Признаки профессиограммы и понятие профессиограммы и психограммы

Отрасль знаний, которая изучает профессии, называется профессиографией. Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий, выработать умение ориентироваться в общем характере любой новой специальности и определить свою пригодность к ней.

Для того чтобы выбрать профессию, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений об избираемой профессии. Одним из важнейших источников информации о профессиях является профессиограмма. Профессиограмма — документ, в котором описаны особенности профессии или специальности. Цель профессиограммы — создать целостное представление об особенностях данного вида труда.

Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию и т.д.)

Схема профессиограммы (рис. 2):

— общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий известных ее представителей);

— производственная характеристика профессии (описание трудового процесса);

— содержание и характер труда, предмет, средства и результаты труда;

— связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства;

— необходимые общие и специальные знания и умения;

— требования, предъявляемые профессий к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности), медицинские противопоказания;

— психологическая характеристика труда (его привлекательные непривлекательные стороны, трудности в работе, возможности творческой работы, важнейшие профессиональные качества);

— условия труда: санитарно-гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т.п.); экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т.д.;

— сведения о возможности получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях).

Выбор профессии предполагает возможно более полное знание содержания, характера труда и отношений в процессе будущей трудовой деятельности. Источником таких знаний могут быть учебные занятия, различные формы внеклассной работы, общественно полезный, производительный труд, встречи-беседы со специалистами, самостоятельное изучение литературы и т. д.

Обдумывая свой трудовой путь, полезно составить профессиограмму своей предполагаемой профессии. Такая работа позволит глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней. Составление профессиограммы поможет определить и те профессионально важные качества, которые вы должны формировать или развивать у себя (они должны лечь в основу профессионального плана).

ВИДЫ ПРОФЕССИОГРАММ, ИХ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

В отечественной профессиографии принято классифицировать профессиограммы на:

А) частные: физиологические (т.е. то, что связано со здоровьем, физическими параметрами), санитарно-гигиенические, психологические, социологические, экономико-организационные.

Б) специальные (целевые): для профессиональной ориентации и профконсультации, для профессионально-психологического отбора; для профессиональной подготовки, для оптимизации условий и режима деятельности; для проектирования и рационализации рабочего места.

В) комплексные — это всестороннее описание профессии и специальности, с использованием результатов профессиографирования методами различных наук

А) частные делятся на:

1. Физиологические, дающие физиологическую, медико-биологическую характеристику специальности.

2. Санитарно-гигиенические — санитарно-гигиеническая характеристика специальности с точки зрения воздействия санитарно-гигиенических условий на организм человека в ходе деятельности.

3. Психологические, или психологически ориентированные профессиограммы, определяющие узкоспециализированные требования к психике человека. Данные профессиограммы включают:

— описание внешней картины труда,

— трудового поведения («фотография» рабочего дня, хронометраж, временная динамика рабочей активности, описание рабочего места, типичных ошибок и др.);

— описание внутренней картины труда (реакция личности, ее интегральные образования: направленность, характер, способности, темперамент, структуры научения и опыт; психические состояния и процессы: воля, внимание, мышление и особенности психомоторики).

4. Социологические профессиограммы, содержащие социальные характеристики специальностей.

5. Экономико-организационные профессиограммы − характеристика специальности с точки зрения ее социально-экономической сущности. Речь идет об условиях оплаты, режиме труда и отдыха и т.д.

Б) специальные (целевые) разрабатываются для использования в различных целях:

1. Для профессиональной ориентации и профконсультации. Такая профессиограмма включает:

· социальную значимость,

· роль и место профессии в обществе,

· содержит описание всех основных ее аспектов,

· способы ее освоения, перспективы развития и т.д.

В профессиограмме подчеркивается также, какими знаниями и психологическими качествами должен обладать кандидат на обучение специальностям; перечисляются данные об условиях труда и о трудовых действиях; говорится о том, где и какими способами осуществляется подготовка специалиста по данной специальности.

2. Для профессионального психологического отбора. Данная цель обусловливает структуру и содержание профессиограммы:

· она ориентирует на выявление преимущественно стабильных, устойчивых профессионально важных качеств, дифференцирующих людей по эффективности деятельности;

· содержит максимально возможный свод требований к необходимым и некомпенсируемым свойствам личности специалиста и противопоказаний;

· определяет структуру качеств, обеспечивающих достижение высокого уровня профессионального мастерства.

3. Для оптимизации условий и режима деятельности. Профессиограмма, используемая в этих целях, направлена на всесторонний учет временных параметров и утомительности отдельных действий и операций, регистрацию распределения микропауз и динамики работоспособности в течение рабочего дня, во время дежурства, указание психологической изменчивости психических функций под воздействием утомления и т.п.

Типовая структура целевой профессиограммы содержит 7 разделов:

1. Общие сведения о специальности;

2. Содержание деятельности;

3. Условия деятельности;

4. Социально-психологические факторы деятельности;

5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности;

7. Противопоказания к деятельности.

1. Общие сведения о специальности:

1.1.Наименование и назначение профессии.

1.2.Характеристика рабочей зоны и рабочего места.

1.3.Характеристика средств и орудий труда.

1.4.Общая и специальная профессиональная подготовка специалиста.

1.5.Функциональные обязанности специалиста.

1.6.Критерии эффективности деятельности.

2. Содержание деятельности:

2.1.Описание и анализ основных действий и операций.

2.2.Профессиональные задачи, решаемые специалистом.

2.3.Особенности приема информации.

2.4.Особенности переработки информации и принятия решений.

2.5.Структура исполнительских действий.

2.6.Анализ ошибок в деятельности специалиста.

2.7.Соотношение загруженности в ходе работы психологических функций.

3. Условия деятельности:

3.2.Режим труда и отдыха специалистов.

4.Социально-психологические факторы деятельности:

4.1.Характеристика группы, в составе которого специалист выполняет обязанности.

4.2.Роль и место специалиста в системе внутригрупповых связей.

4.3.Мотивационные аспекты совместной деятельности.

4.4.Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации специалистов.

5. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности:

5.1. Характер и степень изменения активности психофизиологических функций и работоспособности.

5.2. Преобладающие эмоциональные состояния.

5.3. Влияние динамики состояний на эффективность деятельности.

5.4. Основные формы профессиональной заболеваемости и травматизма.

6.1. Основные личностные качества, необходимые специалисту.

6.2. Ведущие сенсорно-перцептивные характеристики.

6.3. Профессионально важные качества мышления.

6.4. Профессионально важные характеристики памяти.

6.5. Свойства, определяющие успешность моторных действий.

6.6. Соотношение в процессе деятельности личностных, перцептивных, гностических и моторных качеств.

В) Комплексная профессиограмма учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

При составлении профессиограмм для сбора эмпирических данных применяются следующие методы:

1) изучение документации по данной профессии;

2) наблюдение за работой специалистов;

3) опрос специалистов (экспертный метод);

4) изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;

5) трудовой метод;

6) биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь работника на основании его опроса и изучения документации;

7) метод эксперимента;

8) метод моделирования трудового процесса.

Подбор средств и разработка методики ППФП определяются рядом факторов, в основе которых лежат организационные, физические и психи­ческие особенности трудовой деятельности. Совокупность таких факторов для специалистов конкретного профиля представлена в профессиограмме. Таким образом, назначение профессиограммы состоит в описании профес­сии в целях ППФП.

При составлении профессиограммы применяется, как правило, ком­плекс методов: изучение тарифно-квалификационных справочников, инструкций по технологам производственных процессов и материалов по эрго­номике, визуальные наблюдения на рабочем месте, хронометраж, анализ причин травматизма и заболеваемости, анкетный и личный опрос предста­вителей данной профессии, выявление профессионально важных физиче­ских и психических качеств с помощью специальной аппаратуры и тестов и др. Если профессиограмма отсутствует, то отдельные её компоненты вполне могут быть получены самостоятельно с использованием простей­ших методов исследования.

Содержание профессиограммы включает описание следующих фак­торов, от которых зависит направление ППФП:

условий и режима труда;

Основными формами труда являются физический и умственный труд. Такое разделение носит условный характер, однако, оправдано, по­скольку позволяет более целенаправленно подбирать средства ППФП. Ус­ловия и режим труда дают представление о комфортности трудовой дея­тельности, вредных воздействиях, продолжительности рабочего времени и ритме работы. Характер труда служит ведущим фактором, на котором строится методика ППФП. Под характером труда понимаются особенности моторных действий во время работы, нагрузка на отдельные органы и сис­темы человека, эмоциональное состояние и т. п. Динамика работоспособ­ности является интегральным показателем, содержащим информацию о том, как меняется производительность труда и развивается утомление за определенные периоды времени.

Формы труда при различных видах трудовой деятельности

Умственный и физический труд как основные формы труда редко представлены в “чистом” виде. Чаще имеет место смешанный труд с пре­обладанием того или другого. При этом соотношение умственного и физи­ческого труда даже в рамках одной профессии может меняться в зависимо­сти от выполняемой функции, занимаемой должности, времени года. На­пример, представители многих инженерных профессий во время проект­ных работ, при монтаже и наладке заняты преимущественно умственным трудом, а при технологических осмотрах цехов, полевых испытаниях обо­рудования, ремонте испытывают значительные физические нагрузки.

Сами по себе формы труда также различаются по степени тяжести. С учетом преобладания умственного или физического труда и его тяжести разработана классификация профессий, в которой все виды трудовой дея­тельности разделены на четыре группы. Данная классификация находит применение при подборе средств ППФП.

Первая группа профессий включает однообразные, монотонные операции с небольшими физическими усилиями и малой подвижностью. Это в основном работа на поточно-конвейерных линиях, в области контро­ля автоматизированных процессов и обслуживания электронной техники.

Вторая группа профессий сочетает элементы умственного и физи­ческого труда. Работа сопровождается разнообразными движениями при умеренных физических усилиях. Многие трудовые операции выполняются стоя и в движении. К этой группе относится труд большинства инженерно- технических работников, специалистов сельского хозяйства, медицинских работников, в частности, хирургов, преподавателей физической культуры и т. д. Данная группа профессий имеет особое значение, так как, во- первых, значительной части выпускников вузов предстоит заниматься именно умственным трудом с элементами физического, и, во-вторых, ре­шение задач ППФП в каждом конкретном случае из-за разнообразия тру­довой деятельности представляет определенную трудность.

Третья группа профессий объединяет работы, связанные преиму­щественно с физическим трудом, отличающимся большими физическими усилиями и высокой подвижностью. К этой группе относится большинство рабочих специальностей: строительные рабочие, основная масса сельско­хозяйственных рабочих и механизаторов, горнорабочие и др.

Четвертая группа профессий предполагает умственный или пре­имущественно умственный труд. Такие профессии требуют, как правило, большого психического напряжения при отсутствии или незначительной величине физических усилий и малой подвижности. Работа выполняется в положении сидя. Умственным трудом занимаются работники науки, педа­гоги, отдельные категории инженерно-технических работников (экономи­сты, проектировщики, программисты), руководители предприятий и орга­низаций и т. д.

Условия и режим труда при различных видах трудовой

Условия труда характеризуются перечисленными далее особенно­стями трудовой деятельности.

Микроклиматические условия’, работа в помещении, на открытом воздухе, под землей, под водой, на ограниченной опоре, на высоте, в замк­нутом пространстве; работа в специальной одежде, респираторе, скафанд­ре; температура, влажность, подвижность воздуха (ветер, сквозняки), ат­мосферное давление, освещённость.

Преимущественные рабочие позы: сидя, стоя, присев, со сменой положения; свободная поза (допускающая любые перемещения тела), вы­

нужденная, ограниченная (стесненная), неудобная, напряженная.

Зоны рабочего места: оптимальная зона (обеспечивающая сво­бодную рабочую позу), зона досягаемости.

Вредные воздействия: высокие и низкие значения температуры, недостаточная освещенность, вибрация, шум, запыленность, загазован­ность воздуха вредными химическими веществами, тепловые, электромаг­нитные и радиоактивные излучения, инфекции, постоянные вестибулярные раздражения.

По каждому из перечисленных условий дается качественная и, по возможности, количественная оценка (площадь помещения, скорость вет­ра, частота и амплитуда вибраций, концентрация вредных веществ в срав­нении с предельно допустимыми нормами и пр.), а также указывается про­должительность работы в данных условиях в течение рабочего дня.

Режим труда затрагивает следующие показатели трудовой деятель­ности: работа в дневное время, сменная работа (в две, три смены), продол­жительность рабочего дня и рабочей недели, строгая регламентация дли­тельности труда и отдыха или свободный график.

Условия и режим труда у представителей разных профессий значи­тельно отличаются. Например, трудовая деятельность специалистов хими­ческих предприятий нередко проходит в замкнутой рабочей зоне, при зага­зованности, преимущественно сидя. Весьма своеобразны условия работы инженеров атомных электростанций, металлургических производств, ра­ботников агропромышленного комплекса и ряда других профессий.

Характер труда при различных видах трудовой деятельности

Характер труда составляют перечисленные далее особенности тру­довой деятельности.

Приём, хранение и переработка информации: преобладающие виды сигналов (оптические, звуковые, тактильные или осязательные и др.), ощущения и восприятия (различных цветов, громкости и высоты звука, положения тела и отдельных его частей в пространстве), пороги ощуще­ний; свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключе­ние, распределение); наблюдения (исследующие, регулирующие, контро­лирующие); запоминание (непроизвольное, произвольное), наиболее зна­чимые виды памяти (образная, словесно-логическая, эмоциональная, дви­гательная, кратковременная, оперативная); виды мышления (практическое, образное, теоретическое).

Принятие решений: виды задач, требующие принятия решения (простые, сложные, нерискованные, рискованные, вероятностные), страте­гия выбора варианта решения (алгоритмическая, эвристическая), ситуация

принятия решения (нормальная, экстремальная).

Двигательные действия: наиболее важные моторные акты (про­стые и сложные двигательные реакции, воздействия на орудия труда, ис­пользование ходьбы, бега, лазания в качестве вспомогательных элементов работы); стабильность двигательных действий; звенья тела, преимущест­венно участвующие в двигательных действиях (пальцы, кисть, вся рука, обе руки, ноги, туловище); количество и длительность двигательных дей­ствий, характер движений (мелкие, крупные), структура движений (цикли­ческие, ациклические, смешанные), тип движений (ударные, нажимные, толкающие, подъемные, графические); пространственные, временные, пространственно-временные, силовые параметры движений (траектория, амплитуда, темп, ритм, скорость, величина мышечных усилий), требования к дифференцированию параметров движений с заданной точностью; ос­новные физические качества, необходимые для выполнения двигательных действий.

Нагрузка на отдельные органы и функциональные системы: ор­ганы и системы, испытывающие при работе наибольшую нагрузку; основ­ные группы мышц, вовлеченные в работу, режим работы мышц.

Эмоциональное состояние: возбуждение, напряжение, стресс, (связан с временным снижением внимания, памяти, ухудшением коорди­нации).

Психологические трудности: наличие риска, опасностей в рабо­те; экстремальные ситуации, требующие выдержки и самообладания; фи­зические и психические перенапряжения, сопровождаемые проявлением настойчивости и упорства.

Тяжесть работы: нагрузка адекватна физическим и психическим возможностям человека (показатели функционирования систем организма к концу работы не снижаются или снижаются незначительно, производи­тельность труда высокая, травматизм отсутствует, профессиональные за­болевания не отмечаются); нагрузка вызывает значительное утомление (физические показатели заметно меняются, производительность труда па­дает, встречаются случаи травматизма, заболеваемость с временной нетру­доспособностью превышает средний уровень); нагрузка превышает воз­можности человека (возникают предпатологические и патологические со­стояния, имеют место ошибки в работе и аварии, приводящие к травмам, с течением времени развиваются хронические и профессиональные заболе­вания).

Изучение характера труда при различных видах трудовой деятельно­сти имеет свою специфику. В частности, для представителей умственного труда более существенны данные о приеме, хранении и переработке ин­формации, принятии решений, эмоциональном состоянии. Для представи­телей физического и смешанного труда важны сведения о двигательных

действиях, нагрузке на отдельные органы и функциональные системы, о психологических трудностях. Совокупным показателем, характеризующим все профессии, служит тяжесть работы.

Динамика работоспособности при различных видах трудовой деятельности

О динамике работоспособности можно судить по изменению физи­ческого и психического состояния человека, а также эффективности тру­довой деятельности на протяжении рабочего дня, недели, года.

На протяжении рабочего дня фиксируются: скорость врабатывания и успешность трудовых операций в начале работы; степень утомления в те­чение дня (небольшая, средняя, большая), форма утомления (физическое, умственное, смешанное), вид утомления (локальное утомление отдельных групп мышц, анализаторов, общее утомление); наступление утомления и снижение эффективности труда по часам работы; скорость восстановления в перерывах и после работы; состояние перед началом работы на следую­щий день (хорошее, среднее, недостаточное восстановление).

На протяжении рабочей недели фиксируются: степень, форма и вид утомления; день недели, на который падает наибольшее утомление и сни­жение эффективности труда; восстановление за выходные дни (полное, неполное).

На протяжении года фиксируются: степень, форма и вид утомления; месяц, на который падает наибольшее утомление и снижение эффективно­сти труда; восстановление за время отдыха (отпуска).

Об утомлении во время работы свидетельствуют субъективные и объективные признаки. Одним из субъективных признаков является ощущение усталости, хотя оно ие всегда соответствует наступлению утом­ления как по времени, так и по степени его проявления. К внешним объек­тивным признакам утомления относятся изменение окраски кожи, частоты дыхания, потливость и др. Например, при физическом труде средней сте­пени утомления соответствует покраснение кожи, сильная потливость го­ловы и туловища, учащение дыхание и периодическое дыхание ртом, не­уверенные движения и усиленные колебания туловища при ходьбе, неточ­ность и ошибки при выполнении трудовых операций, жалобы на сердце­биение и одышку. При умственном труде средней степени утомления со­ответствует рассеянное внимание и частые отвлечения, смеиа поз, поворо­ты головы, облокачиваиие, поддержание головы руками, неуверенные и замедленные движения, слабый интерес к новому материалу, отсутствие вопросов. Объективными признаками утомления служат также изменение ЧСС, артериального давления и т.п.

С целью определения эффективности труда отмечается величина вы­

работки, время, затрачиваемое на отдельные операции, качество работы.

Динамика работоспособности позволяет уточнить место тех или иных средств ППФП в режиме труда и отдыха.

Методы оценки профессионально-важных физических и психических качеств

Профессиограмма дает общее представление об особенностях трудо­вой деятельности, в частности, о профессионально-важных физических и психических качествах. Однако у каждого человека изначально свой уро­вень развития таких качеств, что накладывает отпечаток на содержание и объем применяемых средств ППФП. Из этого вытекает, что оценка про­фессионально-важных физических качеств является одной из задач при разработке методики ППФП.

Для оценки необходимых в работе физических качеств и связанного с ними состояния функциональных систем организма могут быть исполь­зованы описанные ранее методы. Наибольшее применение находят проба с приседаниями и расчётом индекса Руфье, Гарвардский степ-тест, проба Штанге, проба Ромберга, тест Купера, определение высоты прыжка по способу Абалакова, подтягивание на перекладине и поднимание туловища из положения лежа на спине, кистевая динамометрия, измерение точности воспроизведения усилия, “эстафетный” тест. Кроме перечисленных, боль­шое значение для определения профессиональных возможностей человека имеют дополнительные методы оценки способности к сохранению равно­весия, от которой зависит проявление ловкости, методы оценки свойств внимания и методы оценки отдельных волевых качеств.

Оценка способности к сохранению равновесия производится по­средством определения устойчивости после совершения кувырков. Вы­полняются 5 кувырков вперед за 10 с. Если после кувырков наблюдается уверенное сохранение основной стойки, то способность к сохранению рав­новесия отличная; неустойчивость и схождение с места иа 1 шаг – хоро­шая; неустойчивость и схождение с места на 2 шага – удовлетворительная; более значительное отклонение и падение – неудовлетворительная.

Для оценки объема внимания применяется тест Шульте. Он заклю­чается в возможно быстром отыскании и показе натурального ряда чисел от 1 до 25 в квадрате 5х5клеток, в котором цифры расположены в беспо­рядке. Если задание выполняется менее, чем за 34 с, то объем внимания отличный, 34-42 – хороший, 43-58 – удовлетворительный, больше 58 – плохой.

Для оценки устойчивости внимания применяется тот же тест, но выполняемый несколько раз, причем каждый раз с новым вариантом чи­сел. Используется также обратный счет. Двигательные задержки (даже ес­

ли они компенсируются последующим увеличением темпа), “беганье” гла­зами по квадрату указывают на снижение устойчивости внимания.

Оценка переключения внимания осуществляется в процессе сле­дующего задания. Необходимо дважды пройти по рейкам перевернутых гимнастических скамеек, поставленных одна за другой, и вслух произво­дить умножение на 6 чисел от 1 до 10 при прохождении в одну сторону и на 7 — в обратную. Поворот делается на полу. Под каждый счет из одной руки в другую перебрасывается баскетбольный мяч. Расстояние между кистями вытянутых рук 1 м. Измеряется время выполнения задания. За ка­ждую ошибку в умножении или за потерю равновесия прибавляется 1 с. Если результат составляет менее 13 с, то переключение внимания отлич­ное, 13-15-хорошее, 16-18-удовлетворительное.

Наряду с другими волевыми качествами особое значение для многих профессий имеют смелость и решительность. Одним из наиболее про­стых методов оценки этих качеств является поочередное выполнение уп­ражнений на низкой и высокой опорах (гимнастических бревнах разной высоты). Вначале нужно пройти вперед и назад (спиной вперед) по низко расположенному бревну с одновременными движениями, требующими проявления координации (одно движение на каждый шаг), затем повторить то же на бревне высотой 1,5 м (со страховкой). Если упражнение выполня­ется на высоком бревне так же, как и на низком, сохраняется уверенность и точность движений, то смелость и решительность оцениваются на отлич­но; присутствует некоторая неуверенность и 1-2 ошибки – хорошо; наблю­даются признаки робости и 2-4 ошибки – удовлетворительно; наблюдается робость, ведущая к искажению упражнения – неудовлетворительно; уп­ражнение не выполняется, происходит падение или отказ от прохождения спиной вперед – очень плохо.

Содержание профессионально-прикладной физической подготовки специалистов определенного профиля

Особенности трудовой деятельности и подбор средств ППФП могут быть рассмотрены на примере такой распространенной инженерной про­фессии, как инженер-электрик. Подготовка инженеров-электриков осу­ществляется по ряду специальностей, в том числе связанных с монтажом и эксплуатацией систем электроснабжения. В результате комплексных ис­следований, проведенных в технических и других вузах, в частности, Санкт-Петербургском государственном аграрном университете, получены данные, позволившие составить профессиограмму для специалистов вы­бранного профиля. Она содержит краткое описание формы, условий, ре­жима, характера труда и динамики работоспособности.

По форме труд инженера-электрика, специализирующегося на мон­

таже и эксплуатации систем электроснабжения, относится к смешанному труду с преобладанием умственного.

Условия труда весьма разнообразны. Работа производится в поме­щении и на открытом воздухе. Время нахождения на открытом воздухе в течение рабочего дня составляет летом в среднем 3-4 ч, зимой – 1 -2 ч. Час­то работа выполняется на высоте с передвижением на ограниченной опоре, сопровождается ветром и сквозняками. Освещенность, как правило, доста­точная. Преимущественные рабочие позы стоя, присев и со сменой поло­жения, иногда напряженные. На рабочем месте трудовые операции осуще­ствляются в зоне досягаемости. К вредным воздействиям относятся высо­кие и низкие температуры, резкие перепады температур, мощные электро­магнитные поля. Режим труда – как в одну смену в дневное время, так и в несколько смен со стандартной продолжительностью рабочего дня.

Характер труда заключается в следующем. Преобладают оптические и тактильные сигналы. Получение информации (кроме словесной) проис­ходит преимущественно за счет зрительного восприятия (показаний при­боров, сигнальных устройств и т. п.), двигательных ощущений, возникаю­щих при выполнении операций руками. Имеют место регулирующие и контролирующие наблюдения. Наиболее значимы все свойства внимания и оперативная память. Встречаются задачи с известным алгоритмом реше­ния. Основные моторные акты связаны с монтажом, регулированием и управлением техническими системами. Они сопряжены с преодолением за день расстояния порядка 3-4 км, а иногда до 15 км. Двигательные действия относительно стабильны, в них задействованы, в первую очередь, руки и спинной отдел туловища. Много циклических движений с небольшой ам­плитудой, малыми и средними мышечными усилиями, а также движений по переноске небольших грузов. Требования к способности дифференци­ровать пространственные параметры движений высокие. Для выполнения двигательных действий необходимы общая выносливость, статическая си­ловая выносливость основных мышечных групп, ловкость, быстрота реак­ции. Наибольшая физическая нагрузка падает на опорно-двигательный ап­парат (мышцы рук и ног, мышцы разгибатели туловища), сердечно­сосудистую систему, зрительный и вестибулярный анализаторы. Режим работы мышц комбинированный. Работа часто происходит на фоне эмо­ционального напряжения, вызванного психологическими трудностями, что требует проявления выдержки и самообладания, смелости и решительно­сти. Как правило, нагрузка адекватна возможностям работающих. В ред­ких случаях наблюдаются признаки значительного общего утомления. Из заболеваний наиболее распространены простудные, радикулит, гиперто­ния. Встречающиеся виды производственных травм – поражения электри­ческим током.

Динамика работоспособности при односменном режиме работы вы­ражается в довольно длительном периоде врабатывания (около 2 ч), сред­ней степени умственного утомления в течение дня, средней и большой степени общего физического утомления, снижении показателей труда к 4- 5 ч работы. Отдых на 5-й час работы пассивный, восстановление неполное. В первую половину недели работоспособность меняется мало, во вторую постепенно снижается.

Для оценки профессионально-важных физических качеств и состоя­ния функциональных систем, указанных в профессиограмме, могут быть использованы Гарвардский степ-тест, проба Ромберга, тест Купера, кисте­вая динамометрия, подтягивание на перекладине, “эстафетный” тест; для оценки психических качеств – тесты на объем, устойчивость и переключе­ние внимания.

Требованиям ППФП специалистов данного профиля отвечают ряд прикладных физических упражнений и элементов разных видов спорта.

Упражнения для развития общей выносливости: длительный бег, пе­редвижение на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля. Упражнения выполняются равномерным методом от 30 мин до 2 ч при ЧСС 130-150 уд/мин.

Упражнения для развития статической силовой выносливости ос­новных мышечных групп и динамической силовой выносливости мышц туловища и верхних конечностей: приседы и полу-приседы на правой и ле­вой ноге, равновесия на одной ноге, на колене, с наклонами; мост на пра­вой и левой руке, ноге, на предплечьях; стойки на лопатках, груди, пред­плечьях, голове, руках; вис углом; поднимание туловища лежа на бедрах на гимнастическом коне лицом вниз; отжимание на брусьях; лазание по канату с помощью и без помощи ног; упражнения со скакалкой и гантеля­ми (жим, разведение рук, тяга стоя, лежа и в наклоне), выполняемые с отя­гощением 30 % от максимального; борьба в стойке и партере.

Упражнения для развития ловкости с акцентированным воздействи­ем на вестибулярный аппарат: жонглирование двумя мячами, стоя на на­бивных мячах; кувырки в сочетании с прыжками и поворотами вокруг вер­тикальной оси; приставные шаги с наклонами и поворотами налево и на­право; ходьба и бег с дополнительными движениями на повышенной опоре (скамейке, столбиках); ведение баскетбольного мяча поочередно правой и левой рукой, со сменой направления движения, с закрытыми глазами.

Упражнения для развития быстроты: бег со стартом из различных положений по звуковому и световому сигналу; бег с рывками и остановка­ми по сигналам разных цветов; ловля и передача мяча на месте и в движе­нии, 2-3 мячей одновременно; броски теннисного мяча в стенку и ловля его пальцами рук; игра в баскетбол, волейбол, футбол, теннис по обычным и упрощенным правилам. Упражнения с мячом способствуют также со­вершенствованию объема, устойчивости и других свойств внимания.

Многие из приведенных упражнений, например, равновесия, жонг­лирование, формируют выдержку и самообладание, а борцовские поедин­ки или передвижение на повышенной опоре – смелость и решительность.

В качестве прикладных видов спорта могут выступать гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры. Эти виды спорта обес­печивают не только развитие необходимых прикладных физических ка­честв, но и освоение прикладных умений и навыков, в частности, навыка быстрой ходьбы с минимальными затратами энергии при передвижении на большие расстояния.

Естественные силы природы и гигиенические факторы помогают противостоять таким имеющимся неблагоприятным воздействиям внеш­ней среды, как резкие перепады температуры. В этом отношении эффекти­вен так называемый метод интерменирующих температур: занятие физиче­скими упражнениями начинается в зале при температуре 20-22°С с повы­шенной интенсивностью, затем быстро переносится на открытый воздух и проводится при температуре 5-10°С и ниже с небольшой интенсивностью. Возможно несколько переходов.

Приведенные средства ППФП следует использовать при подготовке к трудовой деятельности. Вместе с тем, специально подобранные физиче­ские упражнения должны быть включены непосредственно в режим труда и отдыха для ускорения процесса врабатывания, поддержания высокой ра­ботоспособности в середине рабочего дня и во второй половине недели.

Рекомендуемые материалы

Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

а) системность б) целостность в) практичность г) научность и современность д) эффективность.

Важной составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

Психограмма — важнейшая часть профессиограммы — характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяются целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.

Для составления психограммы используются следующие источники информации: документы (инструкции, положения, хронометражные таблицы, описания), устные и письменные опросы работников, в том числе анкеты, личные наблюдения, лабораторные и естественные эксперименты, данные «пилотажных» (пробных, целевых) исследований, эргономические исследования на рабочих местах (киноциклография, электроокулография, телеметрия физиологических параметров, электроэнцефалография, телехронорефлексометрия) и др.

При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, — в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности.

Профессионализм характеризует свойство некоторых людей выполнять свою работу на высоком уровне – систематически, эффективно и надежно. Человек может приобрести профессионализм в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, а может и не приобрести профессионализма, а лишь «числиться» профессионалом. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.

Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Само формирование человеческой личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Профессиональную компетентность определяют как интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками. В тоже время, профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, ПВК, психологическую готовность.

Маркова А.К. различает следующие виды профессиональной компетентности:

Вам также может быть полезна лекция “Управление рисками и антикризисное управление”.

– специальная компетентность – «владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие» (27, 34 с.);

– социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также «принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда» (27, 34 с.);

– личностная компетентность – «владение приемами личностного самовыражения и саморазвития средствами противостояния профессиональной деформации личности» (27, 34 с.);

– индивидуальная компетентность – «владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, без усталости» (27, 35 с.).

Названные виды компетентности означают, по мнению автора, зрелость человека в профессиональной деятельности, в его профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности. Каждый из видов компетентности включает в себя и общие межпрофессиональные компоненты.

Так специальная компетентность характеризуется: способностью к планированию производственных процессов, умением работать с компьютером, с оргтехникой, чтением технической документации. Личностная компетентность включает: способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения, способность находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения. Индивидуальная компетентность включает в себя такие межпрофессиональные компоненты как: мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм.

Понятие о профессиограмме и психограмме. Профессионализм и профессиональная компетенция.

Профе́ссиогра́мма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Помимо вышеперечисленного, профессиограммы зачастую используют при разработке антикризисной кадровой политики.

Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.

Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

– требования к должностным обязанностям работника;

– требования к рабочему месту;

– возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;

– варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.

По работе:  Вакансии и работа на металлургическом заводе в Касимове

Оставьте комментарий