Каковы профессиограммы для того, что им нужно, и управляйте своей академической и профессиональной траекторией

Каковы профессиограммы для того, что им нужно, и управляйте своей академической и профессиональной траекторией

Каковы профессиограммы для того, что им нужно, и управляйте своей академической и профессиональной траекторией

Каковы профессиограммы для того, что им нужно, и управляйте своей академической и профессиональной траекторией

Каковы профессиограммы для того, что им нужно, и управляйте своей академической и профессиональной траекторией

Каковы профессиограммы для того, что им нужно, и управляйте своей академической и профессиональной траекторией

Каковы профессиограммы для того, что им нужно, и управляйте своей академической и профессиональной траекторией

Каковы профессиограммы для того, что им нужно, и управляйте своей академической и профессиональной траекторией

Каковы профессиограммы для того, что им нужно, и управляйте своей академической и профессиональной траекторией

Каковы профессиограммы для того, что им нужно, и управляйте своей академической и профессиональной траекторией

  • Профессиограмма – что это
  • Как составить
  • Примеры

Профессиограмма – это в психологии, педагогике метод профопределения, диагностики, выбора направления обучения личности. Профессиограмма – что это такое для руководителей компаний? Важный инструмент управленческой, организационной деятельности. Описание специальности включает в себя психограмму – психологический портрет идеального кандидата. Профессиограмма и психограмма помогают подбирать новые рабочие кадры, максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, выводить на новый уровень деятельность компании. Профессия выбирает человека, а не человек профессию – таков девиз этого метода.

Каковы профессиограммы для того, что им нужно, и управляйте своей академической и профессиональной траекторией

Профессиограмма – что это

Это подробный анализ конкретной специальности. Разбираются ее особенности: требования к специалисту, в том числе психофизические требования к человеку, специфика, условия труда, прочее. Анализ специальности помогает качественнее выполнять обязанности, стимулирует, создает условия для индивидуального развития каждого сотрудника, помогает компании производить качественный продукт.

Анализ специальности описывает следующие характеристики:

  • психологические,
  • производственные,
  • технические,
  • медицинские,
  • гигиенические.

Кроме этого описываются функции труда, возможные трудности при обучении, связанные с организацией труда, требованиями к кандидату (важные психофизиологические особенности личности).

Таким образом, описание раскрывает:

  • требования к рабочим обязанностям;
  • требования к рабочему месту;
  • варианты профессионального развития работника;
  • варианты обучения, переобучения, переквалификации и т.д.

Профессиограмма и ее структура

В структуру профессиограммы профессий входят следующие компоненты:

  • Название трудовой деятельности со всеми ее подвидами, с указанием их специфики, отличий друг от друга.
  • Набор ЗУН (знания, умения, навыки), необходимых для работы, обучения, переобучения. Анализируются профессиональные, личностные компетенции.
  • Психические, физиологические требования к кандидатам, противопоказания.
  • Вредность труда, предпосылки профессиональных деформаций, выгорания (конфликты, монотонность, повышенная ответственность, прочее).
  • Перспективы карьерного роста.
  • Моральная мотивация к деятельности.
  • Места, где можно получить соответствующее образование.

Альтернативный вариант структуры:

  • Информация о специальности.
  • Преобладающие виды деятельности.
  • Способности, качества, интересы, склонности, навыки человека, помогающие выполнять деятельность.
  • Особенности личности, препятствующие выполнению деятельности.
  • Области применения профессиональных ЗУН.
  • Классификация должностей.

Третий пример плана профессиограммы:

  • Название работы, специальности по специально принятой номенклатуре.
  • Форма, тип, класс, группа работы.
  • Название рабочего поста.
  • Престижность работы в регионе, городе.
  • Зарплата, ее оценка (выше или ниже среднего, средний доход по региону).
  • Описание профессиональных обязанностей.
  • Образование, которое нужно для работы.
  • Перспективы карьерного роста.
  • Особенности общения на работе.
  • Описаний возможных ошибок, их последствий.
  • Частота сокращений персонала из-за профнепригодности.
  • Особенности динамики труда (текучка кадров, возрастные ограничения, прочее).

Психолог Е. М. Иванова выделила восемь типов профессиограмм:

  • Информационные. Используются психологами в профориентации, на профконсультациях для информирования клиентов. Рассказывают о тех специальностях, которые интересны клиенту. Совместно с психологом клиент анализирует, подходит ли он для них.
  • Ориентировочно-диагностические. Нужны для устранения дефектов, издержек, аварий, прочего. Реальные результаты, особенности работников сравниваются с теми, которых требует характеристика деятельности.
  • Конструктивные. Нужны для разработки новых условий труда, техники. Помогают в подготовке работников, организации труда.
  • Методические. Помогают конкретному работнику выбрать оптимальные методы исследования для рефлексии, организации труда.
  • Диагностические. Выявляют методики для подбора кадров, их расстановки, подготовки.
  • Комплексные. Всесторонне описывают особенности работы, ее предмет, цели, задачи, способы оценки результата.
  • Аналитические. Рассматривает обобщенные нормативные, психологические показатели профессии. На их основе выявляются профессионально важные качества личности.
  • Психологически ориентированные. Описывает внешнюю, внутреннюю картину труда. Внешняя – условия труда, график, режим, прочее. Внутренняя – особенности развития личности (интеллект, воля, психические реакции, способности, прочее).

Кроме этого можно выделить еще два вида: групповые, монографические. Первые анализируют группы специальностей, объединенных общим признаком. Второй тип предполагает анализ одной специальности.

Каковы профессиограммы для того, что им нужно, и управляйте своей академической и профессиональной траекторией

Профессиограмма может описывать как одну специальность, так и целую группу.

Профессиография

это описание профессий и дифференцирующих
их специальностей с точки зрения
требований, предъявляемых ими к человеку.
Результатом профессиографии являются
профессиограммы — описания и обоснования
системы требований, предъявляемых
определенной специальностью, профессией
или их группой к человеку. Часть
профессиограммы составляет психологическая
профессиограмма, а
ее часть — психограмма

краткая сводка требований, предъявляемых
к психике человека, как перечень
необходимых профессиональных

способностей.

Профессиография
включает в себя и классификацию профессий,
причем ее комплексность и синтетичность
определяют весьма различные критерии
этих классификаций. Ведь одно дело
классифицировать профессии по их
технологическим особенностям, другое
— по гигиеническим, третье — по
психологическим и т. д. В этом наглядно
раскрываются прикладное значение
профессиографии и ее комплексность.
Изучение и описание любой профессии
всегда ведется с определенной целью и
подчинено этой цели. Цели
профессиографии могут
быть различны, и профессиограммы могут
составляться с целью: 1) обоснования
учебных программ, обеспечивающих
необходимую подготовку кадров; 2) учета
и оздоровления гигиенических условий
труда; 3) обоснования профессиональной
ориентации, профессиональной консультации
и профессионального отбора.

Структура
краткой профессиограммы, дающей
лишь основные характеристики профессии
или специальности, может иметь такой
вид:

1. Общая характеристика
профессии.

2. Характеристика
работы.

3. Организация
рабочего места.

4. Санитарно-гигиенические
условия работы.

5. Срок обучения
профессии.

6. Психологический
анализ деятельности.

7. Нагрузка в
процессе работы.

8. Общее образование
и требования к работнику.

Для определения
профессиональной пригодности или
профессионального отбора разрабатывается
развёрнутая профессиограмма, которая
составляется на основании детального
структурного анализа конкретной трудовой
деятельности и включает в себя
демографические, образовательные,
медико-биологические, пихофизиологические
и психологические требования к человеку.
Т.о. развёрнутая профессиограмма должна
выглядеть следующим образом:

1. Общие сведения.

2. Оплата труда.
■*

3. Организация
труда.

4. Условия труда.

5. Специальная
подготовка.

6. Демографические
требования.

7. Медико-биологические
требования.

8. Психологический
анализ деятельности.

9. Профессиональные
особенности мыслительной деятельности.

10. Профессиональные
особенности моторной деятельности.

11. Профессиональные
особенности внимания.

12. Профессиональные
особенности памяти.

13. Профессиональные
особенности эмоционально-волевой
сферы личности.

Климов создал
классификация профессий по 4-м основным
признакам:

1. По предмету
труда: человек – человек; человек – знак;
человек -художественный образ; человек
– техника; человек – природа.

2. По цели труда:
гностические – целью является распознать,
различить, оценить; преобразующие –
преобразовать обработать, упорядочить;
изыскательные – изобрести, найти новый
результат.

3. По виду орудий
труда: профессии ручного труда;
оперирование механизмами; профессии,
связанные с функциональными орудиями
труда (речь).

4. По условиям
труда: работа в бытовых условиях, работа
в необычных условиях, работа в экстремальных
условиях.

Классификация
профессий.
Мир профессий и специальностей очень
многообразен и динамичен — по данным
отечественных и зарубежных справочников
насчитывается от 7 до 35 тысяч их
наименований. В психологии для решения
ряда научно-практических задач
(профориентация, профотбор и др.) требуется
систематизация профессий, их распределение
и сравнение по каким-либо профессиональным
или психологическим признакам (сложность
или опасность труда, величина нагрузки,
цели труда, психическая напряженность
и т. д.).

Е. А. Климовым предложена
«четырехъярусная классификация
профессий», которая построена на основе
многофакторного принципа.

Первый
ярус составляют пять типов профессий
по признаку различий их объектных
систем:

1) человек—живая природа
(Ч-П) — агроном, микробиолог и т. п.;

2)
человек—техника (Ч-Т) — слесарь, механик,
оператор ЭВМ и т. п.;

3) человек—человек
(Ч-Ч) — врач, учитель, продавец и т. п.;

4)
человек—знаковая система (Ч-З) —
математик, редактор и т. п.;

5)
человек—художественный образ (Ч-Х) —
дирижер, художник, артист и т. п.

На
втором ярусе в пределах каждого типа
профессий выделяются три класса по
признаку целей труда:

1) гностические
(от греч. ??????— знание) профессии (Г) —
дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог
(Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х)
и т. п.;

2) преобразующие профессии (П)
— мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З),
учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З),
цветовод-декоратор (Ч-Х) и т. п.;

3)
изыскательские профессии (И) —
летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор
(Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист
(Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.

На третьем
ярусе каждый из предыдущих трех классов
профессий разделяется на четыре отдела
по признаку основных орудий (средств)
труда:

1) профессии ручного труда (Р)
— контролер слесарных работ (Г – Ч-Т),
лаборант химического анализа (Г – Ч-П),
ветеринар (П – Ч-П), слесарь (П – Ч-Т) и т.
п.;

2) профессии машинно-ручного труда
(М) — токарь, водитель автомобиля,
машинист экскаватора и т. п.;

3)
профессии, связанные с применением
автоматических и автоматизированных
систем (А) — оператор станков с программным
управлением, авиадиспетчер, сменный
оператор АЭС и т. п.;

4) профессии,
связанные с преобладанием функциональных
средств труда (Ф), — актер, акробат и   
т. п.

На четвертом ярусе в каждом из
четырех отделов профессий выделяются
четыре группы профессий по признаку
условий труда (У):

1) работа в помещении
с нормальным микроклиматом (М) —
лаборанты, бухгалтеры и т. п.;

2) работа
на открытом воздухе (О) — агроном,
монтажник, инспектор ГАИ и т. п.;

3)
работа в необычных условиях (Н) — водолаз,
высотник, шахтер, пожарный и т. п.;

4)
работа в условиях повышенной ответственности
(М) — воспитатель детсада, учитель,
следователь и т. п.

Выделенные четыре
группы (яруса) признаков являются
частично совпадающими. Предложенная
классификация позволяет, во-первых,
дать обзорную схему карты мира профессий
и, во-вторых, составить (используя
условные литерные обозначения) примерную
формулу определенной профессии.

Изложенная
классификация предназначена не для
того, чтобы разложить все профессии по
своим клеточкам, — это невозможно и не
нужно. Надо помнить, что большинство
профессий характеризуется множеством
разнотипных признаков. Но в любом сложном
множестве полезно проводить некоторые
хотя бы ориентировочные различения.

Данная статья посвящена построению персональной образовательной и карьерной траектории, традиционным подходам и современным цифровым решениям в этой области. Сразу предупрежу, что статья написана скорее в академическом стиле; технические подробности планируются к публикации чуть позже.

Обозначу основные термины и определения статьи. Профессиографией является технология изучения требований профессиии по личностым качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным способностям и задаткам, качествам в деловой сфере, знаниям, умениям и состоянию физического здоровья человека.

Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к работнику. Существуют различные подходы к разработке профессиограммы, что позволяет создать классификацию с характеристикой содержательных аспектов. Составление и анализ профессиограммы требует тесного сотрудничества представителей каждой сферы труда с экспертом-психологом. И это большая проблема как кадровых служб, так и учащихся и работников, которые в реальной жизни часто вынуждены решать вопросы выбора образования и профориентации без возможности использования существующих методик и наработок.

Зачем нужна профессиограмма

Eсли будет разработана устойчивая система подбора кадров по их личностным, правовым и некоторым другим характеристикам, то это поможет уже на первом этапе решить такую важную проблему, как качество исполнения своих профессиональных обязанностей, соответствие и способность справляться с возложенными задачами. В случае профессиональной непригодности человек подвергается значительным психологическим перегрузкам, что приводит к неудовлетворенности своей деятельностью, безразличию к работе, что может послужить причиной для перехода в другие структуры или изменения профиля работы. А это потеря времени, денег и нервов.

Подходы к составлению профессиограммы

  • Комплексная профессиограмма, где учитывается широкий круг характеристик труда в целом. Указывается цель, характер и условия труда; характеристика профессии, область применения профессиональных знаний, воздействия на работника, польза для работника.
  • Аналитическая профессиограмма. Данный подход подразделяется на два блока. В первом блоке описываются объективные характеристики профдеятельности, которые не зависят от определенного человека и вырабатываются в общественном опыте. Второй блок включает в себя сочетание психологической деятельности человека и его качеств с объективной деятельностью, но не совпадающих с ней. Если говорить другими словами, то аналитическая профессиограмма отличает формально заданную структуру профдеятельности и психологическую составляющую труда, а также психологические особенности самого сотрудника.
  • Психологически ориентированная профессиограмма включает в себя: внешнюю картину труда, трудовое поведение (рабочий день, затраченное время на то или иное трудовую деятельность, рабочее место и др.) и внутреннею картину труда (то как реагирует личность, ее особенности – способности, опыт, навыки, характер, а также психические состояния – интеллектуальные, эмоциональные процессы – внимание, память, воля и др.).
  • «Модульный подход» в профессиографировании. Структура модуля: объективные характеристики типового элемента, психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом.
  • Также существует еще один подход, основанный на выделении профессиональных задач, его называют задачно-личностным модульным подходом. В этом случае «модуль профессии» понимается как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». Таким образом в состав модуля входит объединение конкретной задачи труда и связанных с ней предметов, условий, действий и результатов с определенным набором психологических качеств.

Типы профессиограмм

  • Информационные – предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес
  • Ориентировочно-диагностические – служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми – эффективными – образцами организации трудовой деятельности
  • Конструктивные – служат для совершенствования систем производства, для проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала
  • Методические – служат для подбора адекватных методов исследования систем производства, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы
  • Диагностические – служат для подбора методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и “бюрократическом” уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы профессионально-важных качеств, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики)

Разделы, которые должна включать в себя каждая профессиограмма:

  • Общая информация (историческая справка, общественная значимость и пр.)
  • Содержание труда. Психологические характеристики (предмет труда, профессиональные обязанности и цель труда, средства труда, характер труда, организация труда, функции труда, контакты, ответственность в труде, условия труда, факторы психофизиологической напряженности).
  • Требования профессии (к индивидуальным способностям и особенностям, к личностным способностям и качествам, к состоянию здоровья, к допрофессиональному и профессиональному образованию).

Главный вопрос – что со всем этим делать конкретному человеку ? Собственно, ответ на этот вопрос может помочь найти соответствующим образом разработанная система поддержи принятия решений.

Основная идея – реализовать наработанные академические и методические знания в форме, удобной и интересной для использования старшеклассниками, студентами, молодыми специалистами, и всеми “желающими перемен”.

На ранних стадиях разработки логика поиска персональной траектории основывалась только на сопоставлении данных hh.ru и профессионально-важных качеств, а также данных об образовании пользователя.

Каковы профессиограммы для того, что им нужно, и управляйте своей академической и профессиональной траекторией

Алгоритм построение образовательной траектории – ранняя версия

Как оказалось, этого категорически недостаточно для качественного построения профессиограммы и, как следствие, индивидуальной образовательной траектории.

После примерно полугода работы была сделана технология построения траектории, которая удовлетворила более 70% пользователей и примерно 80% экспертов в отдельных профессиональных областях. Для построения в режиме реального времени оптимизированной под пользователя образовательной траектории “движок” задействует около 15000 записей справочных таблиц. При этом, к сожалению, прошлось поначалу формировать в полуручном режиме большое количество таблиц соответствия профессионально-значимых качеств, профессий, образовательных программ и курсов, личностных качеств и пр. На более поздних этапах развития идеи задача свелась к оптимизационной и решалась при помощи библиотек scikit learn и других ML-библиотек python.

Отдельной задачей оптимизации профилей пользователей является выбор адекватных метрик для оптимизации. Неожиданно хорошо себя зарекомендовали метрики, которые используются в методике кластеризации методом опорных векторов SVM.

При этом изначальная логика соответствует общему академическому подходу:

  • Текущий профиль пользователя
  • Формирование последовательности шагов, обеспечивающих достижение цели.

Приведу общую схему итерационного прохождения траектории:

Каковы профессиограммы для того, что им нужно, и управляйте своей академической и профессиональной траекторией

Общая схема сопровождения пользователя

В результате проделанной работы пришел к следующим выводам:

  • Технология построения образовательной траектории может быть реализована, но это сложный и трудоемкий путь. Несколько человеко-лет профильных специалистов.
  • Бесполезно строить образовательную траектории в отрыве от огромного количества образовательных стандартов, профилей образовательных программ и пр. Гармонизация этого “зоопарка” требует немало ручного труда.
  • CusDev на самых ранних стадиях – ключ к успеху. Именно уточняя и обобщая боли каждого сегмента целевой аудитории можно сделать нечто жизнеспособное. И тут скрыты ценнейшие инсайты, например, самая платежеспособная аудтория – мамы старшеклассников (!).
  • Образовательная траектория нужна если не всем, то многим. Помощь в осознанном принятии решения в области образования реально экономит годы жизни.

Рассмотренные ПВК составляют перечень
основных требований профессии и
специальности к юристу. Важно, чтобы
психофизиологические и личностные
качества человека, выбирающего профессию
юриста, максимально приблизились к этим
требованиям. Степень развитости отдельных
профессионально важных свойств разнится
по юридическим специальностям и зависит
от конкретного вида деятельности.

По параметрам ПВК строится профессиограмма
юриста.

Профе́ссиогра́мма – от лат.
рrofessio – специальность + gramma – запись –
представляет систему: 1) признаков,
описывающих профессию и специальность,
2) требований, которые профессия
предъявляет к работнику, и 3) психологических
характеристик, которым должен
соответствовать специалист конкретной
профессии. Появление первых профессиограмм
и их использование для отбора кадров
относится к началу XX в., когда после
анализа содержания работ и определения
соответствующих требований к рабочим
специалисты автомобильных заводов
Форда пришли к выводу, что некоторые
профессии вполне под силу инвалидам90.

Профессиограмма описывает особенности
и структуру профессиональной деятельности
и основные требования к физиологическим
и психологическим характеристикам
специалиста; во-вторых, представляет
разработанную научно-обоснованную
систему норм и требований профессии к
конкретным видам деятельности, а также
к индивидуальным личностным свойствам
специалиста, позволяющим выполнять
эффективно требования профессии, которая
вместе с тем создает условия, необходимые
для развития личности самого специалиста.

До последнего времени профессиограммы
чаще всего разрабатывались в крупных
промышленных организациях для массовых
профессий, но в последнее время их
составлением активно занялись крупные
агентства по трудоустройству и подбору
персонала. К тому же формирование
профессиограммы становится актуальным
в связи с требованиями ФГОС ВПО последнего
поколения.

Основными отличиями профессиограммы
от должностной инструкции являются
отсутствие декларативности, т.е. разделов,
содержащих сведения о правах и
ответственности работника, наличие
описания условий труда на рабочем месте,
большой объем требований к работнику.
В теории и практике управления персоналом
профессиограмма наряду с
тарифно-квалификационными справочниками
характеризуется как документ,
способствующий лучшему подбору работников
особо важных профессий.

Понятие личности, ее
структура, содержание и другие, связанные
с личностью проблемы широко обсуждаются
в философской, правовой, социологической
и психологической литературе. Здесь
принимается, что личность юриста – это
субьект, который осуществляет
профессиональную юридическую деятельность,
затрачивая на нее физические и психические
усилия, собственное время, переживая
успехи и неудачи, преследуя те или иные,
благородные или не всегда благородные
цели. Из профессиограммы человек
получает информацию о действительном
содержании труда и о необходимых
психологических качествах, без которых
трудно соответствовать профессии и
должности.

Профессиограмма позволяет человеку
понять 1) суть выбранной профессии, 2)
чем он будет конкретно заниматься как
специалист в данной области, 3) каковы
условия труда, 4) какой уровень подготовки
должен быть, 5) возможности трудоустройства
по данной профессии, 6) размер заработка
и материально-финансового обеспечения
и степень комфортности жизни, 7) возможности
карьерного роста, 8) общественный престиж
выбранной профессии, 9) отрицательные
стороны профессии, её трудности и
возможные ошибки, риски и
экстремально-стрессовые ситуации, 10)
влияние профессии на семейную жизнь.

Знание и понимание требований профессии
позволяют человеку правильно
сориентироваться в выборе профессии,
избежать ошибок, которые крадут годы
жизни и нередко роковым образом
сказываются на судьбе человека и его
семьи. Чем раньше человек ознакомится
и поймет требования профессии и примерит
их к себе, тем правильнее будет его
выбор. Выбор профессии – не легкое дело,
это переломный момент – определиться с
местом в жизни, принимая решение и делая
собственный, личный выбор, Решая проблему
выбора будущей профессии, человек должен
четко представлять собственные
возможности и то, что потребует и что
даст профессия. Успех и счастье находятся
в собственных руках человека.

С этой сложнейшей проблемой сталкивается,
прежде всего, каждый молодой человек –
вчерашний школьник, которому предстоит
определиться с выбором вуза, находясь
под прессом неизвестности и/или
обстоятельств: семейная династия, по
призванию, по совету близких и друзей,
по географическому признаку – вуз
расположен недалеко от дома, по стечению
обстоятельств, по возможностям родителей.
В отличии от вчерашнего школьника в
старшем возрасте выбор будущей профессии
или смена профессии осуществляется
сознательно.

Помощь в выборе профессии может оказать
научно-обоснованная программа
профессиональной ориентации молодежи.

На практике профессиограмма, представляя
в обобщенном виде эталонную модель
специалиста, способствует лучшему
подбору сотрудников, а человеку – сделать
единственно правильный выбор профессии.

Профессиограммма юриста
– это многоуровневая иерархическая
структура, отражающая все основные
стороны его профессиональной деятельности,
а также личностные качества и навыки,
которые реализуются в этой деятельности.

Создание профессиограмм юридической
профессии является частью деонтологической
характеристики труда юриста. Каждая
юридическая профессия, помимо общих
требований, предъявляет юристу практику
– следователю, прокурору, судье, нотариусу,
арбитру и другим – специфические
требования. Повышение качества труда
юриста невозможно без учета индивидуальных
особенностей его личности и соответствия
личностных качеств объективным
требованиям данной профессии.

Главными характеристиками понятия
“профессиограмма” являются ее тип
и содержание. В соответствии с типологией
профессий Е.А. Климова91
по предмету труда выделяет пять типов
профессиограмм. В частности:

«Человек – человек» – обслуживание,
обучение и воспитание, управление,
сервис и

услуги, правовая
защита, продажи и коммерция;

«Человек
– техника» – создание, конструирование,
монтаж, сборка, наладка,

«Человек
– знак» – работа с текстами,
цифрами, формулами, таблицами, чертежами,

картами, схемами,
звуковыми сигналами;

«Человек
– природа» – изучение, наблюдение,
сохранение живой и неживой природы,

уход за растениями
и животными, профилактика и их лечение;

художественный
образ» – создание, проектирование,
моделирование художественных

Профессия юриста относится к типу
«Человек – человек», поскольку связана
с деятельностью, где требуются знания
и учения по осуществлению деятельности,
связанной с разнообразными задачами
по предоставлению услуг в сфере правового
обеспечения и защиты прав граждан.
Нельзя не уточнить, что работа в сфере
юридических практик не может быть
обеспечена без такого типа профессиограммы
как «человек – знак».

1) презентация профессии – общие
сведения, вид экономической деятельности,
распространенность, варианты специализации,
перспективы развития профессии;

2) тип профессии – предмет труда;

3) класс профессии – характер труда,
степень сложности и квалификации;

4) содержание деятельности –
характеристика процесса труда, виды
профессиональных трудностей, формы
организации труда, характер социальных
связей, рабочее место;

5) требования к знаниям и умениям
специалиста – знания, умения, навыки;
общий уровень интеллекта; степень
владения словом, числом; пространственная
ориентация; моторная координация;
склонность к исследовательской
деятельности; специфические особенности;

6) требования к индивидуальным
особенностям специалиста – восприятие,
мышление, внимание, память;
эмоционально-волевые качества; деловые
качества;

7) качества, препятствующие эффективности
профессиональной деятельности –
личностные и медицинские;

8) условия труда – микроклиматические
условия; освещение и температура; режим
труда и отдыха; травматизм и профессиональные
заболевания; работа в помещении или на
воздухе; монотонность и темп труда;
медицинские показания; льготы и
компенсации;

9) пути получения профессии – типы
учебных заведений; формы подготовки;
продолжительность обучения; условия
поступления; уровень полученной
квалификации;

10) Перспективы карьерного роста.

Попробуем составить юридическую
профессиограмму, используя приведенные
выше ее общие признаки (см. табл. 5.4)..

Соседние файлы в предмете Юридическая техника

Примеры

Предлагаем узнать, что такое профессиограмма, на примере профессиограмм различных профессий: парикмахер, работник банка (бухгалтер, экономист), воспитатель ДОУ.

Что делает специалист:

  • стрижет;
  • бреет;
  • делает прически;
  • окрашивает волосы;
  • моет волосы, обрабатывает их средствами бытовой химии.

Что нужно знать:

  • структуру, особенности кожи, волос;
  • правила, способы выполнения услуг;
  • рецептуру растворов, красок;
  • правила оказания первой медицинской помощи;
  • специфику влияния химикатов на кожу, волосы.

Профессионально важные качества (ПВК):

  • творческое воображение;
  • развитый вкус, представление об эстетике;
  • доброжелательность;
  • коммуникабельность;
  • точность, быстрота движений;
  • терпеливость;
  • способность управлять концентрацией внимания.

Требование к образованию:

  • ПТУ;
  • УКК;
  • обучение на предприятии.

Противопоказания к работе:

  • кожные заболевания;
  • аллергия на химические препараты;
  • варикозное расширение вен;
  • проблемы с координацией рук;
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • серьезные проблемы со зрением, болезни глаз.

Работник банка, бухгалтер, экономист

  • преобразовывает цифры, тексты, коды с использованием специальных языков, специальной техники;
  • принимает, контролирует первичную документацию;
  • обрабатывает первичную документацию, составляет отчеты, учетные документы;
  • начисляет платежи;
  • решает финансовые вопросы (прием, выдача средств).

Что должен знать:

  • основы бухучета;
  • нормативы;
  • должностные инструкции;
  • структуру хозяйственной деятельности организации;
  • основы работы на вычислительной технике;
  • документы, связанные с товарооборотом, оборотом денег.

Что должен уметь:

  • общаться;
  • вести документацию;
  • обращаться со счетами, деньгами;
  • работать с техникой;
  • соблюдать должностную инструкцию;
  • работать с материальными ценностями.
  • абстрактное мышление;
  • способности к счету, аналитике;
  • развитая устойчивость, концентрация внимания;
  • хороший объем, распределительные свойства внимания;
  • способность быстро переключать внимание;
  • психоэмоциональная устойчивость;
  • усидчивость;
  • высокая работоспособность;
  • точность в работе;
  • развитая память.
  • точно выполнять инструкции, указания;
  • заниматься монотонной деятельностью (для специалистов, работающих с бумагами);
  • работать с людьми (для специалистов соответствующего направления);
  • устойчивые трудовые интересы.

Требования к образованию: высшее экономическое.

  • тяжелая форма остеохондроза;
  • заболевания суставов;
  • проктология;
  • проблемы со зрением (цветовая слепота или потеря больше 25 % зрения);
  • проблемы со слухом (потеря больше 50 % слуха);
  • невротические расстройства.

Что делает работник:

  • организует воспитание, обучение, развитие детей;
  • планирует, проводит мероприятия;
  • следит за безопасностью детей.
  • педагогику;
  • педиатрию;
  • психологию;
  • методологию дошкольного воспитания, образования.
  • отзывчивость;
  • любовь к детям;
  • внимательность;
  • наблюдательность;
  • коммуникабельность;
  • терпеливость.

Образование: педагогический колледж или ВУЗ.

  • заразные болезни;
  • психические, неврологические патологии;
  • болезни опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, анализ описывает особенности работы на конкретной должности в конкретной компании. И одновременно он выдвигает требования к соискателям. На основе этого можно понять, подходит ли кандидат. Что упрощает и ускоряет отбор кадров.

Как составить

Профессиограмма составляется специалистом по профориентации или специалистом по подбору кадров и руководителем. Как составить профессиограмму? Следовать плану.

Что нужно указать:

  • специальность;
  • профессиональные требования к работнику;
  • важные для профессии качества;
  • требования к психофизиологическим особенностям (ПФО) кандидата;
  • методы исследования соответствия ПФО;
  • ранжирование ПФО;
  • нормы оценки профессионально важных качеств;
  • психограмма;
  • поиск, адаптация работника;
  • разработка индивидуального профессионального развития;
  • поиск вариантов подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

При разработке профессиограммы и психограммы профессии нужно соблюдать ряд принципов:

  • Системность. Нужно изучать особенности профессии в рамках конкретной фирмы.
  • Целостность. Должны учитываться интеллектуальные, нравственные, моральные, психологические, физические особенности личности.
  • Практичность. Результаты диагностики должны быть представлены в доступной форме, ориентированы на деятельность конкретной фирмы.
  • Научность, современность. При исследовании кандидата и профессии должны применяться новейшие методы, современные теории.
  • Эффективность. Перспектива развития должны быть направлена не только на конкретного работника, но также на развитие фирмы в условиях высокой конкуренции.
  • Целенаправленность. Исследование профессии должно иметь теоретическое и практическое значение.
  • Личностный подход. Анализ вариантов компенсации одних качеств другими, адаптации труда согласно индивидуальным особенностям.
  • Допуски. Нужно определить минимальное и максимальное соответствие/несоответствие требованиям профессии.
  • Надежность. Нужно рассматривать все ситуации на производстве, в том числе вредные, опасные. Даже если те случаются крайне редко.
  • Этический принцип. Все профессии требуют уважительного отношения. Нельзя принижать достоинство одних профессий ради рекламы других.
  • Конкретность. Нужно не просто описывать профессиональные задачи, а определять, как часто они встречаются, каких затрат требуют, какова их значимость.

О чем рассказывает профессиограмма? Правильно составленная профессиограмма профессии отвечает на следующие вопросы:

  • В чем суть специальности?
  • Чем занимается работник?
  • В каких условиях приходится работать?
  • Какой уровень подготовки требуется от работника?
  • Какие способности помогут овладеть профессией?
  • Легко ли найти работу по этой специальности?
  • На какую зарплату можно рассчитывать?
  • Какие есть перспективы карьерного роста?

А чтобы точнее понять специфику труда, нужно ответить на следующие вопросы:

  • что делает человек,
  • как он это делает,
  • для чего он это делает,
  • при помощи каких инструментов он это делает.

Для составления психограммы психодиагност должен сам погрузиться в работу фирмы или он должен взаимодействовать с тем, кто отлично разбирается в особенностях труда, отдельной должности, отдельных видах деятельности.

Каковы профессиограммы для того, что им нужно, и управляйте своей академической и профессиональной траекторией

Для правильного составления профессиограммы нужно погрузиться в работу.

Чтобы составить психограмму специалисты используют следующие источники информации о кандидате:

  • документы, особенно инструкции, нормативные акты, журналы наблюдений;
  • результаты анкетирования, опроса старых работников, результаты экспериментов, отзывы работников;
  • результаты исследований;
  • результаты эргономического обследования работников (производительность в разных условиях, затраты энергии, скорость усвоения информации, прочее).

Анализ профессии проводится штатным психологом компании или специально приглашенными психологами.

Профессиограмма и ее назначение

Рассмотренные ПВК составляют перечень основных требований профессии и специальности к юристу. Важно, чтобы психофизиологические и личностные качества человека, выбирающего профессию юриста, максимально приблизились к этим требованиям. Степень развитости отдельных профессионально важных свойств разнится по юридическим специальностям и зависит от конкретного вида деятельности.

По параметрам ПВК строится профессиограмма юриста.

Профессиограмма описывает особенности и структуру профессиональной деятельности и основные требования к физиологическим и психологическим характеристикам специалиста; во-вторых, представляет разработанную научно-обоснованную систему норм и требований профессии к конкретным видам деятельности, а также к индивидуальным личностным свойствам специалиста, позволяющим выполнять эффективно требования профессии, которая вместе с тем создает условия, необходимые для развития личности самого специалиста.

До последнего времени профессиограммы чаще всего разрабатывались в крупных промышленных организациях для массовых профессий, но в последнее время их составлением активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. К тому же формирование профессиограммы становится актуальным в связи с требованиями ФГОС ВПО последнего поколения.

Основными отличиями профессиограммы от должностной инструкции являются отсутствие декларативности, т.е. разделов, содержащих сведения о правах и ответственности работника, наличие описания условий труда на рабочем месте, большой объем требований к работнику. В теории и практике управления персоналом профессиограмма наряду с тарифно-квалификационными справочниками характеризуется как документ, способствующий лучшему подбору работников особо важных профессий.

Понятие личности, ее структура, содержание и другие, связанные с личностью проблемы широко обсуждаются в философской, правовой, социологической и психологической литературе. Здесь принимается, что личность юриста – это субьект, который осуществляет профессиональную юридическую деятельность, затрачивая на нее физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные, благородные или не всегда благородные цели. Из профессиограммы человек получает информацию о действительном содержании труда и о необходимых психологических качествах, без которых трудно соответствовать профессии и должности.

Профессиограмма позволяет человеку понять 1) суть выбранной профессии, 2) чем он будет конкретно заниматься как специалист в данной области, 3) каковы условия труда, 4) какой уровень подготовки должен быть, 5) возможности трудоустройства по данной профессии, 6) размер заработка и материально-финансового обеспечения и степень комфортности жизни, 7) возможности карьерного роста, 8) общественный престиж выбранной профессии, 9) отрицательные стороны профессии, её трудности и возможные ошибки, риски и экстремально-стрессовые ситуации, 10) влияние профессии на семейную жизнь.

Знание и понимание требований профессии позволяют человеку правильно сориентироваться в выборе профессии, избежать ошибок, которые крадут годы жизни и нередко роковым образом сказываются на судьбе человека и его семьи. Чем раньше человек ознакомится и поймет требования профессии и примерит их к себе, тем правильнее будет его выбор. Выбор профессии – не легкое дело, это переломный момент – определиться с местом в жизни, принимая решение и делая собственный, личный выбор, Решая проблему выбора будущей профессии, человек должен четко представлять собственные возможности и то, что потребует и что даст профессия. Успех и счастье находятся в собственных руках человека.

С этой сложнейшей проблемой сталкивается, прежде всего, каждый молодой человек – вчерашний школьник, которому предстоит определиться с выбором вуза, находясь под прессом неизвестности и/или обстоятельств: семейная династия, по призванию, по совету близких и друзей, по географическому признаку – вуз расположен недалеко от дома, по стечению обстоятельств, по возможностям родителей. В отличии от вчерашнего школьника в старшем возрасте выбор будущей профессии или смена профессии осуществляется сознательно.

Помощь в выборе профессии может оказать научно-обоснованная программа профессиональной ориентации молодежи.

На практике профессиограмма, представляя в обобщенном виде эталонную модель специалиста, способствует лучшему подбору сотрудников, а человеку – сделать единственно правильный выбор профессии.

Профессиограммма юриста – это многоуровневая иерархическая структура, отражающая все основные стороны его профессиональной деятельности, а также личностные качества и навыки, которые реализуются в этой деятельности.

Создание профессиограмм юридической профессии является частью деонтологической характеристики труда юриста. Каждая юридическая профессия, помимо общих требований, предъявляет юристу практику – следователю, прокурору, судье, нотариусу, арбитру и другим – специфические требования. Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуальных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии.

«Человек – человек» – обслуживание, обучение и воспитание, управление, сервис и

услуги, правовая защита, продажи и коммерция;

«Человек – техника» – создание, конструирование, монтаж, сборка, наладка,

эксплуатация технических устройств;

«Человек – знак» – работа с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами,

картами, схемами, звуковыми сигналами;

«Человек – природа» -изучение, наблюдение, сохранение живой и неживой природы,

уход за растениями и животными, профилактика и их лечение;

художественный образ» -создание, проектирование, моделирование художественных

Профессия юриста относится к типу «Человек – человек», поскольку связана с деятельностью, где требуются знания и учения по осуществлению деятельности, связанной с разнообразными задачами по предоставлению услуг в сфере правового обеспечения и защиты прав граждан. Нельзя не уточнить, что работа в сфере юридических практик не может быть обеспечена без такого типа профессиограммы как «человек – знак».

1) презентация профессии – общие сведения, вид экономической деятельности, распространенность, варианты специализации, перспективы развития профессии;

2) тип профессии – предмет труда;

3) класс профессии – характер труда, степень сложности и квалификации;

4) содержание деятельности – характеристика процесса труда, виды профессиональных трудностей, формы организации труда, характер социальных связей, рабочее место;

5) требования к знаниям и умениям специалиста – знания, умения, навыки; общий уровень интеллекта; степень владения словом, числом; пространственная ориентация; моторная координация; склонность к исследовательской деятельности; специфические особенности;

6) требования к индивидуальным особенностям специалиста – восприятие, мышление, внимание, память; эмоционально-волевые качества; деловые качества;

7) качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности – личностные и медицинские;

8) условия труда – микроклиматические условия; освещение и температура; режим труда и отдыха; травматизм и профессиональные заболевания; работа в помещении или на воздухе; монотонность и темп труда; медицинские показания; льготы и компенсации;

9) пути получения профессии – типы учебных заведений; формы подготовки; продолжительность обучения; условия поступления; уровень полученной квалификации;

Попробуем составить юридическую профессиограмму, используя приведенные выше ее общие признаки (см. табл. 5.4)..

Поиск по сайту:

Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

По работе:  Работа удаленным логистом: найдите следующую возможность сегодня!

Оставьте комментарий