Властям постоянно нужна наиболее полная и объективная картина о состоянии занятости населения в России. В связи с этим приказ Минтруда от 26. 2022 № 24 утвердил новые формы сведений оперативного мониторинга занятости для заполнения работодателями. Рассказываем, что это за бланки и как подавать эти сведения.
Что говорит закон
На основании п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19. 1991 № 1032-I «О занятости населения в России» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
- сведения о процедурах о несостоятельности (банкротстве);
- информацию, необходимую для профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
- информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты.
Порядок и правила подачи работодателями этих сведений и информации с 1 января 2022 года устанавливает постановление Правительства РФ от 30. 2021 № 2576.
Данные отчёты нужны Минтруду для оперативного мониторинга состояния рынка труда.
Какие отчёты нужно сдавать
Приказ Минтруда от 26. 2022 № 24 утвердил в его приложениях 5 форм отчётов:
- сведения о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности ИП, сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров;
- сведения о введении режима неполного рабочего дня/смены и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства, а также об организации дистанционной (удаленной) работы (последнее добавил приказ Минтруда от 14.02.2022 № 57 в связи с рекомендациями перехода на удалёнку из-за коронавируса);
- сведения о применении процедур банкротства;
- информация, необходимая для профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов;
- информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой и локальных актах о данных рабочих местах, выполнении квоты.
Сами формы очень просты, поэтому никаких правил их заполнения Минтруд не приводит.
Документ с прежними аналогичными формами утратил силу с 25. 2022. Это бы приказ Минтруда от 30. 2014 № 1207.
Отметим, что с 26 января 2022 года работодателям нужно подавать в рамках этих форм больше информации. Особенно в случаях ликвидации и сокращений. Так, в новой форме помимо количества увольняемых нужно заполнять данные по каждому из них. Это
- Ф.И.О. (при наличии);
- пол;
- дата рождения;
- должность, профессия, специальность;
- квалификационные требования;
- условия оплаты труда, средний размер заработной платы (за последние 3 месяца).
Ранее таких деталей Минтруд не требовал.
Онлайн-отчёты в центр занятости
Указанные формы сведений подают в службу занятости – напрямую или, например, на сайте «Работа России» в разделе «Работодателю». Теперь он имеет статус единой цифровой платформы.
С 2020 года в связи в том числе с коронавирусом, Минтруд изменил формат работы центров занятости и работодателей: они начали отчитываться туда в режиме онлайн.
Ранее порядок взаимодействия между работодателями и центрами занятости определялся на уровне региона. В части субъектов РФ статистика по рынку труда уже велась в онлайн-формате. Однако в ряде регионов предприятия вынуждены были подавать бумажные отчеты в местные центры занятости.
Количество собираемых сведений с началом мероприятий по противодействию распространения коронавирусной инфекции увеличилось. В традиционный отчет добавились показатели по количеству сотрудников, переведенных на удаленкуу, сокращения количества рабочих часов в связи с мерами по нераспространению инфекционных заболеваний и другие параметры.
Работодателям для работы в системе портала «Работа России» нужен только доступ к сети Интернет и наличие электронной цифровой подписи для подтверждения данных.
Минтруду и региональным центрам занятости онлайн-отчетность даёт возможность видеть ситуацию на рынке труда в режиме реального времени, использовать big-data для анализа тенденций на рынке и оперативно принимать меры по поддержке занятости.
Минтруд России вынес на общественное обсуждение проект1 правительственного приказа, который конкретизирует требования к предоставлению работодателями информации для содействия в обеспечении занятости.
Напомним, что с 1 января 2022 года работодатели с численностью работников более 25 человек обязаны размещать на единой цифровой платформе “Работа в России” информацию о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей и специальных рабочих мест, оборудованных для инвалидов (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”). То же касается компаний c госучастием, государственных и муниципальных органов и учреждений, а также унитарных предприятий.
В проекте уточняется, что работодатели обязаны представить данные о:
- ликвидации организации либо прекращении деятельности ИП, сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров;
- введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства;
- применении в отношении работодателя банкротных процедур;
- созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
- потребностях в работниках и об условиях их привлечения, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Какой юридический статус имеет предложение о работе (job offer)? Узнайте ответ из Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Сведения о нахождении в процессе банкротства, а также о работе по трудоустройству инвалидов подаются ежемесячно по состоянию на конец последнего календарного дня отчетного месяца и представляются в срок не позднее 10 рабочих дней, следующих за отчетным месяцем. О ликвидации, сокращении численности или штата работников и т. работодатели должны информировать заблаговременно, сроки уведомления уже установлены законом (п. 2 ст. 25 закона о занятости). О появлении новых вакансий необходимо будет отчитываться не позднее чем на следующий день.
Если работодатели не имеют отношения к госсектору и численность их работников равна или меньше 25, они вправе будут отчитаться через платформу “Работа в России” либо непосредственно в службу занятости (на бумаге или в электронном виде, лично или почтовым отправлением). Все остальные будут обязаны направлять информацию исключительно первым способом.
1 С текстом проекта постановления Правительства РФ “О порядке представления работодателями сведений и информации в целях содействия обеспечения занятости населения” и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/09-21/00120363).
Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТВасильев Александр
Ответ прошел контроль качества
20 мая 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Обязательно ли работодателю регистрироваться на портале «Работа в России»”?
Платформа «Работа в России» создана для решения следующих задач (п. 1 ст. 2 Закона РФ от 19. 1991 N 1032-1):
- содействие занятости населения, в том числе посредством размещения информации о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, о гражданах, ищущих работу;
- обеспечение процесса предоставления госуслуг в области содействия занятости населения, в том числе оказания таких услуг в электронном виде;
- создание, использование и хранение электронных документов, связанных с работой, а также с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, прохождением практической подготовки, стажировки, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, авторским договорам, заключенным с физическими лицами;
- формирование аналитической информации о трудоустройстве граждан в РФ.
За работу платформы отвечает Роструд (п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 25. 2015 N 885).
В свою очередь работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой на единой цифровой платформе «Работа в России» (п. 7 ст. 2, п. 1 ст. 25 Закона от 19. 1991 N 1032-1).
Так, с 1 июля 2021 года (п. 5 ст. 25 Закона от 19. 1991 N 1032-1):
– при приеме на работу гражданина, направленного органом службы занятости, работодатель в пятидневный срок уведомляет об этом орган службы занятости в электронной форме с использованием платформы «Работа в России» с указанием дня приема гражданина на работу. В случае если работодатель не зарегистрирован на единой цифровой платформе «Работа в России», то он возвращает направление, выданное гражданину органом службы занятости, в орган службы занятости;
– в случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом службы занятости, работодатель уведомляет орган службы занятости о дне проведенных с гражданином переговоров о вариантах подходящей работы и причине отказа в приеме на работу в электронной форме через «Работу в России». В случае если работодатель не зарегистрирован на единой цифровой платформе «Работа в России», то он делает в направлении органа службы занятости отметку о дне явки гражданина, причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.
Также отметим, что по 15 ноября 2021 года идет добровольный эксперимент по использованию электронных документов, связанных с работой. При этом может использоваться платформа «Работа в России». Подробнее об этом можно узнать в Путеводителе по кадровым вопросам. Эксперимент по электронному кадровому документообороту в СПС КонсультантПлюс.
Таким образом, в 2021 году требования об обязательной регистрации работодателей на единой цифровой платформе «Работа в России» законодательство РФ не содержит.
А вот с 1 января 2022 года размещать сведения о вакансиях на портале «Работа в России» обязаны (подп. «г» п. 21 ст. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28. 2021 N 219-ФЗ):
– работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, включая и вновь созданных (в том числе в результате реорганизации);
– органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления;
– государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия;
– юрлица, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
К сведениям о вакансиях относится информация:
– о потребностях в работниках и об условиях их привлечения,
– о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.
Представитель Роструда разъясняет, что за непредставление или несвоевременное представление сведений, предусмотренных Законом от 19. 1991 N 1032-1, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц – от 300 до 500 руб. , на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб. (ст. 7 КоАП РФ).
На заметку: в период пандемии действовали Временные правила предоставления информации о высвобождении работников, согласно которым до 31 марта 2021 года на портале «Работа в России» надо было размещать сведения о сокращении численности (штата) работников организации и возможном расторжении трудовых договоров. После 31 марта 2021 года эти Правила не применяются.
Работодателей обязали регистрироваться в базе Роструда и сдавать туда сведения об увольнениях
Опубликовано Постановление Правительства № 486 от 12. 2020 г. , обязывающее работодателей регистрироваться в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» и отправлять туда информацию. Согласно утвержденным правилам, работодатели должны направлять в базу:
- сведения о ликвидации организации либо прекращении деятельности ИП;
- сведения о сокращении численности или штата работников организации или ИП;
- сведения о возможном расторжении трудовых договоров;
- иные сведения о занятости.
Полный перечень информации для публикации в базе должен утвердить Минтруд. Тогда мы и узнаем, что такое «иные сведения о занятости».
Постановление вступило в силу с 13 апреля. Однако еще в начале апреля Центры занятости начали рассылку о необходимости отправки сведений о приеме и увольнении. Согласно другому постановлению, работодатели обязаны сообщать о приеме и увольнении работников в ПФР по форме СЗВ-ТД. И тоже на следующий день после кадрового события. Не многовато ли отчетности?
Хотите бесплатный курс повышения квалификации? Три простых шага, чтобы получить его1. Оформляете годовую подписку «Клерк. Премиум» со скидкой 20%. Открываете доступ к 50+ онлайн-курсам, 400+ вебинарам и безлимитным консультациям экспертов. Получаете курс повышения квалификации «Исправление ошибок в учете» за 0 рублей. Подписка «Клерк. Премиум» со скидкой 20% стоит 19 840 на год. Оформите подписку — оставьте заявку ниже. Мы ответим на любые вопросы.
Кого ФНС подозревает в нелегальной деятельностиВнимание налоговиков к незаконному обналичиванию не ослабевает. Всё больше полномочий и инструментов борьбы у ФНС. К сожалению, пострадать при этом могут и честные налогоплательщики. Разбираем, на какие маркеры реагируют налоговики, и как бизнесу избежать проблем
Налоговая оговорка: быть или не быть?Страсти вокруг специальной договорной конструкции, так называемой налоговой оговорки кипят нешуточные. На днях на Клерке попались два разных материала по теме, вышедшие в один день.
Из статьи вы узнаете:
- Какие сведения и когда нужно подавать в службу занятости
- Новые обязанности работодателей
- Как размещать сведения на портале «Работа в России»
- Как могут наказать за невыполнение новых правил
Сдавать отчеты в службу занятости — не новая обязанность для работодателей. Уже давно следует сдавать отчеты в определенных случаях (п. 2 и п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) от 19. 1991 № 1032-1). Формы представления сведений утверждены приказом Минтруда от 26. 2022 № 24, они действуют с 11 февраля 2022 года.
Вид сведений Срок подачи
О принятии решения о ликвидации организации или прекращении деятельности ИП, сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров (приложение № 1). Если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников(п. 2 ст. 25 Закона о занятости)
Не позднее чем за два месяца — организация-работодатель
Не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий — ИП-работодатель
Не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий
О введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства (приложение № 2)(п. 2 ст. 25 Закона о занятости)
В течение трех рабочих дней после принятия решения
Сведения о применении в отношении работодателя процедур банкротства (приложение № 3). Информация для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов (приложение № 4)(п. 3 ст. 25 Закона о занятости)
Ежемесячно
Информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (приложение № 5)(п. 3 ст. 25 Закона о занятости)
Ежемесячно
В конце 2021 года Правительство РФ опубликовало Постановление, а в нем — правила, которые регламентируют, как, когда и какие сведения должен подавать работодатель в службу занятости с 1 января 2022 года (Постановление Правительства РФ от 30. 2021 № 2576). Рассмотрим, что изменилось.
Утвердили способы подачи сведений из п. 3 ст. 25 Закона о занятости (см. в таблице):
- размещать на единой цифровой платформе «Работа в России»;
- представлять непосредственно в службу занятости;
- подавать почтовым отправлением с описью вложения;
- отправлять в виде электронного документа.
Утвердили перечень работодателей, которые обязаны размещать сведения из п. 3 ст. 25 Закона о занятости на портале «Работа в России» и не могут передавать их другими способами:
- работодатели, у которых среднесписочная численность работников за прошлый год превышает 25 человек;
- органы госвласти РФ, госвласти субъектов РФ, местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
- юридические лица, в уставном капитале которых есть доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
Для работодателей из предыдущего пункта добавили обязанность размещать на портале «Работа в России» новые сведения (п. 2 ст. 25 Закона о занятости):
- о потребностях в работниках и об условиях их привлечения;
- наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях;
- наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.
Что такое единая цифровая платформа
С 1 июля 2021 года единой цифровой платформой в сфере занятости населения считается портал «Работа в России» (Федеральный Закон от 28. 2021 № 219 ФЗ). Он — федеральная государственная информационная система (ст. 2 Закона о занятости).
Шаг 1. Зарегистрироваться на портале
Информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностях из п. 2 ст. 25 Закона работодатель может опубликовать сам либо обратиться за помощью к кадровому агентству, службе занятости или сотрудникам МФЦ.
Чтобы добавить их самостоятельно, нужно нажать кнопку «Добавить вакансию» и заполнить 10 разделов. В некоторых полях можно выбирать сведения из базы данных, в других — следует вносить самим. Затем нажать кнопку «Сохранить и опубликовать». Вакансии не должны содержать информацию и условия, которые бы дискриминировали работника (п. 6 ст. 25 Закона о занятости).
Для информации о рабочих местах для инвалидов порядок тот же. Дополнительно в разделе «Данные по вакансии» в пункте «Возможность работы для социально незащищенных групп» в виде раскрывающегося списка можно выбрать социально-незащищенные группы, которым будет доступна данная вакансия. Здесь же можно указать, предусматривает ли вакансия трудоустройство инвалидов по квоте или нет.
Вакансия появится в течение одного дня после того, как администраторы портала проверяет введенные данные.
Шаг 3. Работа с соискателями
Искать работников на портале можно несколькими способами:
- Самостоятельно в разделе «Поиск работников»: установить необходимые фильтры и искать среди кандидатов, которые разместили информацию о себе на портале.
- Воспользоваться бесплатной государственной услугой по подбору сотрудников в разделе личного кабинета «Помощь в подборе сотрудников». В инструкции на портале «Работа в России» подробно описано как ее получить.
Если работодатель принимает человека, которого направила служба занятости, то в течение пяти дней должен сообщить об этом на цифровой платформе (п. 25 Закона о занятости). Пока эта функция на портале недоступна. Отметку нужно сделать в бумажном направлении, которое кандидату выдала служба занятости.
Обязательно ли брать кандидатов с портала «Работа в России»?
Нет. Соискатели, которые откликнулись на вакансию на единой цифровой платформе и на любых других площадках по поиску работы имеют одинаковый шанс трудоустройства (п. 1 ст. 26 Закона о занятости).
Однако, когда работодатель отказывает кандидату от службы занятости, то должен ее уведомить на цифровой платформе о дне проведенных переговоров, о вариантах подходящей работы и причине отказа (п. 5 ст. 25 Закона о занятости)
Шаг 4. Публикация отчетов на едином цифровом портале
Как публиковать сведения из п. 3 ст. 25 Закона РФ служба занятости пояснила в конце января 2022 года. Делать это нужно в пункте меню «Формы отчетности» на вкладке «Заполнение отчетов». Формы отчетности утверждены Приказом Министерства труда и соцзащиты РФ «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения» от 26. 2022 № 24 и размещены на Портале «Работа в России».
После того, как работодатель заполнит все необходимые данные, отчет проверят сотрудники службы центра занятости. Если они найдут недочеты или неточности, то рядом с отчетом отобразится статус «Отправлено на корректировку» и станет доступна кнопка «Отредактировать». Если у ведомства вопросов нет, то появится статус «Принято».
Перед подачей отчета в ваш центр занятости, уточните его требования, так как в каждом регионе правила отличаются: некоторые разрешают не подавать сведения при отсутствии данных, а другие требуют ежемесячно сдавать нуевые отчеты. В то же время, поскольку законом предусмотрено ежемесячное представление сведений, отчеты можно подать с нулевыми показателями и это не будет ошибкой. Центр занятости может принять или отклонить его, если он будет не нужен.
Игнорировать новую обязанность опасно, так как специалисты Роструда могут узнать о вакансиях работодателя через другие платформы. Если работодатель не предоставит эти данные, сделает это несвоевременно, неполно или искаженно, то может получить штраф от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 7 КоАП).
Ольга Касмынина, ведущий менеджер по кадровому учету
Ирина Алексеенко, специалист по документообороту
Не пропустите новые
публикации
Сразу скажем, что введение для работодателей новых обязанностей связано с тем, чтобы они содействовали обеспечению занятости населения и трудоустройству граждан. Особенно актуально это стало в связи с коронавирусом. То есть, основная цель – расширение банка общедоступных вакансий.
С 1 июля 2021 года Общероссийская база вакансий «Работа в России» переименование в Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России».
С 2021 года наравне с очным приемом граждан, ищущих работу, предусмотрена дистанционная форма оказания такой услуги службами занятости с использованием указанной цифровой платформы, сайта Госуслуг.
Новая обязанность с 01. 2021
Так, согласно новой редакции п. 5 ст. 25 Закон РФ от 19. 1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ», которую ввёл Федеральный закон от 28. 2021 № 219-ФЗ с 1 июля 2021 года работодателю нужно сообщать через сайт «Работа в России» о приеме на работу соискателя от службы занятости либо об отказе в этом.
Срок на такое уведомление в службу занятости через сайт «Работа в России» – 5 дней. При этом нужно указать день приёма нового сотрудника на работу.
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом службы занятости, работодатель уведомляет через сайт «Работа в России»:
- о дне проведенных с соискателем переговоров;
- вариантах подходящей работы;
- причине отказа в приеме на работу
Если же работодатель не зарегистрирован на указанном портале, ему достаточно сделать соответствующие отметки в направлении соискателя (день приёма/явки при отказе, причина отказа) и вернуть его.
Новая обязанность с 01. 2022
На основании того же Федерального закона от 28. 2021 № 219-ФЗ с 1 января 2022 года большинству работодателей необходимо размещать свои свободные вакансии на портале «Работа в России».
Эта обязанность распространяется на следующих работодателей (новый п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1 о занятости населения в РФ):
- организации со среднесписочной численностью за предшествующий год более 25 человек;
- вновь созданные, в том числе реорганизованные, юрлица с таким же количеством работников;
- юрлица, в уставном капитале которых есть доля Российской Федерации, региона РФ или муниципального образования;
- органы федеральной и региональной госвласти, органы местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУПы и МУПы).
Если говорить точнее, то эти работодатели с 01. 2022 на сайте «Работа в России» должны информировать:
- о потребностях в работниках;
- условиях их привлечения;
- наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
- наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для инвалидов.
Отметим, что до 1 июля 2021 года работодатели должны были ежемесячно представлять в службу занятости информацию о вакансиях на бумажном носителе или через порталы – как региональные, так и общефедеральный. Новый закон унифицировал этот механизм.
Общероссийская база вакансий
По всем вопросам обращайтесь к администрации сайта.
С 01. 2022 работодателям необходимо размещать сведения о свободных должностях на платформе «Работа в России».
Данное требование распространяется на:
– организации со среднесписочной численностью за предшествующий год более 25 человек;
– вновь созданные организации, в том числе реорганизованные, юридические лица с указанным выше количеством работников;
– органы государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 28 и 29 Правил формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25. 2015 № 885, работодатель, ежемесячно размещающий информацию о вакансиях на портале «Работа в России», считается исполнившим требования пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 19. 1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Работодатель, не разместивший на портале «Работа в России» информацию о вакансиях, считается проинформировавшим органы службы занятости населения об отсутствии вакансий.
Непредоставление, в том числе предоставление сведений не в полном объеме или предоставление недостоверных сведений, а также несвоевременное предоставление сведений государственным органам, если соответствующая обязанность предусмотрена законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
прокуратурой Октябрьского района г. Томска
Об обязанности работодателей размещать сведения о вакансиях на портале «Работа в России»
С 01. 2022 работодателям необходимо размещать сведения о свободных должностях на платформе «Работа в России». Данное требование распространяется на:- организации со среднесписочной численностью за предшествующий год более 25 человек;- вновь созданные организации, в том числе реорганизованные, юридические лица с указанным выше количеством работников;- органы государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с пунктами 28 и 29 Правил формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25. 2015 № 885, работодатель, ежемесячно размещающий информацию о вакансиях на портале «Работа в России», считается исполнившим требования пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 19. 1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Работодатель, не разместивший на портале «Работа в России» информацию о вакансиях, считается проинформировавшим органы службы занятости населения об отсутствии вакансий. Непредоставление, в том числе предоставление сведений не в полном объеме или предоставление недостоверных сведений, а также несвоевременное предоставление сведений государственным органам, если соответствующая обязанность предусмотрена законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. прокуратурой Октябрьского района г. Томска
До начала пандемии коронавируса центры занятости предоставляли свои услуги только в очном режиме — при личной явке. В апреле 2020 г. был введен временный дистанционный порядок постановки на учет в качестве безработного. Закон № 219-ФЗ такой формат ввёл на постоянной основе.
При этом в большинстве случаев соискателям для обращения за помощью нужен единственный документ — заявление. Остальные документы будут запрашиваться из госинформсистем.
Принятие Закона № 219-ФЗ не отменяет очных консультаций и обращений в центры занятости: можно обращаться за помощью в удобном формате. Считается, что Единая цифровая платформа занятости и трудовых отношений позволит сформировать:
- единые требования к порядку предоставления госуслуг в части занятости;
- единую федеральную систему мониторинга и управления качеством деятельности органов службы занятости на основе единых стандартов.
Для расширения банка общедоступных вакансий Закон № 219-ФЗ установил требования к размещению на Единой цифровой платформе занятости и трудовых отношений информации о вакансиях для ряда категорий работодателей (органы госвласти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели с численностью работников выше 25 человек и др.
Единая цифровая платформа состоит из федеральной и региональной части (сегментов), а также подсистем, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Перед платформой занятости и трудовых отношений стоят следующие задачи:
- содействие занятости населения, в т. ч. путём размещения информации о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу;
- обеспечение процесса предоставления госуслуг в области содействия занятости, в т. ч. их оказания в электронном виде;
- создание, использование и хранение электронных документов, связанных с работой, а также с выполнением работ и оказанием услуг по договорам ГПХ, прохождением практической подготовки, стажировки, профессионального обучения или получения дополнительного образования, авторским договорам с физлицами;
- формирование аналитической информации о трудоустройстве.
Порядок функционирования Единой цифровой платформы устанавливает Правительство РФ. Он включает:
- перечень подсистем и порядок их взаимодействия;
- перечень информации на платформе;
- перечень участников информационного взаимодействия, их функции и полномочия;
- порядок представления, обработки информации на платформе, а также её информационного взаимодействия с иными информационными системами;
- порядок создания, использования и хранения на платформе электронных документов о работе, в т. ч. их передача в иные информационные системы, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством (с 16.11.2021);
- порядок использования платформы органами службы занятости для содействия гражданам в поиске подходящей работы, содействия работодателям в подборе необходимых работников и оказания иных госуслуг в этой области;
- порядок оформления в электронном виде договоров ГПХ на выполнение работ и оказание услуг, прохождение практической подготовки, стажировки, профессионального обучения или получения дополнительного образования, авторских договоров с физлицами (с 01.01.2023);
- иные вопросы.
Предусмотрено, что Единая цифровая платформа обеспечивает:
- обработку информации, перечень которой утверждает Правительство РФ;
- идентификацию участников, прошедших авторизацию в ЕСИА;
- представление информации в электронной форме;
- мониторинг и анализ информации;
- представление работодателями в службу занятости информации о наличии или об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
- размещение работодателями информации, перечень которой устанавливает Правительство РФ, в т. ч. о наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для инвалидов;
- размещение гражданами информации, перечень которой устанавливает Правительство РФ;
- возможность ее развития.
Получение информации с Единой цифровой платформы занятости и трудовых отношений бесплатно. И не только через сайт «Работа в России», но и сайт Госуслуг, аналогичные региональные и муниципальные порталы.
ЗаключениеТаким образом, портал «Работа в России» как единая цифровая платформа в сфере занятости должен стать основным каналом предоставления вакансий от работодателей со среднесписочной численностью работников 25 и больше. Возможность создания и хранения на платформе кадровых документов и договоров отложена на конец 2021 года и на начало 2023 года.
— Ошибка в файле. htaccess:Переименуйте файл. htaccess. Например, в. htaccess_old. После проверьте, работает ли сайт.
— Неподходящая версия PHP:Смените версию PHP по инструкции.
— Ошибка со стороны скриптов сайтаЕсли ранее сайт работал корректно, восстановите его из бэкапа по инструкции.
Остались вопросы? Составьте заявку, и наши специалисты решат проблему.
С 1 января 2022 года у многих работодателей появилась еще одна новая обязанность: размещать на портале «Работа в России» информацию о наличии свободных вакансий.
Теперь многие компании обязаны размещать на платформе «Работа в России» информацию о вакансиях, предлагаемых условиях работы, а также о наличии специальных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.
Таково требование Федерального закона от 28. 2021 № 219-ФЗ, который добавил новый пункт 3. 2 в статью 25 Закона № 1032-1 о занятости населения в РФ.
Для кого введена обязанность размещать вакансии на сайте «Работа в России»
Требование размещать вакансии на госпортале затрагивает большинство компаний в силу того, что пороговый показатель для установления этой обязанности довольно низкий. Если у компании 25 работников – она обязана работать с порталом «Работа в России».
Обязанность публиковать вакансии на сайте «Работа в России» установлена для:
- организаций со среднесписочной численностью за предшествующий год более 25 человек;
- вновь созданных, в том числе реорганизованных компаний со среднесписочной численностью 25 человек;
- организации, в уставном капитале которых есть доля РФ или муниципального образования;
- органы федеральной и региональной власти, органы местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУПы и МУПы).
Что конкретно нужно размещать на портале «Работа в России»:
- Информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
- Описание условий работы для привлекаемых работников.
- Сведения о наличии специальных рабочих мест, оборудованных для работы инвалидов.
Отчетность в службу занятости только через портал «Работа в России»
Отчетность перед центрами занятости предусмотрена несколькими федеральными документами. Работодатели должны сдавать в центр занятости несколько отчетов.
В том числе:
- о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
- о количестве работающих инвалидов;
- о начале процедуры банкротства или полной ликвидации организации;
- о введении режима неполного рабочего времени или простоя;
- о сокращении.
По общим правилам, отчет можно предоставить в центр занятости лично, отправить курьером или по почте, разместить через платформу «Работа в России». Но, с 2022 года установлена обязанность отчитываться только через портал «Работа в России» для организаций и ИП, у которых
- среднесписочная численность работников превышает 25 человек
- в уставном капитале есть доля государства.
Если организация принимает на работу соискателя, направленного сайтом «Работа в России», нужно уведомить об этом службу занятости в пятидневный срок. Сделать это нужно также портал «Работа в России». Если соискателю отказано в приеме на работу, нужно направить электронное уведомление, в котором следует указать день собеседования и причины отказа в приеме на работу.
Как отчитаться через сайт «Работа в России»
Формы отчетности выложены на сайте. Нужно их заполнить.
Отчитываться о вакансиях нужно ежемесячно, но точная дата не установлена. Если вакансий нет и не было, отчитывать не нужно.
Ответственность за нарушения требования размещать вакансии и отчитываться
В настоящее время за непредставление или несвоевременное направление, а также за представление в неполном объеме или в искаженном виде обязательных сведений, ответственность предусмотрена статьей 19. 7 КоАП РФ.
Это предупреждение или административный штраф:
- для граждан в размере от 100 до 300 рублей,
- для руководителей – от 300 до 500 рублей;
- для компании – от 3000 до 5000 рублей.
Многим работодателям и работникам придётся осваивать для взаимодействия и поиска новых сотрудников/работы единую цифровую платформу занятости и трудовых отношений «Работа в России». Основное про регистрацию и личный кабинет рассказываем в этой статье.
Новый регламент
16 мая 2022 года вступили в силу новые Правила функционирования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее – Правила). Они утверждены постановлением Правительства РФ от 13. 2022 № 867.
Теперь это не только общероссийская база вакансий, а платформа, которая состоит из федерального и регионального сегментов. И в каждом – свои подсистемы. Среди них и личные кабинеты.
Также см. «Какая информация размещается на единой цифровой платформе занятости и трудовых отношений («Работа в России»)».
Нужно использовать ЕСИА
Доступ к единой цифровой платформе, включая подсистему «Личный кабинет соискателя (работника)», могут получить:
- граждане, ищущие работу;
- работники.
Это происходит с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая привязана ко входу на «Госуслуги».
Личный кабинет соискателя (работника)
Это подсистема федеральной части единой цифровой платформы.
Данный ЛК обеспечивает:
- идентификацию, авторизацию и регистрацию на единой цифровой платформе ищущих работу или работников;
- возможность размещения ими на платформе информации о себе, в т. ч. резюме об уровне образования, стаже работы, знаниях, умениях, навыках и опыте работы;
- их взаимодействие с иными участниками платформы (это могут быть службы занятости, кадровые агентства, ПФР, Роструд, образовательные организации и др.) в т. ч. при профессиональном обучении и дополнительном профобразовании в рамках нацпроекта «Демография».
Уточним, что размещение резюме соискателем возможно только после процедуры его регистрации на платформе в ЛК и с использованием ЕСИА.
Личный кабинет работодателя
Это тоже подсистема федеральной части единой цифровой платформы. Данный ЛК даёт следующие возможности и функционал:
- идентификацию, авторизацию и регистрацию работодателей на единой цифровой платформе;
- возможность размещения ими на платформе информации о себе, о вакансиях, в т. ч. в автоматическом режиме;
- их взаимодействие с иными участниками платформы (см. последний пункт выше), вкл. взаимодействие по профобучению и дополнительному профобразованию в рамках нацпроекта.
Размещение информации о работодателе непосредственно им самим происходит в ходе процедуры его регистрации в Личном кабинете работодателя.
Хотя за работодателя это может делать и зарегистрированное на платформе кадровое агентство (п. 34 и 35 Правил). И за одного, и за нескольких. Причём такие конторы тоже используют подсистему ЛК работодателя. Но обязательно указывают, что не являются работодателем непосредственно, а входят в число кадровых агентств.
Сотрудник службы занятости потом через свой ЛК на платформе оценивает, что указал о себе работодатель или кадровое агентство про него.
Работодатель самостоятельно определяет должностных лиц, имеющих доступ к его ЛК на платформе (п. 55 Правил).
ЛК сотрудника Роструда и проверка им информации
Также на платформе есть личный кабинет у сотрудников Роструда. Через него они могут размещать здесь различную информацию, в т. о распределении квот на профобучение и дополнительное образование в рамках нацпроекта.
Также они оценивают уже размещённую информацию – в первую очередь сведения о работодателях, тексты вакансий и резюме.
Через свой ЛК они делают отчеты, мониторят в целом функционирование единой цифровой платформы.
По результатам проведенной оценки информации, размещаемой на единой цифровой платформе, орган службы занятости населения или оператор платформы (Роструд) принимают решения:
- о регистрации работодателя на платформе и размещении на ней соответствующей информации;
- о необходимости доработки информации, указанной работодателем или кадровым агентством в процессе регистрации.
Что даёт регистрация
Размещать на единой цифровой платформе вакансии и резюме можно только после регистрации.
Информация о вакансиях может быть размещена в подсистеме платформы «Общероссийская база вакансий» в соответствии с форматами данных и требованиями 2 способами:
- работодателем – самостоятельно через ЛК, в т. ч. в авторежиме, или через кадровые агентства;
- органами службы занятости – на основании информации от работодателя.
Согласно п. 40 Правил, работодатель, зарегистрированный на единой цифровой платформе и не разместивший на ней информацию о вакансиях, считается проинформировавшим органы службы занятости об отсутствии вакансий.
Также см. «Что делает работодатель на сайте «Работа России»: основной функционал».
Ищущие работу могут на платформе:
- размещать информацию о себе, включая резюме;
- взаимодействовать с органами службы занятости по вопросам получения от них соответствующих госуслуг;
- взаимодействовать с работодателями, в т. ч. в части ведения электронного документооборота в сфере трудовых отношений;
- взаимодействовать с образовательными организациями.
Пожалуй, один из главных функционалов: работники, взаимодействующие с работодателями в электронном виде посредством единой цифровой платформы, создают, подписывают и используют электронные документы, связанные с работой.
Так, с 01. 2023 здесь можно создавать, подписывать, использовать и хранить в том числе договоры ГПХ на выполнение работ/оказание услуг, а также о прохождении практики и стажировки. Значит, повторять их на бумаге не нужно.
Чтобы заключить гражданско-правовой договор, стороны могут использовать, например, усиленную неквалифицированную электронную подпись, которая создана на Госуслугах.
С 01. 2022 соискатели и работники, наниматели могут получить доступ к документам из подсистемы «Электронный кадровый документооборот» (в частности, через Госуслуги). Само получение происходит через их личные кабинеты.
До 1 января 2022 г. регистрация на портале «Работа в России» — дело добровольное. Но уже сейчас кадровики и бухгалтеры, которые выполняют их обязанности, терзаются вопросами: Станет ли использование портала принудительным? Станет ли кадровый ЭДО обязательным для всех? Давайте разбираться.