральными операторами или на основании договоров (контрактов), заключаемых федеральными операторами (иными организациями) с организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Выполнение обязательств по договорам (контрактам) подтверждается актом выполненных работ (услуг), который должен содержать информацию о документах об образовании и (или) о квалификации, выдаваемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участникам мероприятий по обучению в соответствии с законодательством об образовании в Российской Федерации, а также сроках их направления участникам мероприятий по обучению, прошедшим профессиональное обучение и получившим дополнительное профессиональное образование.
25. Федеральные операторы проводят предварительный квалификационный отбор организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в субъектах Российской Федерации для реализации образовательных программ. При организации отбора учитываются материально-технические и кадровые условия, имеющиеся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для реализации образовательных программ, а также наличие опыта реализации аналогичных программ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. По итогам отбора федеральные операторы по согласованию с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации утверждают перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, соотнесенных с образовательными программами в субъектах Российской Федерации.
26. В целях обеспечения организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования во всех субъектах Российской Федерации Федеральная служба по труду и занятости формирует (по субъектам Российской Федерации, в том числе по федеральным операторам) квоты на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование с учетом численности экономически активного населения субъекта Российской Федерации и корректирующего коэффициента, отражающего напряженность ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации (отношение численности незанятых граждан к количеству свободных рабочих мест и вакантных должностей, имеющихся в базах данных органов службы занятости), а также на основании предложений уполномоченных органов субъектов Российской Федерации.
27. На основании оценки ситуации на рынке труда, в том числе качественного состава граждан, ищущих работу, структурного и отраслевого соотношения свободных рабочих мест и вакантных должностей, имеющихся в базах данных органов службы занятости, потенциала обеспечения занятости граждан по итогам обучения, уполномоченные органы субъектов Российской Федерации направляют федеральным операторам (иным организациям) предложения о распределении указанной в пункте 26 настоящего Положения квоты, установленной субъекту Российской Федерации, по образовательным программам.
28. Федеральные операторы по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, формируют и утверждают перечень востребованных в субъекте Российской Федерации образовательных программ.
29. Федеральные операторы осуществляют мониторинг качества профессионального обучения и дополнительного профессионального образования участников мероприятий по обучению на основании разработанной ими риск-ориентированной модели, которая может включать в себя сбор данных фото- и (или) видеофиксации оказания услуг или данных, получаемых посредством смс-опросов участников мероприятий по обучению, использования систем автоматизированных процедур наблюдения и контроля за дистанционным испытанием, а также иных данных, необходимых для осуществления мониторинга.
Информация об изменениях:
Положение дополнено пунктом 30 с 2 сентября 2022 г. – Постановление Правительства России от 2 сентября 2022 г. N 1545
30. Федеральные операторы обеспечивают своевременное представление данных о ходе реализации мероприятий по обучению на портал “Работа в России”, включая количество поступивших и одобренных заявлений о прохождении обучения, численность граждан, приступивших к обучению, завершивших обучение, численность занятых граждан из числа прошедших обучение.
Помощь от государства не ограничивается пособиями
Государство регулярно приходит на помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Чаще всего это выражается в выплате различных пособий. И россияне активно этим пользуются. Так, по статистике, каждый третий житель России считает пособия своим основным источником средств к существованию.
Впрочем, мало кто знает, что в России есть и другой вид помощи, который отличается от обычных выплат. Эту помощь нельзя получить просто так, а еще придется отработать. Деньги дадут только тем, кто твердо решил изменить свою жизнь и хочет получать постоянный доход, а еще тем, кто потерял работу из-за санкций. Речь про социальный контракт, который граждане заключают с государством. По нему можно получить до 350 тысяч рублей. О том, что такое социальный контракт, как он может помочь выйти из бедственного положения и обрести финансовую стабильность, «Лента.ру» рассказывает в рамках проекта «Имеешь право».
Что такое социальный контракт?
Социальный контракт — это соглашение, которое заключается соцзащитой с гражданами и семьями, доход которых меньше прожиточного минимума. Как следует из названия, эта помощь обязывает соблюдать условия контракта.
По такому соглашению регион оказывает господдержку малоимущим, а те в свою очередь должны сделать то, что будет прописано в контракте, — например, пройти обучение или открыть собственное дело.
В отличие от пособий, социальный контракт должен помочь россиянам найти стабильный источник заработка
Важно помнить, что выплаты по контракту должны использоваться только по назначению. Например, если вы заключили контракт на обучение с последующим трудоустройством, то будете обязаны выйти на работу и отработать положенный контрактом срок.
Кто придумал такую необычную помощь?
Понятие «социальный контракт» появилось в 2013 году, но особую популярность этот вариант помощи приобрел в 2020 году. Тогда страна боролась с пандемией COVID-19, и соцконтракт стал спасением для тех, кто потерял работу из-за ковидных ограничений.
Кто может заключить социальный контракт?
Социальный контракт дадут, только если вы являетесь гражданином России и имеете постоянную регистрацию в том регионе, куда собираетесь обращаться за поддержкой.
Если же вы временно зарегистрированы в одном регионе, а постоянная регистрация у вас в другом, нужно взять по месту прописки справку о том, что там контракт вы не заключали.
Но самый главный критерий — доход ниже прожиточного минимума
Допустим, малоимущая семья из трех человек проживает в Краснодаре. Прожиточный минимум в 2024 году в этом регионе для трудоспособного населения составляет 16 170 рублей. Общий доход семьи — 36 500 рублей в месяц. Ее среднедушевой доход составляет 12 160 рублей, что ниже прожиточного минимума. Следовательно, такая семья может претендовать на социальный контракт.
Другие категории граждан, которым он также доступен, — это многодетные семьи, самозанятые, ИП и те, кто потерял работу после 1 марта 2022 года (то есть после введения антироссийских санкций).
На какой срок заключают контракт?
Размеры выплат и сроки различаются в зависимости от целей социального контракта. Его можно заключить на срок от трех месяцев до года. К примеру, если вы собираетесь открыть свой бизнес, то тогда сможете заключить соглашение на год. Если же ищете работу или хотите с помощью контракта преодолеть сложную жизненную ситуацию, то тогда сможете заключить его максимум на шесть или девять месяцев соответственно.
С 2021 года заключить социальный контракт можно во всех регионах России. А в 2024-м государство планирует потратить на соцконтракт почти 36 миллиардов рублей
Что важно знать при заключении такого контракта?
В большинстве случаев заключить соцконтракт получится только один раз. Приоритет при решении о его заключении будет у тех людей, которые никогда не получали субсидий.
Некоторые регионы вносят свои коррективы в правила заключения социального контракта. Например, в Волгоградской области органы соцзащиты в течение 12 месяцев после окончания соцконтракта мониторят его исполнение, а затем готовы рассмотреть вопрос о повторном обращении.
Если доход на каждого члена вашей семьи выше прожиточного минимума либо же вы владеете дорогим жильем, автомобилем или земельным участком, то, скорее всего, в социальном контракте вам откажут.
Для каждой категории граждан существуют свои нюансы при заключении контракта.
- Многодетная семья. Соцконтракт доступен только малоимущим: будет учитываться не только совокупный доход семьи, но и все детские пособия и выплаты.
- Cамозанятые. У вас должен быть низкий доход за три предыдущих месяца. При этом неважно, был ли человек самозанятым до заключения соцконтракта или стал работать на себя уже после его оформления.
- Индивидуальные предприниматели. Доход за три месяца должен быть меньше среднедушевого прожиточного минимума в регионе.
- Безработные. В случае потери работы в результате санкций граждане могут получить соцконтракт упрощенно. По новым условиям не будет учитываться заработок за последние три месяца, однако на момент подачи заявления о заключении контракта человека должны признать безработным.
Где в России меньше всего безработных?
В 2022 году самая благоприятная ситуация с безработицей сложилась на рынке труда Камчатского края, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, а труднее всего оказалось найти работу жителям Дагестана, Северной Осетии и Ингушетии.
350 тысяч рублей — кому государство заплатит такие деньги?
Всего существует пять видов социального контракта.
- По поиску работы. В этом случае можно сказать, что вы получаете двойное пособие по безработице: от центра занятости и по соцконтракту. Но при этом государство обязует вас найти работу в течение срока, прописанного в контракте.
- По прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Для повышения квалификации или освоения новой профессии регион может выделить до 30 тысяч рублей.
- По организации подсобного хозяйства. Максимальная сумма, которую могут для этого представить, — 200 тысяч рублей. Главное условие — появление дохода от продажи сельскохозяйственной продукции.
₽ 200 000
можно получить на свое подсобное хозяйство
Например, российская многодетная семья из 11 человек получила социальный контракт на ведение своего хозяйства. На эти деньги они приобрели поросят, кур, комбикорма для животных, все для курятника, телегу, доски для постройки стайки и витамины для животных.
Кроме того, фермеры которые только начинают или планируют бизнес в сельском хозяйстве, могут претендовать на получение гранта «Агростартап» по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство». А это возможность претендовать на сумму до семи миллионов рублей.
- На преодоление трудной жизненной ситуации. Вы можете потратить эти деньги на приобретение товаров первой необходимости, лекарств и услуг дошкольного и школьного образования, а также купить одежду, обувь и товары для детей.
- На открытие своего дела. В этом случае выплатят максимальную сумму соцконтракта — 350 тысяч рублей, которые можно потратить на материалы, оборудование и аренду. Ограничений по видам бизнеса нет, единственное условие — он должен быть законным.
Именно такую сумму получила жительница Нижегородской области Анастасия Кораблева, которая делает декоративные скворечники уже более 10 лет. С помощью социального контракта она оборудовала полноценную мастерскую и закупила инструменты. Уже через месяц у нее появились первые покупатели, а чуть позднее — и большие заказы.
Другой россиянин — Роман Слуцкий из Пензенской области — благодаря соцконтракту открыл свое дело. Он работает скульптором, а еще может похвастаться умением работать руками на гончарном круге и запекать керамику в самодельной печи. Соцконтракт помог Роману купить большую печь.
Я готов к социальному контракту. Какие документы нужно собрать?
Обычно заявление рассматривают в течение 10 дней, если не нужно запрашивать дополнительной информации в государственных ведомствах. В противном случае ответ на заявление может занять месяц.
Примерный перечень документов, которые требуют чаще всего, выглядит следующим образом:
- Заявление на предоставление помощи на основе социального контракта, в котором надо указать паспортные данные, состав семьи и размер доходов.
- Копии паспортов всех членов семьи, для детей младше 14 лет — свидетельства о рождении.
- Справка о доходах работника (если заявитель работает). Получить ее можно у работодателя.
- Справки со сведениями об имуществе заявителя и членов его семьи. Прежде всего надо рассказать о недвижимости и транспорте.
- Если соцконтракт оформляется на открытие своего дела — бизнес-план (подробнее о нем — ниже).
Cоцконтракт можно оформить и через «Госуслуги», но такая опция доступна не во всех регионах России. Проверить, доступна ли она именно вам, можно на портале. В некоторых случаях оригиналы документов придется принести лично.
Как составить бизнес-план, чтобы получить средства по соцконтракту?
Единых требований к бизнес-плану нет, каждый регион самостоятельно определяет его формат. Поэтому перед началом работы над бизнес-планом лучше запросить его форму в отделении соцзащиты, в которое планируете подавать заявку.
Как правило, от вас могут потребовать резюме проекта, всю информацию об инициаторе, описание и сравнение с конкурентами.
То есть вам будет необходимо проанализировать рынок и конкурентов: узнать, много ли предпринимателей занимается подобным бизнесом в вашем городе или районе. Так вы сможете понять сами и объяснить чиновникам, чем ваш бизнес будет отличаться от других.
В работе над этим пунктом могут помочь данные по потребительскому поведению, исследовательские отчеты крупнейших консалтинговых компаний, интернет-аналитика и приложения для поиска конкурентов.
Кроме этого, вам нужно будет составить производственный, организационный, финансовый и инвестиционный планы. Заключительная часть — анализ доходов и расходов. Он делается в виде таблицы и объединяет план продаж, ежемесячные расходы и расчеты по налогам.
В некоторых субъектах России вы можете подать заявку электронно через платформу «Мой бизнес», в других же придется сходить в ближайшее МФЦ
Как подать заявление?
Заявление и бизнес-план рассматривает специальная комиссия. Там могут задать дополнительные вопросы. Например, спросить, почему вам требуется та или иная модель компьютера и как вы планируете искать клиентов.
У работников соцзащиты могут появиться вопросы по каким-то позициям, заявленным в смете, или они попросят что-то исключить или заменить, если оборудование слишком дорогое и вы в нем не нуждаетесь.
После собеседования вам обычно сразу скажут, приняты ли заявление и бизнес-план или нет. Решение о том, готов ли регион заключить социальный контракт, вынесут в течение месяца, за который работники успеют проверить наличие всех документов.
Оснований для отказа, как уже упоминалось выше, может быть несколько: если вы предоставили недостоверные данные о своих доходах, умолчали о какой-либо недвижимости, у вас еще не истек срок действия имеющегося социального контракта.
Более того, комиссия обращает внимание и на образ жизни заявителя. Например, если вы снимаете квартиру, имея собственное жилье, то могут предположить, что у вас есть лишние деньги, а значит в помощи вы не нуждаетесь.
Отказ обязательно должны выдать в письменной форме и прислать по месту жительства или пребывания.
Если документы в порядке, то вас пригласят в соцзащиту, чтобы подписать контракт. После этого можно ждать деньги, но для этого придется завести карту «Мир», если у вас такой еще пока нет.
Когда деньги по соцконтракту придется вернуть обратно?
Одна из причин — если ваш бизнес, на который выделили сумму по контракту, не стал для вас основной деятельностью или просуществовал меньше года.
Важно! В случае, если вы закрыли бизнес по собственной инициативе, а соцконтракт все еще действует, вам придется вернуть все деньги.
Если же вы попытаетесь использовать средства соцконтракта не по назначению, то на вас даже могут завести уголовное дело.
Так, в 2020 году житель Самары стал обвиняемым по делу о мошенничестве. Мужчина получил 250 000 рублей для предоставления клининговых услуг, но на деле с помощью этих средств погасил кредит в банке. Сотрудникам социального обслуживания он предоставил подложные кассовые товарные чеки.
Расторгнуть контракт с вами могут в том числе если вы уедете в другую страну или регион на ПМЖ. Основанием для прекращения соглашения также будет продажа оборудования, купленного на государственные деньги.
Если вы уверены, что соцконтракт расторгли незаконно, то можете пожаловаться в региональное министерство социальной защиты. Для этого вам нужно написать обращение на официальном сайте ведомства или прийти на личный прием.
Что еще нужно знать?
С 1 января 2023 года правила заключения социального контракта несколько изменились. Например, власти ввели ограничение на повторное использование социального контракта. Те, кто получил помощь в рамках контракта для трудоустройства, запуска своего бизнеса или развития подсобного хозяйства, должны продолжать работать, заниматься предпринимательством или подсобным хозяйством в течение года после окончания контракта.
Кроме того, теперь перерасчет ежемесячных выплат будут проводить без заявления, а выплаты по контракту автоматически проиндексируются с оглядкой на прожиточный минимум.
А с 2024 года процедура подачи заявления на получение соцконтракта стала проще
Достаточно заполнить одно заявление на портале «Госуслуг» без предоставления дополнительных справок. Органы социальной защиты теперь могут сами получать все необходимые сведения из других ведомств. При этом возможность обратиться лично в МФЦ или соцзащиту по месту жительства сохраняется.
А еще в 2024 году при заключении соцконтракта на открытие своего дела или развитие личного подсобного хозяйства кандидатам предложат пройти тестирование. Оно поможет понять, хорошо ли они умеют вести бизнес, при необходимости их обучат необходимым навыкам в рамках соцконтракта.
Изменится и формула расчета нуждаемости. Она будет включать только доходы супругов и их детей и не учитывать финансовое положение других родственников, если они проживают совместно. Кроме того, в формулу не включат налоговые вычеты, маткапитал и другие меры поддержки.
Социальный контракт — это соглашение, на основании которого оказывается помощь человеку, оставшемуся без работы, и его семье. Оформление такого документа может кардинально изменить судьбу. Государство выделяет средства людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, чтобы они могли купить продукты, одежду, лекарства, а также пройти переобучение или открыть бизнес, поверив в свои силы.
Объясняем, кому положен соцконтракт, как его оформить, какие выплаты и на какой срок можно по нему получить.