Общие сведения о профессии (специальности, штатной должности).
1.1.
Наименование и назначение профессии.
Назначение,
распространенность, связь с другими
профессиями, некоторые аспекты
истории и перспективы развития.
1.2.
Характеристика рабочего места, средств
и орудий труда.
Уровень
технической оснащенности и автоматизации
профессиональной деятельности,
основные орудия труда, компоновка
рабочего места, конструкция органов
управления, основные каналы обращения
информации.
1.3.
Необходимая общая и специальная
подготовка специалистов:
Подготовка
специалистов и основные пути комплектования
профессии кадрами, требования к
общеобразовательной и специальной
подготовке, уровень необходимой
квалификации.
1.4.
Основное содержание функциональных
обязанностей специалиста (что должен
знать и уметь специалист, за что он
отвечает).
1.5.
Основные критерии эффективности работы
специалиста (по результативности,
качеству, удовлетворенности и т. д.)
Задание:
Составьте профессиограмму менеджера
по персоналу, используя описание,
приведенное ниже.
Профессиограмма
представляет собой документ, содержащий
описание конкретной профессии,
раскрывающий содержание профессионального
труда и требований, которые она предъявляет
к человеку.
Она бывает двух
видов.
- Первый вид —
профессиокарты,
в общем виде ориентирующие в профессии.
Они включают краткое описание характера
деятельности работника, результатов
его труда и их значения для людей,
описание личностных качеств, требуемых
для профессии; описание предметных и
социальных условий труда; указание на
возможные пути обучения. - Второй вид —
полные профессиограммы,
структура которых представлена в
таблице 2.1. Составной частью профессиограммы
является психограмма
в виде более полного и развернутого
раздела «Психофизиологические
требования профессии к работнику».
Таблица 2.1 – Структура
профессиограммы
Общая характеристика
профессиональной деятельности Менеджера
по персоналу
(http://atlas.rosminzdrav.ru/?show=profession&action=result&code=24063
Атлас профессий)
Менеджер
по персоналу относится к категории
руководителей. Он должен обеспечить
эффективность работы человеческого
ресурса. Структура организации, её
интересы, связи в первую очередь
передаются через специалиста по
персоналу, который встречает, адаптирует
сотрудников и постоянно взаимодействует
с ними. От его деятельности во многом
зависит успех компании. Он вовремя
заботится о количестве нужного персонала,
о его развитии и мотивации.
Деятельность
менеджера по персоналу сосредотачивается
в наблюдении за рынком труда, информировании
руководства компании о сложившейся на
рынке ситуации с кадрами и средней
заработной плате. Также, во многом, это
оперативный поиск и подбор нужных
предприятию специалистов, создание
кадрового резерва, создание системы
мотивации труда. Менеджер по персоналу
создаёт нематериальную мотивацию труда.
Важным в деятельности менеджера по
персоналу является обучение кадров.
Сюда входит организация тренингов,
обучающих семинаров, курсов повышения
квалификации.
Профессиограммой мы будем называть
подробное систематическое и комплексное
описание профессии, включающее различные
характеристики трудовой деятельности,
в том числе, ее цели, средства, процесс,
условия и результаты. Профессиограмма
не сводится только к психологическому
описанию, как это часто представляется
некоторыми авторами. Таким образом,
профессиограмма не может быть заменена
набором из нескольких десятков
способностей, проранжированных по
степени важности. В крайнем случае, в
качестве составной части профессиограммы
можно представить так называемую
психограмму, то есть профиль психологических
качеств идеального работника, в наибольшей
мере соответствующего требованиям
профессии.
В качестве примеров конкретных
профессиограмм, разработанных
отечественными специалистами, представлены
различные описания профессии медицинской
сестры.
Медицинская сестра – это квалифицированный
помощник врача на всех участках его
работы. По своему характеру работа
медицинской сестры исполнительская, а
по значению она не менее важна, чем
работа врача. Медицинская сестра
обеспечивает всесторонний уход за
больным, выполняет различные диагностические
и лечебные процедуры. Она значительно
больше, чем врач, находится с больным,
первой может придти на помощь в случае
ухудшения его самочувствия.
а) Медицинская сестра операционная
При любой операции оперирующему врачу
помогают не только ассистенты, но и
операционная сестра. Она следит за
стерильностью оборудования, инструментов,
перевязочного и шовного материала. Она
также обязана следить за исполнением
правил стерильности всеми людьми,
находящимися в операционной.
Операционная медсестра занимается
подготовкой операционного блока. Зная
характер предстоящей операции, она
готовит все для нее необходимое:
инструменты, аппаратуру, кровь, стерильное
белье и другие необходимые предметы.
Перед операцией она помогает врачам в
процессах стерилизации. Во время операции
сестра подает хирургу нужный инструмент.
Операционная сестра должна знать
анатомию человека, понимать латинскую
терминологию, быть выносливой и
терпеливой, хорошо разбираться в сложной
операционной аппаратуре.
б) Медицинская сестра палатная
Палатная медсестра работает в больнице.
Она ухаживает за больными, следит за их
состоянием, помогает санитаркам и
родственникам кормить их, раздает
лекарства, измеряет температуру, делает
уколы и выполняет различные процедуры.
Палатная медсестра оформляет документы
лечащегося больного, вносит в его историю
болезни данные лабораторных исследований.
Она делает обход вместе с врачом и
регистрирует все его назначения. После
ночного дежурства она докладывает о
состоянии больных и их температуре.
в) Медицинская сестра участковая
В нашей стране существует широкая сеть
поликлиник – лечебно-профилактических
учреждений, оказывающих всестороннюю
медицинскую помощь населению по месту
жительства. Главной помощницей врача
поликлиники является медицинская
сестра, выполняющая его назначения. От
ее работы зависит не только успех лечения
заболевания, но и настроение, душевное
состояние больного, которое также имеет
немаловажное значение для лечения
заболевания и сроков окончательного
выздоровления.
Медсестра организует прием больных и
помогает врачу во время приема. До приема
она подготавливает кабинет, следит за
своевременной доставкой амбулаторных
карт из регистратуры, за получением
результатов лабораторных анализов. В
необходимых случаях измеряет больным
температуру, устанавливает порядок
приема. Сестра также выполняет назначенные
врачом процедуры на дому у больных
(различные инъекции, банки, перевязки).
Медсестре важно иметь (помимо специальных
знаний и практических навыков) такие
профессионально важные качества, как
чуткость, внимательность, умение наладить
контакт с больным. Очень часто плохое
физическое состояние больного сказывается
и на его психическом состоянии. Больной
становится раздражительным, резким,
нетерпеливым, или мнительным, угнетенным,
подозрительным. Здесь очень велика роль
заботливого отношения, участия со
стороны медсестры, умеющей выслушать,
посочувствовать, дать полезный совет.
Профессию можно получить в медицинском
училище.
Родственные профессии: фельдшер.
Пример 2. Характеристики профессии
медсестры на сайте «Профориентация.
Образование. Занятость» (http://ACareer.ru)
Содержание труда: Выполняет предписания
и указания врача, осуществляет уход за
больными, выполняет различные процедуры
(инъекции, перевязки, промывания и др.),
готовит кабинет к приему врача.
Должна знать: Анатомию и физиологию
человека, общие сведения о патологических
процессах, происходящих в организме
человека, причины и основные симптомы
различных заболеваний, методы диспансерного
обслуживания населения.
Профессионально важные качества:
Квалификационные требования: Медицинские
училища
- серьезные нарушения опорно-двигательного
аппарата, зрения, слуха; - аллергия на лекарственные препараты.
Пример 3. Профессиограмма медсестры
из информационно-поисковой системы
«Профессиография», разработанной в
1994 году сотрудниками Российского
учебного центра Федеральной службы
занятости России канд. психол. наук
И.А.Волошиной, канд. пед. наук И.Н.Назимовым,
канд. экон. наук Е.В.Галаевой, Ф.П.Панкратовой,
Я.В.Шляпиной.
1. Общая характеристика профессии
Работает в поликлиниках, медсанчастях,
диспансерах, больницах, детских
учреждениях, санаториях и профилакториях,
фельдшерских пунктах на предприятиях.
Выполняет назначения врача по лечению
и уходу за больными. Профессия имеет
ряд специальностей. Участковая медсестра
помогает вести врачу прием больных в
поликлинике, выписывает рецепты, измеряет
кровяное давление, температуру; посещает
больных на дому. Палатная медсестра
выхаживает больных: раздает лекарства,
ставит горчичники и банки, берет анализы,
заносит данные исследований в историю
болезни и т.д. Операционная сестра
участвует в проведении операции: точно
и быстро во время операции подает нужный
инструмент, вкладывая его непосредственно
в руки хирурга. Патронажная сестра
осуществляет уход и лечение на дому
детей грудного возраста. Функции
медсестер специализированных медицинских
учреждений (кабинетов) определяются
специальностью врача. Например, медсестра,
работающая с врачом-офтальмологом,
определяет остроту зрения, закапывает
глазные капли, измеряет глазное давление
и т.д.; медсестра, работающая в хирургическом
отделении, обрабатывает раны, накладывает
повязки, вводит противостолбнячную
сыворотку. Работает в помещении, в
контакте с людьми разного возраста;
посменно, в том числе в ночное время и
праздничные дни. Имеется повышенная
опасность инфекционных заболеваний
(работа с группой риска, в условиях
неблагоприятной эпидемиологической
обстановки). Соприкасается с лекарственными
и дезинфицирующими средствами. Профессия,
как правило, рекомендуется женщинам,
за исключением работы в стационаре, где
используется труд мужчин в качестве
медбрата
2. Требования к индивидуальным особенностям
специалиста
Тонкая зрительная, слуховая и тактильная
чувствительность, быстрая реакция,
точная сенсомоторная координация,
высокие концентрация и переключение
внимания, высокая эмоциональная
устойчивость, общительность, чуткость.
3. Медицинские противопоказания
Работа не рекомендуется людям, страдающим
тяжелыми функциональными нарушениями
в сердечно-сосудистой системе,
заболеваниями опорно-двигательного
аппарата с нарушением двигательных
функций, инфекционными и аллергическими
заболеваниями; имеющим нарушение речи,
слуха, некорректируемое понижение
остроты зрения, отклонения в психике.
4. Требования к профессиональной
подготовке
Хорошие знания в области биологии и
химии. Должна знать правила ухода за
больными и тяжелобольными, назначение
и правила использования медицинского
оборудования и препаратов, уметь их
применять, оказывать помощь врачам в
проведении процедур и соблюдать
санитарно-гигиенический режим.
5. Пути получения профессии
Факультеты сестринского дела в медицинских
академиях, вузах (срок обучения 4 года
с присвоением квалификации «менеджер
сестринского дела»), медицинские училища,
лицеи, специализированные курсы
6. Возможности предпринимательской и
индивидуальной трудовой деятельности
Возможно оказание платных услуг частным
лицам по уходу и лечению на дому, создание
хозрасчетной сестринской службы в
составе коммерческих лечебных организаций.
7. Родственные профессии (специальности)
Акушерка, зубной техник, преподаватель
по предмету «сестринское дело» в
медицинских вузах и училищах, фармацевт,
фельдшер.
1. Классификационная карточка профессии:
Доминирующий способ мышления –
приложение-процедура.
Область базовых знаний № 1 и их уровень
– естественные науки (биология, физика,
химия), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень
– медицина, уровень 2, средний (практическое
использование знаний)
Профессиональная область – здравоохранение,
медицина.
Межличностное взаимодействие – частое,
по типу «вместе».
Доминирующий интерес – социальный.
Дополнительный интерес – исследовательский.
Условия – в помещении, мобильный.
2. Доминирующие виды деятельности:
- уход за больными;
- наблюдение за состоянием больного;
- выполнение лечебных процедур, назначенных
врачом; - оформление и выписка больных;
- контроль за питанием и санитарным
состоянием больных; - оказание помощи врачу на приеме;
- контроль за санитарно-гигиеническим
состоянием в отделении и палате; - контроль, учет и хранение медикаментов;
- оказание квалифицированной помощи по
уходу за новорожденными; - оказание своевременной медицинской
помощи в экстренных ситуациях; - оказание посильной психологической
помощи и поддержки больным; - проведение санитарно-просветительной
работы среди населения; - осуществление пропаганды, направленной
на борьбу с наркотиками, алкоголизмом,
курением; - оформление медицинской документации.
3. Качества, обеспечивающие успешность
выполнения профессиональной деятельности:
- развитые переключение, концентрация
и распределение внимания (способность
быстро переключать внимание с одного
вида деятельности, предмета на другой,
умение сосредоточиваться на одном
объекте или виде деятельности, отвлекаясь
от других, и способность удерживать в
центре внимания одновременно несколько
предметов или параллельно выполнять
несколько видов деятельности); - высокий уровень развития аналитического
мышления; - тонкая зрительная, слуховая и тактильная
чувствительность; - способность быстро реагировать на
ситуацию; - способность работать в напряженных
условиях (работа в ночное время,
военно-полевые условия работы и т.д.); - способность к самоконтролю;
- способность переносить большие
физические нагрузки; - ручная ловкость при проведении различных
лечебных процедур.
Личностные качества, интересы и
склонности:
- терпеливость и выдержанность;
- доброжелательность и приветливость;
4. Качества, препятствующие эффективности
профессиональной деятельности:
5. Области применения профессиональных
знаний:
- медицинские учреждения (больницы,
санатории, оздоровительные лагеря и
поликлиники, родильные дома и диспансеры,
реабилитационные центры, травматологические
пункты, женские консультации и
медсанчасти, здравпункты, амбулатории
и фельдшерско-акушерские пункты); - социальные организации (детские дома,
приюты, колонии, дома престарелых и
инвалидов, дома ребенка); - работа в правоохранительных органах
(детские приемники-распределители); - образовательные учреждения (школы,
детские сады и дошкольные учреждения,
институты, колледжи, техникумы, училища); - работа в МЧС, службах спасения;
- работа на предприятиях;
6. История профессии.
Впервые женский труд для ухода за
больными в госпиталях и лазаретах был
использован еще при Петре I. По его указу
женщины служили сиделками. Зарождение
сестринского дела в России начинается
с начала XIX века, когда появляется служба
«сердобольных вдов». Женщины приглашались
в больницы для того, чтобы осуществлять
элементарный уход за больными, а также
осуществлять некоторые медицинские
манипуляции. «Сердобольные вдовы»
явились своего рода предшественниками
медицинских сестер. И на сегодняшний
день медицинская сестра – это «ноги
безногого», «глаза ослепшего», опора
ребенку, источник знаний и уверенности
для молодой матери, уста тех, «кто слишком
слаб и погружен в себя, чтобы говорить».
7. Некоторые профессии, которые могут
подойти человеку с данным типом личности
(социальный и исследовательский):
8. Учебные заведения, обучающие данной
профессии
Профессию медсестры можно получить в
средних специальных учебных заведениях.
Социально-психологические факторы деятельности.
3.1.Характеристика
структурного подразделения, в составе
которого специалист выполняет свои
обязанности:
Количественный
состав подразделения, степень
самостоятельности (или взаимной
зависимости) его членов в ходе работы,
влияние сплоченности коллектива на
качество выполнения задач, степень
взаимообусловленности успеха
индивидуальной и коллективной работы,
типичный стиль руководства, интенсивность
и особенности профессионального
общения.
3.2.
Роль и место специалиста в системе
внутри коллективных связей.
Основные
связи специалиста в ходе работы «по
вертикали» (с вышестоящими начальниками
и подчиненными) и «по горизонтали» (со
специалистами других подразделений)
а также мера его ответственности:
а)
за работу подразделения;
б)
за состояние людей;
в)
за сохранность техники;
возможность
проявления индивидуальных особенностей,
способностей (каких именно?) и
творчества в работе, требования к
общительности и стилю поведения в
коллективе.
З.З.
Мотивационные аспекты деятельности:
Степень
обусловленности качества работы
специалиста его мировоззренческой
позицией, мотивами деятельности, наличием
соответствующих склонностей, интересов,
увлечений (каких именно); наиболее
привлекательныe
и негативные стороны работы, основные
пути стимулирования результатов,
возможности продвижения специалиста
и его профессиональное совершенствование.
3.4.
Особенности социально-психологической
и профессиональной адаптации:
Продолжительность
и обусловленность адаптации различными
объективными факторами, ее связь с
индивидуальными характеристиками
личности.
Условия деятельности.
2.1.
Санитарно-гигиенические условия труда
и обитаемости специалиста:
Соотношение
времени работы на воздухе и в закрытом
помещении; показатели температуры,
влажности и среднего содержания
кислорода, углекислого газа и других
примесей в воздухе, атмосферного давления
и его перепадов, шума и вибрации, возможных
радиационных (тепловых) воздействий,
ускорения и перегрузки, освещенности
и т. д.; динамика микроклиматических
показателей в течение смены, суток и т.
д.; наиболее специфические внешние
воздействия; физиолого-гигиеническая
характеристика одежды и защитных
приспособлений; возможность и особенность
привыкания человека к факторам среды.
2.2.
Организация и режим труда:
величина
общей и локальной (например, только с
участием мышц плечевого пояса)
физической нагрузки, рабочая поза и
перемещение в пространстве, характер
сменности, продолжительность
непрерывной работы в течение суток;
характеристика нервно-психической
нагрузки, длительность сосредоточенного
наблюдения, число поступающих сигналов
в час;
наличие
монотонии (число приемов в операции,
длительность повторяющихся операций);
характеристика
темпа работы (свободный или вынужденный,
быстрый или медленный);
периодичность,
время и организация отдыха специалистов;
травмоопасность
(наличие длительных напряжений,
перегрузок, резких отклонений,
перепадов в характеристиках микросреды,
неблагоприятных химических, физических
и др. воздействий), характер травматизма,
основные профессиональные заболевания;
влияние перечисленных неблагоприятных
факторов на психику человека, его
работоспособность;
техника
безопасности, мероприятия по охране
здоровья специалиста.