Цель
Цель мониторинга – оценить трудоустройство выпускников в следующих разрезах:
- Вуз;
- Специальность (направление подготовки);
- География трудоустройства.
При этом оценивались два основных параметра:
- Доля трудоустройства (сколько процентов выпускников смогло найти работу);
- Уровень средней заработной платы.
Такая аналитика нужна, например, непосредственно Минобрнауки, чтобы оценивать эффективность работы вузов. Трудоустройство выпускников не единственный, но важный критерий такой оценки. Во-вторых, результаты могут быть полезны выпускникам школ и их родителям. О том, как выбрать школу, на Хабре недавно писали. Получается, наши сведения актуальны для тех, кто чуть старше, особенно в свете грядущей вступительной кампании.
Минобрнауки провело мониторинг трудоустройства выпускников вузов
На днях Минобрануки России опубликовало результаты второго в истории страны мониторинга трудоустройства выпускников вузов. В ходе проведенной работы были проанализированы данные по трудоустройству и средней заработной плате выпускников вузов 2014 года по итогам их трудоустройства в 2015 году. Данные для проведения исследования были предоставлены рядом российских организаций, включая Пенсионный фонд Российской Федерации и Рособрнадзор. Специалисты Минобрнауки обработали данные 1,17 млн выпускников российских ВУЗов.
Как оказалось, средний процент трудоустройства выпускников по стране равен 75%. В прошлом году этот показатель был таким же. Средний размер заработной платы выпускников за первый год работы молодых специалистов составил 30600 рублей в месяц.
Согласно результатам проведенного анализа, наиболее высоким процентом трудоустройства (80-90%) могут похвастаться выпускники инженерных и медицинских специальностей. Наиболее высокооплачиваемыми являются ядерная энергетика и технологии, сестринское дело, фармация, электро и теплоэнергетика, химические технологии. А вот хуже всего дело обстоит с выпускниками некогда сверх-популярных юридических и экономических специальностей. По статистике, около 40% новоиспеченных юристов и 20% представителей экономических специальностей не находят себе работу по специальности в первый год после выпуска. У этих специальностей и оплата труда ниже, чем у многих других.
Максимальный показатель средней ежемесячной заработной платы — у представителей инженерных специальностей. Среди них стоит выделить пять лидирующих направлений:
1. Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники. Выпускники этого направления получают в среднем более 74 тысяч рублей в месяц;
2. Ядерная энергетика и технологии — здесь молодые специалисты получают около 74 тысяч рублей в месяц;
3. Выпускники таких специальностей, как прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия получают более 47 тысяч рублей в месяц;
4. Электроника, радиотехника и системы связи — 46 тысяч рублей в месяц;
5. Физика и астрономия — более 43 тысяч рублей в месяц.
По мнению министра образования и науки России Дмитрия Ливанова, трудоустройство можно считать одним из наиболее важных показателей востребованности того либо иного вуза. И этот показатель является одним из важнейших в мониторинге системы высшего образования в России.
Как проводится мониторинг?
Весь процесс делится на несколько этапов, среди которых основными являются следующие:
1. Заполнение федерального реестра документов об образовании. Здесь вузы предоставляют необходимые сведения по выданным документам об образовании с информацией по выпускникам. Эта информация включает ФИО выпускника, дату рождения, пол. Зарубежные вузы, а также силовые и религиозные учебные заведения в мониторинге не принимают участия;
2. Направление обезличенного запроса в пенсионный фонд. На этом этапе идет проверка предоставленных сведений. Из общей базы удаляются данные по таким категориям выпускников, как те, кто продолжил обучение, выпускники зарубежных вузов, выпускники программ дополнительного и среднего образования;
3. Коррекция статистических сведений выпускников. На третьем этапе выявляются выпускники с ошибочной датой рождения. После этого идет определение первичных количественных показателей, которые определяются в период всего календарного года, идущего за годом выпуска. Определяется факт работы (отчисление в Пенсионный фонд — хотя бы одно за год), количество действующих индивидуальных предпринимателей среди выпускников, а также средняя сумма выплат выпускникам.
4. Расчет доли трудоустройства. На последнем этапе специалисты проводят расчет доли трудоустройства для каждой образовательной организации, без учета выпускников граждан иностранных государств. Кроме того, проводится анализ полученных от Пенсионного фонда данных в разрезе укрупненных групп специальностей.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Работаете ли вы по специальности, полученной в ВУЗе?
Пока не работаю, ищу работу по специальности
Пока не работаю, ищу работу не по специальности
Проголосовали 890 пользователей.
Воздержались 160 пользователей.
Пыхтин А.И.
Овчинкин О.В.
Широкова Л.В.
Запольский А.Д.
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
Эффективности вузов в целом и результативности трудоустройства выпускников в частности в настоящее время уделяется повышенное внимание. Для выполнения критерия трудоустройства выпускников в рамках мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки России, учитывающего данные о занятости по сведениям Пенсионного Фонда Российской Федерации, вузы создают собственные программные системы сбора, обработки и хранения информации о занятости выпускников и модифицируют организационную структуру для сбора сведений о трудоустройстве. В Юго-Западном государственном университете с 2012 г. осуществляется разработка и внедрение такой многопользовательской клиент-серверной системы на базе технологической платформы 1С: Предприятие 8.3. Предложены функциональные IDEF0-модели и инфологическая ER-модель предварительного сбора информации о потенциальном трудоустройстве выпускников и текущего мониторинга распределения по каналам занятости. Оптимальным источником данных для внутреннего мониторинга занятости выпускников являются сведения в обязательном порядке передаваемые вузами в государственную информационную систему «Федеральный реестр сведений документов об образовании». В результате внедрение такой системы позволило в несколько раз повысить оперативность сбора сведений о текущем состоянии занятости выпускников, их трудоустройстве и развитии карьеры, увеличить скорость обработки данных для построения внешней и внутренней статистической отчетности, размещения информации о трудоустройстве и местах работы выпускников на официальном сайте вуза в сети Интернет.
1. Яндыбаева Н.В. Моделирование и прогнозирование показателей эффективности образовательной деятельности высшего учебного заведения // Вестник Мордовского университета. 2018. Т. 28. № 1. С. 120–136. DOI: 10.15507/0236-2910.028.201801.120-136.
2. Яндыбаева Н.В., Кушников Н.В. Математические модели, алгоритмы и комплексы программ для мониторинга эффективности образовательной деятельности вуза // Проблемы управления. 2015. № 1. С. 53–62.
4. Бурнашева С.Н., Журавлева И.И., Кустов Т.В., Пантюхова Н.С. Внутренний мониторинг трудоустройства выпускников СПБГЭТУ «ЛЭТИ» как эффективный инструмент планирования деятельности вуза // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2016. Т. 1. С. 206–212.
5. Булатова Г.А. Мониторинг и оценка трудоустройства выпускников вузов // Экономика Профессия Бизнес. 2017. № 4. С. 18–23.
6. Малолетко А.Н., Малолетко Н.Е., Воробьева Т.И. Проблемы создания системы мониторинга трудоустройства выпускников вузов России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 8. С. 63–68.
7. Клешнина И.И., Макусева Т.Г. Методика организации мониторинга трудоустройства выпускников в высших учебных учреждениях // Инновационная наука. 2017. № 6. С. 124–129.
8. Барлуков А.М. Трудоустройство выпускников как показатель качества образования // Научный руководитель. 2017. № 2 (20). С. 48–54.
10. Широкова Л.В. Центр трудоустройства выпускников – элемент системы стратегического управления конкурентоспособностью вуза // Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников учреждений профессионального образования Тульской области: сб. материалов II Регион. науч.-практ. конф. со всерос. участием. 2015. С. 77–80.
11. Широкова Л.В., Запольский А.Д. Новые решения в сфере автоматизации мониторинга занятости выпускников // Новые технологии в науке, образовании, производстве материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 523–528.
12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2011. 479 с.
Одним из важнейших критериев эффективности образовательной деятельности вузов является трудоустройство выпускников. Так, показатель «Удельный вес выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования» учитывается в мониторинге эффективности деятельности организаций высшего образования, проводимом ежегодно Минобрнауки России. Расчет этого показателя осуществляется на основании обработки данных из двух независимых источников: Пенсионного фонда Российской Федерации и Федерального реестра сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (далее – ФРДО), в который все образовательные организации обязаны вносить в 60-дневный срок сведения о выданных документах об образовании. Дополнительно по результатам сбора информации Минобрнауки России создан интернет-портал «Мониторинг трудоустройства выпускников» (graduate.edu.ru), который аккумулирует на данный момент обработанные сведения по факту трудоустройства и средней заработной плате выпускников 2013–2015 гг. в 2014–2016 гг. соответственно; готовятся к отображению данные выпуска 2016 г. (и их трудоустройства на протяжении 2017 г.). Портал позволяет получить статистическую информацию по России в целом, по регионам, по отдельным вузам, направлениям подготовки (специальностям), а также позволяет оценить внутрироссийскую миграцию выпускников. Стоит отметить, что процент трудоустройства или иные аналогичные характеристики анализируются и при построении различных национальных и международных рейтингов.
Данная работа акцентирует внимание исключительно на процедуре мониторинга трудоустройства выпускников вуза, соответствующих технических средств и их роли в повышении эффективности деятельности университета. За пределами исследования остались не менее важные вопросы в комплексе мер, направленных на трудоустройство выпускников в общем: заключение долгосрочных договоров о сотрудничестве с потенциальными работодателями, модернизация образовательных программ под потребности крупных заказчиков, система стажировок, профориентационное и карьерное консультирование обучающихся, развитие у них рекрутинговых компетенций и профессиональная адаптация. Процесс отслеживания статусов трудоустройства студентов важен как для своевременного предоставления точной внешней и внутренней статистической отчетности, так и для оперативной коррекции локальных «провалов» в обеспечении занятости выпускников.
Материалы и методы исследования
Результаты исследования и их обсуждение
Наиболее точным источником входных данных для анализа трудоустройства выпускников является электронная информационно-образовательная среда вуза, а точнее, ее подсистема, обеспечивающая выгрузку данных о выданных документах о высшем или среднем профессиональном образовании в ФРДО. Вуз обязан обеспечивать полную корректность и своевременность сведений о выпускниках в ФРДО (фамилии, имени, отчестве, гражданстве, дате рождения, реквизитах выданного документа об образовании, форме обучения, источнике финансирования обучения, образовательной программе). Указанные данные учитываются не только Минобрнауки России для оценки эффективности трудоустройства, но и контролирующими органами (например, Рособрнадзором) при проведении проверок соблюдения законодательства России и иными организациями, в том числе для проверки дипломов на подлинность при приеме на работу.
Отметим, что в Курской области региональный орган управления образованием ежегодно до момента выпуска собирает предварительную информацию (прогноз) о потенциальном распределении выпускников по каналам занятости. Соответственно, информация о фактическом выпуске на этот момент времени отсутствует, и единственным относительно достоверным источником сведений о будущем трудоустройстве является анкетирование обучающихся выпускного курса и верификация этой информации на уровне кафедр, факультетов и центра трудоустройства выпускников вуза. Функциональная модель данного процесса, спроектированная с использованием методологии IDEF0 с помощью программы Ramus Educational, представлена на рис. 1.
Рис. 1. IDEF0-модель предварительного мониторинга распределения выпускников по каналам занятости
Предварительный мониторинг позволяет заранее выявить проблемные места обеспечения занятости текущего выпуска и принять необходимые организационные меры. Так, например, с выпускниками, планирующими продолжение образования или трудоустройство за рубежом, уход в декретный отпуск, службу по призыву или контракту, должна быть организована разъяснительная работа и предложены варианты частичной занятости в РФ, в том числе удаленной работы, по направлениям деятельности, результаты которых будут отражены отчислениями в Пенсионный Фонд России в течение года после выпуска.
Рис. 2. IDEF0-модель процесса мониторинга текущего трудоустройства выпускников
Рис. 3. Фрагмент ER-модели процесса мониторинга трудоустройства выпускников
Рис. 4. Пример сведений о местах трудоустройства выпускников, размещаемых на сайте образовательной организации
Программное обеспечение для системы реализовано с использованием технологической платформы «1С: Предприятие 8.3» в виде конфигурации собственной разработки.
После внесения в систему данных, переданных вузом в ФРДО, кафедры, факультеты и центр трудоустройства в многопользовательском клиент-серверном режиме получают возможность добавления информации о текущем статусе трудоустройства каждого выпускника («работает», «работает за рубежом», «служит в армии», «продолжает обучение» и т.д.) с указанием места занятости, должности и их соответствия полученной профессии. История изменения статусов хранится и позволяет отслеживать персональную карьерную траекторию каждого выпускника. Отметим, что архитектура платформы «1С: Предприятие 8.3» позволяет осуществлять защищенный доступ к данным о трудоустройстве по локальной сети вуза через Web-интерфейс без необходимости установки и обновления клиентского программного обеспечения каждого отдельного пользователя.
Система позволяет формировать как общие внешние отчеты (например, данные для формы ВПО-1, количество и процент выпускников вуза, факультета, направления подготовки или отдельной учебной группы в разрезе статусов), так и специализированные внутренние, например, по подбору кандидатур, имеющих 2 высших образования в заданных сферах и прошедших службу в армии, отбору лиц с руководящим опытом работы и т.д., что позволяет оперативно реагировать на специфические запросы работодателей. Программа позволяет формировать сведения о местах трудоустройства выпускников в формате, утвержденном в методических рекомендациях Рособрнадзора, и без дополнительной обработки размещать их на официальном сайте вуза в сети Интернет в обязательном разделе «Сведения об образовательной организации» (рис. 4), что значительно упрощает данную трудоемкую процедуру, которая должна в общем случае выполняться в течение 10 дней с момента изменения информации.
Текущие характеристики сформированной в ЮЗГУ программной и организационной системы мониторинга трудоустройства выпускников в сравнении с действовавшей ранее структурой приведены в таблице.
Текущие характеристики системы мониторинга трудоустройства выпускников ЮЗГУ в сравнении с действовавшей ранее структурой
Работа выполнена в рамках Гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук № МК-968.2018.8.
Библиографическая ссылка
Пыхтин А.И., Овчинкин О.В., Широкова Л.В., Запольский А.Д. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 2.
– С. 133-137;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37422 (дата обращения: 10.02.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Методика
Вообще говоря, исследования на эту тему не такая уж редкость. Во многих вузах есть службы, анализирующие дальнейшую судьбу выпускников. Различные СМИ и ресурсы интернет-рекрутмента также любят порадовать подобной статистикой. И это замечательно. Но данное исследование принципиально отличается от них в следующем:
- Масштаб – в мониторинге участвовали практически все вузы России. На момент мониторинга имелись данные о 1 240 532 выпускниках 2013 года с указанием ФИО, возраста, пола, специальности, квалификации и других, не очень нам интересных, атрибутов.
- Источники данных – Использовались данные ПФР о трудоустройстве и размере заработной платы.
- Визуализация – Удобное и доступное представление результатов на портале http://graduate.edu.ru/.
Мониторинг состоит из нескольких этапов:
0) На «нулевом» этапе все вузы обязаны заносить информацию о выданных дипломах в федеральную ИС ФРДО. Кстати, каждый выпускник может проверить наличие информации по нему в этом реестре frdocheck.obrnadzor.gov.ru (пока есть данные о выпускниках только 2013-2014 годов и частично 2015). Данным сервисом могут пользоваться и работодатели. Если вы себя там не нашли – крайне рекомендуем написать в свой вуз об этом.
1) На первом этапе из данных ФРДО были отобраны все вузы (кроме силовых, зарубежных и тех, чьими учредителями являются религиозные организации).
2) На втором этапе Рособрнадзор проверяет и обрабатывает полученные сведения по каждому выпускнику (в защищенном контуре ФРДО). Исключаются данные о продолживших обучение студентах (допускаем, что если человек продолжает учиться дальше, то это уважительная причина не искать работу). У всех выпускников должны быть верно заполнено: ФИО, пол и дата рождения, иначе ПФР не сможет их идентифицировать.
После этого данные группируются в пакеты и передаются в Пенсионный фонд России для обработки. Каждый пакет соответствует уникальному сочетанию следующих разрезов: вуз, специальность, квалификация, пол. Фактически это и есть группа выпускников, закончивших вуз по одной специальности.
3) На третьем этапе Пенсионный фонд России определяет, был ли трудоустроен выпускник согласно официальным данным (произведено хотя бы одно отчисление в Пенсионный фонд за год или открыто ИП), а также, сколько всего в среднем заработал выпускник за время работы суммируя эти данные в разрезе каждого пакета.
4) ПФР передает данные о трудоустройстве и уровне заработных плат по каждой группе, т.е. в обезличенном виде (понять, сколько конкретно получает ваш бывший одногруппник – нельзя).
Все эти данные анализируются и загружаются на Портал.
Для тех, кто запутался, методика приведена на отдельном рисунке:
На основе полученных из ПФР данных рассчитываются два основных показателя:
- Доля трудоустройства. Это отношение числа трудоустроенных выпускников к общему числу выпускников вуза за вычетом «ошибочных» и не найденных ПФР.
Итоговая формула будет выглядеть так:
Ктд – число трудоустроившихся выпускников,
Ко – общее число выпускников, отобранных на 1 и 2 этапах,
Кош – число выпускников с неверными данными, например пустая дата рождения,
Кнпфр – число выпускников, которых не смог однозначно идентифицировать ПФР (полные тезки по ФИО, полу и дате рождения)
Кино – число выпускников – граждан иностранных государств (применимо только для вуза и более общих разрезов – тип вуза, регион вуза и т.д.).
Величину Ко-Кош для удобства будем называть «число допущенных к обработке».
При расчете доли трудоустройства в целом по вузу или региону так же вычитаются студенты-иностранцы (для них использовать данные отечественного ПФР не совсем корректно). В разрезе специальностей такие данные в этом мониторинге собрать не удалось, поэтому для них доля трудоустройства рассчитывается без вычета иностранцев.
- Уровень средней заработной платы. На самом деле это не только заработная плата. Это все деньги, официально заработанные выпускником (зарплаты, премии и т.д.) за весь календарный год, следующий за годом выпуска (то есть для выпускников 2013 года анализировались выплаты за весь 2014 год).
Средняя зарплата считается как этот суммарный доход, разделенный на количество месяцев, которые проработал выпускник в 2014 году.
Очевидно, что у такой методики (как и у любой другой) есть как плюсы, так и минусы.
- Учитывается только официальное трудоустройство (если выпускник стал фрилансером, но не оформил ИП, то он будет считаться нетрудоустроенным);
- Учитываются только официальные доходы (подработки и серые зарплаты не попадут в данные ПФР);
- Не отслеживается факт соответствия выпускной специальности и сферы трудоустройства (шутка про гуманитариев и Макдональдс).
Все эти минусы довольно сложно устранить, если ограничиться официальными источниками данных. Теоретически можно попытаться получить их с помощью анкетирования/опросов и т.д. Но, во-первых, это привнесет свои искажения в данные (на тему искажения респондентами своего уровня доходов написана не одна сотня статей), во-вторых, в масштабах России для получения репрезентативной выборки по всем нужным разрезам это было бы сопоставимо с мини-переписью населения.
К счастью, минусы являются одновременно и плюсами. Главное достоинство методики в том, что выборка практически сплошная (за вычетом продолживших обучение выпускников и данных, предоставленных с ошибками). А значит, минимизируется ошибка репрезентативности, так как мы работаем почти напрямую с генеральной совокупностью.
К сожалению, это был первый проект мониторинга и в нем не были учтены некоторые факторы: форма обучения (очное/заочное), первое или второе высшее, форма оплаты. Все это учтено в мониторинге выпускников 2014 года, который сейчас идет полным ходом.
Анализируем как успешное трудоустройство и зарплата зависят от вуза, специальности и региона
В 2014 году мы совместно с несколькими министерствами и ведомствами дали старт мониторингу трудоустройства российских вузов, результаты которого были опубликованы в 2015 году на портале http://graduate.edu.ru/.
Мониторинг проводился среди выпускников 2013 года (у них было достаточно времени, чтобы найти работу). Сейчас идет работа над мониторингом выпускников 2014 года и мы решили рассказать вам о целях и результатах прошлогоднего проекта. Если вам интересно узнать, как размер зарплаты и успех трудоустройства зависит от вуза, специальности и региона, добро пожаловать под кат.
В первой части статьи мы расскажем о целях, методике мониторинга и исходных данных. Если вам интересны только результаты, то можно сразу перейти в одноименный раздел.
Входные данные
Не все из них сдали корректные данные (по разным причинам с этим в основном не справились «частники»):
Итого у нас получилось 819 вузов, которые предоставили данные о 1 240 532 выпускниках:
Давайте посмотрим, как выпускники распределены по типам вузов (число выпускников будем рассматривать с учетом филиалов, если не указано обратное):
Как видно, процентные соотношения по сравнению с Рисунком 4 уже другие. Но это вполне логично – среди государственных вузов много крупных, среди частных – гораздо меньше.
Каждый выпускник обучался по направлению, относящемуся к одной из укрупненных групп направлений подготовки (специальностей), сокращенно – УГС. Например, «машиностроение», «экономика и управление» и т.д. Таких УГС больше 50. Чтобы не приводить здесь такую «простыню» (мы на нее еще насмотримся позже), сгруппируем данные по типу УГС. Классификация довольно условная, но именно такая разбивка присутствует в различных нормативно-правовых актах в России.
На самом деле экономика и юриспруденция входят в «науки об обществе», но их показатели были так велики (35% всех выпускников – «экономисты»), что пришлось выделить их в отдельные категории.
Около 3% выпускников продолжили обучение, еще 0,4% данных оказались некорректными (в основном неверные или незаполненные даты рождений) и в обработку «ушли» уже 1 198 276 человек. Их данные и послужили основой для результатов, изложенных ниже.
Результаты
Учитывая объем массива данных, его анализ можно выполнять для огромного количества разрезов и проверять на его основе множество гипотез. Поэтому здесь мы приведем только некоторые результаты анализа. Это лишь малая часть того, что можно получить, изучая данные мониторинга.
В этой статье не будем рассматривать данные в разрезе вузов – информация по ним есть на портале, да и места для такого анализа здесь не хватит. Скажем лишь, что на первых местах небольшие и не самые известные вузы. В этом нет ничего странного: чем меньше вуз, тем больше у него шансов показать сильно отклоняющийся от средних значений показатель.
Для начала посмотрим на результат трудоустройства и заработную плату по типам вузов:
Отчасти ожидаемый результат: согласно статистике, в государственных вузах с точки зрения трудоустройства учиться лучше, чем в условной «Академии Натальи Нестеровой» (не в обиду выпускникам этого вуза).
Впрочем, на уровне заработной платы это не очень сильно сказывается. А вот муниципальные вузы «проседают». Возможно, потому что все они сосредоточены в регионах, где уровень зарплат ниже, чем в Москве или Санкт-Петербурге.
Теперь приведем этот же график, но уже в разрезе специальностей (точнее, «УГС» – укрупненных групп специальностей):
В таблице приведен столбец с числом выпускников по каждой УГС, чтобы можно было оценить число трудоустроившихся студентов не только в процентах, но и в абсолютных цифрах.
Как вы помните, вне конкуренции по числу выпускников экономически-управленческие специальности. В тройку лидеров также входят педагоги и юристы. При этом если экономика и педагогика еще держатся в середине «турнирной таблицы» по уровню трудоустройства, то юриспруденция – однозначный аутсайдер. Если же смотреть на абсолютные цифры, то около половины всех нетрудоустроенных выпускников – это юристы и экономисты:
При этом различия в результатах поиска работы между представителями этих двух специальностей и остальными выпускниками статистически значимы (
Обратите внимание, что по уровню трудоустройства лидируют специальности технического, медицинского и естественнонаучного профиля. Среди отстающих в основном «гуманитарии» и творческие специальности.
По зарплате лидируют следующие специальности:
- Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники – 69 470 рублей.
Это неудивительно, учитывая зарплату летчиков гражданской авиации в России. - Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия – 48 290 рублей.
Учитывая сложившуюся ситуацию, интересно будет посмотреть на эту отрасль в динамике следующих лет. - Ядерная энергетика и технологии – 43 460 рублей.
А вот это приятный сюрприз. - Физическая культура и спорт – 42 700 рублей.
Вряд ли детские тренеры и другие специалисты в этой области получают высокие зарплаты, но для того, чтобы поднять среднее значение достаточно и небольшого числа профессиональных футболистов/хоккеистов, получающих баснословные гонорары. - Экранные искусства – 41 150 рублей.
Вероятнее всего, ситуация аналогична описанной в предыдущем пункте.
Любопытно будет посмотреть на специальности одновременно и с точки зрения доли трудоустройства, и с точки зрения заработной платы. То есть выявить «дважды лучшие» и «дважды худшие». Для этого отберем УГС, по которым средняя зарплата и уровень трудоустройства будут ниже (для «худших») или выше (для «лучших») 15-го и 85-го процентиля распределения этих величин соответственно. Такое деление условно, но для наглядности ограничимся им (более детальный анализ можно провести, используя вышеприведённую таблицу и данные портала).
На следующем рисунке «худшие» и «лучшие» специальности выделены красным цветом и подписаны:
Так что если вы абитуриент и после окончания вуза не хотите иметь проблем с трудоустройством и зарплатой, идите в физики-ядерщики 🙂
Перейдем к еще одному немаловажному показателю – географии.
Вузы каких регионов имеют лучшие показатели трудоустройства? Для удобства будем учитывать только головные организации, так как в общем случае неясно, чьим вузом считать Владивостокский филиал московского вуза – московским или все же дальневосточным. Учет географии филиалов – тема отдельной статьи.
Как видно, наибольшие проблемы с показателями трудоустройства в основном у вузов Северного Кавказа. Если посмотреть на список регионов вузов с худшими показателями трудоустройства по РФ, мы убедимся в этом еще раз:
Рис. 13 (интерактив)
Тут стоит отметить и высокий уровень безработицы в данных регионах. Согласно данным Росстата, в СКФО он в два раза выше, чем в среднем по стране. Но нельзя однозначно сказать, что является причиной, а что следствием. Безработица может быть вызвана малым количеством вакантных рабочих мест, а может – низким качеством специалистов или нежеланием жителей регионов устраиваться на (официальную) работу.
Взгляните на карту, на которой указан процент выпускников, уехавших из региона (по отношению к общему числу трудоустроившихся выпускников этого региона). На этот раз филиалы участвуют – их выпускников учитываем как выпускников региона, где физически расположен филиал:
Рис. 14 (интерактив)
Чтобы выяснить конкретные причины высокого оттока выпускников, необходимо анализировать каждый регион отдельно. Для многих соседствующих регионов складывается схожая ситуация: выпускники массово уезжают из «выпускающего» региона в соседний. Возможно, это просто возвращение выпускников домой после окончания учебного заведения. А может быть, соседний регион просто ближайший, в котором легко найти хорошую работу. Например, из Томской области многие уезжают в соседние Новосибирскую и Кемеровскую. Похожая ситуация с Тюменской областью и ХМАО.
У Москвы доля уехавших выпускников неожиданно высока. Причем 18 тысяч уехало в Подмосковье:
Рис. 15 (интерактив)
Это вызвано юридическими формальностями. Многие филиалы московских вузов под конец обучения переводят своих студентов в «головную» организацию. Так человек, живущий и работающий в области, получает диплом как выпускник московского вуза, а не филиала.
А вот Курская область отражает общероссийский тренд – ее выпускники уезжают в основном в Москву (всего уезжает около половины выпускников). Подозреваем, это вызвано разницей в уровне зарплат – у трудоустроившихся в Москве она в 2 раза выше, чем у оставшихся. Вообще, почти в половине регионов России самое популярное направление отъезда выпускников – Москва и Московская область.
Вместо заключения
Мы рассказали лишь о небольшой части данных, полученных и исследованных в ходе мониторинга. Но на этом пора закругляться – статья и так вышла не маленькой. Надеемся, вам было интересно узнать о проекте и некоторых его результатах. Если будет интересно, SAnatoly может рассказать о старте и методике проекта, а vpodolskiy об архитектуре и формировании пакетов для ПФР.
Следует помнить, что подобный мониторинг не является единственным способом оценки эффективности вузов и имеет ряд ограничений и допущений. Несмотря на это, результаты проекта дают достаточно пищи для размышлений и, возможно, помогут абитуриентам с выбором профессии или вуза.
Ждем всех, кого заинтересовал этот пост, на портале – и просто любопытствующих, и специалистов в области образования, и тех, кто хотел бы самостоятельно проанализировать полученные данные.