Работа с людьми с ограниченными возможностями и людьми с ограниченными возможностями и 3.3. Социальная работа с людьми с ограниченными возможностями

Работа с людьми с ограниченными возможностями и людьми с ограниченными возможностями и 3.3. Социальная работа с людьми с ограниченными возможностями

Социальная работа с инвалидами направлена на медицинское лечение, приобщение лиц с инвалидностью к общественным благам и адаптацию в социуме. Это сфера деятельности специализированных учреждений и соцработников, оказывающих услуги незащищенным членам общества, в том числе инвалидам.

Актуальность
данной работы объясняется тем, что
работа с инвалидами относится к категории
сложнейших вопросов в социальной
работе. Проблема социальной адаптации
инвалидов – проблема приспособленности
инвалидов к полноценной жизни в обществе
здоровых людей приобрела в последнее
время особую важность. Это связано с
тем, что в новом тысячелетии стали
существенно меняться подходы к людям,
которые по воле судьбы родились или
стали инвалидами. Профессиональная
сфера социальной работы возникла в мире
около 100 лет назад, а у нас в стране — с
1991 г. Вопросы медико-социальной и трудовой
реабилитации людей с ограниченными
возможностями невозможно решить без
участия социальных работников и
специалистов в области социальной
работы. В Российской Федерации как
минимум свыше 8 млн. человек официально
признаны инвалидами. В перспективе
ожидается дальнейший рост числа этой
категории населения, в том числе и в
долевом выражении”. (18. – С.147).

Несмотря
на рост числа инвалидов в России еще
ничтожно мало учреждений, которые ведут
работу по оказанию им социальной,
социально-медицинской, материальной,
социальной и другой помощи. Одной из
важнейших проблем инвалидов является
их не включенность в общественное
производство, так как только часть
регионов активно занимается открытием
рабочих мест, что негативно сказывается
на их материальном положении и
психологическом состоянии. В последнее
время специалисты разных профессиональных
направлений ведут разработку технологии
социального, социально-медицинского,
социально-психологического сопровождения
инвалидов. Идет активное обсуждение
опыта работы ведущих социально-реабилитационных
центров в специальных журналах, на
конференциях и других научно-практических
форумах. Однако, до сих пор существует
необходимость постоянного и
целенаправленного изучения проблем
инвалидов как на государственном, так
и региональном уровне, в том числе и
университетском. Инвалид в России
сталкивается также с такими проблемами
как одиночество, так как их общение
ограничивается рамками родительской
семьи или ближайших родственников,
невозможность продолжить обучение и
другое. Государство, обеспечивая
социальную защищенность инвалидов,
призвано создавать им необходимые
условия для индивидуального развития,
реализации творческих и производственных
возможностей и способностей путем учета
их потребностей в соответствующих
государственных программах, предоставления
социальной помощи в предусмотренных
законодательством видах в целях
устранения препятствий в реализации
инвалидами прав на охрану здоровья,
труд, образование и профессиональную
подготовку, жилищных и иных
социально-экономических прав. Сегодня
инвалиды относятся к наиболее социально
незащищенным категориям населения.
Наиболее актуальными задачами социальной
политики в отношении инвалидов являются
обеспечение им равных со всеми другими
гражданами Российской Федерации
возможностей в реализации прав и свобод,
устранение ограничений в их
жизнедеятельности, создание благоприятных
условий, позволяющих инвалидам вести
полноценный образ жизни, активно
участвовать в экономической, социальной
и политической жизни общества, выполнять
свои гражданские обязанности.

По работе:  Ищете подработку? Откройте для себя рынок труда Кокошкинос

Объектом
исследования курсовой работы является
социальная работа с инвалидами. Предметом
– проблемы социальной работы с
инвалидами. Цель данной работы: Изучить
проблемы социальной работы с инвалидами.

Исходя,
из поставленной цели, ставлю перед собой
следующие задачи:

  • Изучить
    механизм
    реализации государственной политики
    в отношении инвалидов;
  • Изучить
    нормативно-правовую базу по работе с
    инвалидами;
  • Обозначить
    основные принципы работы с инвалидами;
  • Рассмотреть
    особенности
    работы с инвалидами в социальной среде;
  • Обосновать
    психологический аспект в работе с
    инвалидами;
  • Изучить
    основное
    содержание и виды реабилитации инвалидов.

Методы
исследования: анализ литературы и
документов, обобщающих опыт работы
центров социального обслуживания с
инвалидами. В данной курсовой работе
использовались труды учёных: Е.И.
Холостовой, М.Э. Бочко; П.В. Павленок;
Н.Ф. Дементьевой, Б.А. Долгаева и других.

Библиографическое описание

Туманова, А. Д. Социальная работа с инвалидами / А. Д. Туманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94439/ (дата обращения: 10.02.2023).

В данной статье автор раскрывает сущность определения терминов «инвалид» и «инвалидность», приводит факторы социальной работы с инвалидами и их социального развития и социальной реабилитации.

Ключевые слова:

инвалид, инвалидность, социальная работа.

Сегодня по разным подсчетам, в среднем каждый десятый житель в развитых и развивающихся странах имеет те или иные ограничения здоровья. Градация конкретных видов ограничений здоровья зависит от национального законодательства. Следовательно, статистика по численности инвалидов и их доля в населении разных стран могут отличаться.

В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается развернутое определение инвалидности: «Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Инвалидность у людей обуславливается ограничением жизнедеятельности, выражаемым в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью, и т. д., и т. п.

Каждый человек, в том числе и инвалиды, вправе получать и иметь социальную поддержку. Современная профессиональная социальная работа с инвалидами основывается на понимании инвалидности не как патологического состояния, а как процесса ограничения возможностей, при котором наблюдаются нарушения жизнедеятельных функций человеческого организма, затормаживающие либо снижающие его жизненную активность и социальную деятельность. Основными причинами ограниченных возможностей могут стать недостаток или несовершенство образовательных программ, медицинских и социальных услуг, необходимых конкретному ребенку, подростку, взрослому человеку.

Миссия социальной работы состоит в том, чтобы люди были в состоянии реализовать свой потенциал, вести полную, насыщенную жизнь; чтобы предотвратить дисфункции социальных отношений и всесторонне помочь человеку развиваться в социальном, общественном и личностном плане.

В социальном обслуживании инвалидов необходимо применять принцип партнерства, который позволяет в полной мере опираться на мнение, возможности и позиции самих клиентов и их окружения. Благодаря данному принципу, выстраиваются не только доверительные отношения между социальным работником и инвалидом, но и значительно многосторонне укрепляется и развивается процесс взаимодействия, заключённый в совместной работе над личностным и социальным потенциалом человека с ОВЗ.

Социальному работнику в работе с людьми с ОВЗ необходимо оценивать ситуацию с учетом мнений самих инвалидов; избегать всевозможных предположений о том, как чувствуют себя инвалиды, т. к. лучше всего будет узнать о самочувствии у них самих; консультироваться с инвалидами и их организациями по проблемам, влияющим на жизнь и здоровье самих инвалидов.

По функциям социальной работы с инвалидами социальные работники используют следующие технологии, которые можно рассмотреть на рисунке № 1:

Работа с людьми с ограниченными возможностями и людьми с ограниченными возможностями и 3.3. Социальная работа с людьми с ограниченными возможностями

Рис. 1. Схема с перечнем функциональных технологий социальной работы с инвалидами

Также с каждым годом разрабатываются и развиваются отдельные технологии по областям применения в социальной работе с инвалидами, такие, как (см. на рисунке № 2):

Работа с людьми с ограниченными возможностями и людьми с ограниченными возможностями и 3.3. Социальная работа с людьми с ограниченными возможностями

Рис.2. Схема с перечнем технологий по областям применения социальной работы с инвалидами

Более пристальное внимание в социальной работе уделяется технологиям социальной реабилитации, включающие в себя совокупность разносторонних приемов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребенка (и человека в целом) с инвалидностью. Рассмотрим основные технологические задачи реабилитации детей-инвалидов, включенных в реабилитационную деятельность:

  • Социально-средовые задачи (адаптация и реадаптация в социуме);
  • Социально-педагогические задачи (обучение и воспитание в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями организма инвалида);
  • Социально-психологические задачи (психологические диагностики, коррекции, профилактики в соответствии с состоянием и ограничениями здоровья инвалида);
  • Социокультурные задачи (приобщение инвалида к культурным областям общества, знакомство инвалида с культурно-направленными мероприятиями, обеспечение благоприятного взаимодействия инвалида с культурой социума);
  • Социально-бытовые задачи;
  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

В перечисленные задачи входят соответствующие им методы и приёмы, осуществляемые в социальной работе с инвалидами (терапии, коррекционно-развивающие занятия, организация творческих кружков и др.).

Каждый инвалид включён в определённые системы взаимоотношений — микросистемы, экзосистемы, мезосистемы и макросистемы.

Ниже на рис. 3 описывается соответствующий системный подход в работе с инвалидами.

Работа с людьми с ограниченными возможностями и людьми с ограниченными возможностями и 3.3. Социальная работа с людьми с ограниченными возможностями

Рис. 3. Системный подход в работе с инвалидами

Вопросы медико-социальной, социально-психологической, социально-педагогической, трудовой реабилитации людей с ОВЗ невозможно решить без участия социальных работников. Социальный работник выступает посредником между конкретным человеком, нуждающимся в каком-либо виде помощи, его семьей, другими специалистами, учреждениями и обществом в целом. В этой профессии объединены функции адвоката, социального терапевта и координатора услуг, необходимых ребенку, взрослому человеку или всей его семье, как основной и неотъемлемой составляющей его жизни, здоровья, социального и личностного развития.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, инвалид, социальный работник, взрослый человек, задача, социальная реабилитация.

Проведение социальной работы с инвалидами

Социальная работа как деятельность ставит двойную цель: удовлетворение потребностей нуждающегося (инвалида) и поддержание стабильности в социуме. В идеале должен находиться разумный компромисс между обеими задачами.

Услуги социального обслуживания предоставляют организации и службы. По форме организации они делятся на 2 основных вида:

  • Государственные учреждения (федеральные и региональные);
  • Муниципальные организации.

По сфере деятельности выделяют следующие виды организаций:

  • Организации для стационарного обслуживания инвалидов: пансионаты, дома-интернаты, специализированные санатории, реабилитационные центры;
  • Заведения полустационарного и надомного типа: амбулаторные центры, отделения дневного пребывания, территориальные центры обслуживания населения, отделения соцпомощи на дому, службы срочной помощи;
  • Организации, обслуживающие транспортные потребности: спецтакси, аренда транспортных средств;
  • Организации, обеспечивающие инвалидов предметами первой необходимости (сети спецмагазинов и пунктов проката);
  • Организации по бытовому обслуживанию лиц с инвалидностью (ремонт обуви, парикмахерские, прачечные, библиотеки и т. д.);
  • Образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями: спецшколы, спецклассы в общеобразовательных школах;
  • Предприятия и организации, нанимающие лиц с ограниченными возможностями — от специальных подразделений службы занятости до отдельных организаций со спецотделами.

Для получения помощи нуждающийся обращается в орган соцзащиты или МФЦ с заявлением на оказание услуг. Заявление рассматривается в срок до 5 рабочих дней комиссией, выносящей вердикт о согласии или отказе. Затем в срок до 10 дней МСЭ составляет индивидуальную программу для обратившегося и список рекомендованных исполнителей.

Далее инвалид вправе обратиться в одно из конкретных учреждений и заключить соглашение на предоставление социальных услуг. Срок заключения — не дольше 1 дня с момента обращения.

Договор может предусматривать платное или бесплатное оказание услуг. Если они оказываются платно, то финансирование может осуществляться:

  • За счет государства или муниципалитета;
  • Благотворительных взносов;
  • Средств исполнителя от сопутствующей предпринимательской деятельности;
  • Частично или полностью за счет нуждающегося лица.

Инвалид вправе лично или от лица представителя отказаться от услуг, разорвав соглашение. Для этого получатель должен обратиться к администрации заведения с заявлением на расторжение заключенного договора.

Список конкретных услуг, порядок предоставления и сроки оказания определяются договором, заключаемым между инвалидом (или его опекуном) и руководством исполнителя услуг. Кроме того, список услуг зависит от индивидуальной программы реабилитации, составляемой МСЭ при содействии исполнителя услуг. Споры, касающиеся качества, порядка оказания услуг, иных положений договора разрешаются в судебном порядке.

Исключением из правил является срочная работа, когда услуги предоставляются неотложно из-за бедственного положения нуждающегося. В такой ситуации заключение договора не требуется.

Адресную работу с лицом с ограниченными возможностями проводит соцработник государственного или муниципального учреждения. Поэтому от его ответственности, профессиональных и моральных качеств зависит успешность проведенной социальной работы, а следовательно — качество жизни инвалида.

1 Понятие инвалидности и ее виды

Термин
«инвалид» восходит к латинскому корню
(volid
– «действенный, полноценный, могущий»)
и в буквальном переводе может означать
«непригодный», «неполноценный». В
российском словоупотреблении, начиная
со времен Петра I,
такое название получали военнослужащие,
которые вследствие заболевания, ранения
или увечья были неспособны нести
воинскую службу и которых направляли
для дослуживания на штатские должности.
Характерно, что в Западной Европе данное
слово имело такой же оттенок, то есть
относилось в первую очередь к увеченным
воинам. Со второй половины ХIХ
в. термин распространяется и на штатских
лиц, также ставших жертвами войны, –
развитие вооружений и расширение
масштабов войн все более подвергали
мирное население всем опасностям военных
конфликтов. Наконец, после Второй мировой
войны в русле общего движения по
формулированию и защите прав человека
в целом и отдельных категориях населения
в частности происходит формирование
понятия «инвалид», относящегося ко всем
лицам имеющим физические, психические
или интеллектуальные ограничения
жизнедеятельности.

В
соответствии с Федеральным законом от
24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации”,
инвалид – лицо, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или
дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее
необходимость его социальной защиты.
(8).

Ограничение
жизнедеятельности лица выражается в
полной или частичной утрате им способности
осуществлять самообслуживание,
передвижение, ориентацию, общение,
контроль за своим поведением, а также
заниматься трудовой деятельностью.
(17. – С.87).

Сегодня
инвалиды относятся к наиболее социально
незащищённой категории населения. Их
доход значительно ниже среднего, а
потребности в медицинском и социальном
обслуживании намного выше. Они в меньшей
степени имеют возможности получить
образование, не могут заниматься трудовой
деятельностью. Большинство из них не
имеет семьи и не желает участвовать в
общественной жизни. Всё это говорит о
том, что инвалиды в нашем обществе
являются дискриминируемым и сегрегированным
меньшинством.

Все
инвалиды по разным основаниям делятся
на несколько групп:

  • По
    возрасту —
    дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.
  • По
    происхождению инвалидности:
    инвалиды с детства, инвалиды войны,
    инвалиды труда, инвалиды общего
    заболевания.
  • По
    степени трудоспособности:
    инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные,
    инвалиды I группы (нетрудоспособные),
    инвалиды II группы (временно нетрудоспособные
    или трудоспособные в ограниченных
    сферах), инвалиды II
    группы (трудоспособные в щадящих
    условиях труда).
  • По
    характеру заболевания
    инвалиды могут относиться к мобильным,
    маломобильным или неподвижным группам.

Государственные
структуры, неправительственные
организации и общественные объединения,
частные инициативы призваны не только
охранять здоровье населения и заниматься
профилактикой инвалидности, но и
создавать условия для реабилитации
инвалидов, их интеграции и реинтеграции
в общество и профессиональную деятельность.

Эффективным
механизмом реализации государственной
политики в решении проблем инвалидов
в Российской Федерации стали целевые
федеральные и региональные программы,
объединяющие усилия различных ведомств.
В 1994 г. начато финансирование программы
«Разработка и производство технических
средств реабилитации для обеспечения
инвалидов». Создана также федеральная
программа «Социальная поддержка
инвалидов». В рамках Федеральной
комплексной программы «Дети России»
предусмотрена программа «Дети-инвалиды».

Реализация
федеральных программ должна создать
условия, соответствующие требованиям
и нормам цивилизованного государства,
при которых инвалид, как и любой гражданин,
имеет возможность на равных условиях
получить образование, трудиться,
материально обеспечивать себя и иметь
доступ ко всем объектам социальной,
производственной и хозяйственной
инфраструктуры.

В
этих условиях основной задачей социальной
работы с инвалидами является объединение
усилий как государственных органов,
так и общественных и частных инициатив,
групп самопомощи для наиболее полного
удовлетворения потребностей данной
категории населения и самореализации
лиц с ограниченными возможностями.

Основными
социально-экономическими и
социально-демографическими показателями,
характеризующими положение инвалидов
в обществе, являются: участие в трудовой
и общественной деятельности, размеры
заработной платы и пенсии, уровень
потребления товаров длительного
пользования, жилищно-бытовые условия,
семейный статус, образование.

Ранее
основные усилия государства по повышению
уровня жизни инвалидов сводились
преимущественно к предоставлению
разного рода материальных льгот и
дотаций отдельным их категориям. Вместе
с тем существовала довольно развитая
система специализированных предприятий,
использующих труд инвалидов, которые,
однако, в условиях рыночной экономики
становятся неконкурентоспособными по
сравнению с коммерческими структурами.
Продолжение социальной политики в
отношении инвалидов в предоставлении
различных льгот представляется вряд
ли возможным в условиях бюджетного
дефицита, к тому же оно чревато и рядом
негативных последствий — противопоставление
здоровых и инвалидов (что, в свою очередь,
порождает негативное отношение к
последним), а также различных категорий
инвалидов друг другу; нежелание некоторых
инвалидов участвовать в реабилитационных
процессах в связи с иждивенческими
настроениями и ожиданием льгот и дотаций.

Развитию
социальной работы с инвалидами в целях
их интеграции должно способствовать
создание сети реабилитационных центров
для лиц с ограниченными возможностями,
где осуществлялись бы профориентация,
профобучение, консультирование по
психологическим, правовым и организационным
проблемам; предлагалась бы конкретная
помощь по обеспечению в трудоустройстве.
(18. – С.149).

Зарубежный
и отечественный опыт свидетельствует,
что социальную работу с лицами, имеющими
инвалидность, необходимо осуществлять
на основе и с учетом нормативно-правовой
базы документов мирового сообщества
(учредительные акты, декларации, пакты,
конвенции, рекомендации и резолюции
ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.),
законодательных актов Межпарламентской
Ассамблеи государств — участников СНГ,
законов и подзаконных актов Российской
Федерации.

К
основополагающим документам мирового
сообщества относятся Всемирная декларация
прав человека (1948 г.), Международный пакт
об экономических, социальных и культурных
правах (1966 г.), Декларация социального
прогресса и развития (1969 г.), Декларация
о правах инвалидов (1971 г.), Декларация о
правах умственно отсталых лиц (1971 г.).
Конвенция о правах ребенка (1989 г., особенно
ст. 23—27), Всемирная декларация об
обеспечении выживания, защиты и развития
детей (1990 г.), Конвенция и Рекомендация
о профессиональной реабилитации и
занятости инвалидов (1983 г.) и др.

Общей
основой и руководством для принятия
мер в национальном и международном
плане в области защиты прав инвалидов,
предупреждения инвалидности, вызванной
физическими и умственными ограничениями,
и оказания инвалидам помощи в развитии
их способностей в самых различных
областях деятельности, а также содействия
по включению их в нормальную жизнь
общества является Декларация о правах
инвалидов, принятая Генеральной
Ассамблеей ООН 9 декабря 1971 г.

Согласно
этой Декларации инвалид — это любое
лицо, которое не может самостоятельно
обеспечить полностью или частично
потребности нормальной личной или
социальной жизни в силу недостатка,
будь то врожденного или нет, его (ее)
физических или умственных возможностей.

В
соответствии с Декларацией инвалиды
имеют неотъемлемое право на уважение
их человеческого достоинства; несмотря
на происхождение, характер и серьезность
увечий или недостатков, имеют те же
основные права, что и их сограждане того
же возраста, т.е. в первую очередь право
на удовлетворительную жизнь, которая
должна быть как можно более нормальной
и полнокровной.

Особую
важность для социальных работников
имеет п. 5 Декларации, провозглашающий,
что инвалиды имеют право на меры,
предназначенные для того, чтобы дать
им возможность приобрести как можно
большую самостоятельность.

При
организации социальных служб для
инвалидов необходимо учитывать, что
они имеют право на экономическое и
социальное обеспечение и удовлетворительный
уровень жизни. При этом они имеют право
на медицинское, психическое или
функциональное лечение, включая
использование протезных и ортопедических
аппаратов, на восстановление здоровья
и положения в обществе, на образование,
ремесленную профессиональную подготовку
и восстановление трудоспособности,
помощь, консультации, услуги по
трудоустройству и другие виды обслуживания,
которые позволят им максимально проявить
свои возможности и способности и ускорят
процесс их социальной интеграции или
реинтеграции. Инвалиды имеют также
право жить в кругу своих семей или в
условиях, их заменяющих, и участвовать
во всех видах общественной деятельности,
связанных с творчеством или проведением
досуга. Если пребывание инвалида в
специальном учреждении является
необходимым, то среда и условия жизни
в нем должны как можно больше соответствовать
среде и условиям нормальной жизни лиц
его (ее) возраста.

В
целях привлечения внимания мировой
общественности к проблемам инвалидности
и изучения потенциальных возможностей
этой группы населения, а также изучения
возможностей наиболее полно реализовать
вклад инвалидов в процесс развития, с
1983 по 1992 гг. проводилось Международное
десятилетие инвалидов Организации
Объединенных Наций.

По
решению ООН 3 декабря считается
Международным днем инвалидов. (18. –
С.151).

В
российском законодательстве права
инвалидов зафиксированы в таких важнейших
документах, как Декларация прав и свобод
человека и гражданина, принятая Верховным
Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., Конституция
Российской Федерации, принятая всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г., Закон
Российской Федерации «О защите инвалидов
в Российской Федерации» от 20 июля 1995
г., Основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан,
принятые Верховным Советом Российской
Федерации 22 июля 1993 г., Указы Президента
Российской Федерации «О дополнительных
мерах государственной поддержки
инвалидов» и «О мерах по формированию
доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г.,
постановление Совета Министров
Правительства Российской Федерации «О
научном и информационном обеспечении
проблем инвалидности и инвалидов» от
5 апреля 1993 г. и др.

В
соответствии с Положением о Министерстве
социальной защиты населения Российской
Федерации, утвержденным постановлением
Совета Министров Правительства Российской
Федерации от 1 марта 1993 г., Минсоцзащиты
России:

  • осуществляет
    руководство врачебно-трудовой экспертизой
    и службой медико-социальной экспертизы
    и реабилитации инвалидов;
  • участвует
    в формировании государственной политики
    в области градостроительства,
    обеспечивающей доступность объектов
    инфраструктуры для инвалидов и
    престарелых граждан;
  • оказывает
    помощь общественным организациям
    инвалидов в создании рабочих мест для
    инвалидов и в их трудоустройстве;
  • содействует
    созданию и развитию специализированных
    предприятии по использованию труда
    инвалидов и пенсионеров, развитию
    надомных видов труда и других форм
    занятости;
  • способствует
    развитию физической культуры и
    спортивного движения инвалидов как
    этапа их социальной реабилитации;
  • определяет
    потребность и осуществляет заказы на
    производство специальных транспортных
    средств, приспособлений производственного
    и бытового характера, других технических
    средств реабилитации инвалидов и ухода
    за ними;
  • обеспечивает
    организацию протезно-ортопедической
    помощи населению;
  • содействует
    созданию и совершенствованию деятельности
    научно-исследовательских,
    конструкторско-технологических
    организаций, центров медико-социальной
    и профессиональной реабилитации
    инвалидов и иных организаций, учреждений
    и предприятий, осуществляющих функции
    социальной защиты населения.

В
соответствии с постановлением Совета
Министров Правительства Российской
Федерации от 23 июля 1993 г. в состав
Минсоцзащиты России входит Департамент
по делам инвалидов, функциональными
обязанностями которого являются:

  • разработка
    комплексной системы социальной защиты
    инвалидов, включая организацию
    реабилитации, прямой социальной помощи
    и поддержки инвалидов, а также проведение
    медико-социальной экспертизы;
  • координация
    деятельности государственных,
    общественных и иных организаций
    инвалидов, направленной на содействие
    активному участию инвалидов в жизни
    общества;
  • создание
    на государственной, благотворительной
    и попечительской основе сети служб
    реабилитации и социального обслуживания
    инвалидов;
  • подготовка
    предложений по совершенствованию
    действующего законодательства по
    вопросам социальной защиты инвалидов
    и деятельности их общественных
    организаций;
  • установление
    принципов организации служб
    медико-социальной экспертизы и
    реабилитации инвалидов и управление
    ими;
  • организация
    подготовки кадров в сфере социальной
    защиты инвалидов.

В
соответствии с Основами законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан медико-социальная экспертиза
устанавливает причину и группу
инвалидности, степень утраты
трудоспособности граждан, определяет
виды, объем и сроки проведения их
реабилитации и меры социальной защиты,
дает рекомендации по трудовому устройству
граждан. Медико-социальная экспертиза
проводится учреждениями медико-социальной
экспертизы системы социальной защиты
населения. Рекомендации медико-социальной
экспертизы по трудовому устройству
граждан являются обязательными для
администрации предприятий, учреждений,
организаций независимо от формы
собственности.

Группа
и причины инвалидности устанавливаются
в настоящее время в соответствии с
советским и российским законодательством.
Одно из основных нормативных актов в
этой области — Положение о врачебно-трудовых
экспертных комиссиях, утвержденное
постановлением Совета Министров РСФСР
и ВЦСПС от 9 апреля 1985 г. (в соответствии
с Основами законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан
врачебно-трудовая экспертиза преобразуется
в медико-социальную экспертизу).(7)

Врачебно-трудовые
экспертные комиссии (ВТЭК) проводят
свою работу по территориальному принципу,
и их основными задачами являются:

  • определение
    для инвалидов условий и видов труда,
    работ и профессий, доступных им по
    состоянию здоровья, а также условий и
    методов, при помощи которых нарушенная
    трудоспособность может быть восстановлена
    или повышена, проверка правильности
    использования труда инвалидов на работе
    в соответствии с заключениями комиссий;
  • содействие
    укреплению здоровья населения,
    предупреждению инвалидности;
  • изучение
    совместно с органами здравоохранения,
    администрацией предприятий, учреждений,
    организаций и профсоюзными организациями
    причин утраты трудоспособности и
    участие в разработке мероприятий по
    профилактике инвалидности и восстановлению
    трудоспособности.

В
зависимости от степени нарушения
здоровья человека, приводящего к полной
или значительной потере профессиональной
трудоспособности или существенным
затруднениям в жизни, выделяются три
группы инвалидности. В зависимости от
установленной группы, причины, а при
необходимости и времени наступления
инвалидности назначаются пенсии,
устанавливаются льготы, предоставляются
другие виды социального обеспечения и
обслуживания.

Первая
группа инвалидности устанавливается
для лиц с полной постоянной или длительной
потерей трудоспособности, нуждающихся
в постоянном уходе (помощи или надзоре),
в том числе и тех, которые могут быть
приспособлены к отдельным видам трудовой
деятельности в особо организованных
индивидуальных условиях (специальные
цехи, работа на дому и др.).

Вторая
группа инвалидности дается
при полной или длительной потере
трудоспособности лицам, не нуждающимся
в постоянной посторонней помощи, уходе
или надзоре, а также в тех случаях, когда
все виды труда на длительный период
противопоказаны из-за возможного
ухудшения течения заболевания (например,
при тяжелых хронических заболеваниях,
комбинированных значительных дефектах
верхних и нижних конечностей и других
повреждениях, значительной потере
зрения).

Третья
группа инвалидности устанавливается
при необходимости перевода лиц по
состоянию здоровья на менее квалифицированную
работу вследствие невозможности
продолжать работу по своей прежней
профессии (специальности); при необходимости
по состоянию здоровья значительных
изменений в условиях работы по своей
профессии, приводящих к сокращению
объема производственной деятельности;
при значительном ограничении возможности
трудового устройства лиц низкой
квалификации или ранее не работавших;
при анатомических дефектах или
деформациях, значительно затрудняющих
выполнение профессионального труда.

Поскольку
в результате лечения, а также под влиянием
благоприятных социальных факторов
степень утраты трудоспособности может
меняться, установлены сроки
переосвидетельствования инвалидов:
для инвалидов первой группы — один раз
в два года, для инвалидов второй и третьей
групп — один раз в год. Инвалидность,
обусловленная анатомическими дефектами
или необратимыми хроническими
заболеваниями в любом возрасте, а также
мужчинам старше 60 лет и женщинам старше
55 лет, устанавливается бессрочно.

При
определении группы инвалидности ВТЭК
всегда должна устанавливать причину
инвалидности, поскольку от причины
инвалидности во многих случаях зависит
право на пенсию, ее размер и различные
льготы.

В
соответствии с Методическими указаниями
по определению причин инвалидности,
утвержденными приказом Министерства
социального обеспечения РСФСР от 25
декабря 1986 г., ВТЭК устанавливает
следующие причины инвалидности:

  • общее
    заболевание;
  • трудовое
    увечье;
  • профессиональное
    заболевание;
  • инвалидность
    с детства;
  • ранение
    (контузия, увечье), полученные при защите
    СССР (РФ);
  • ранение
    (контузия, увечье), полученные при
    исполнении обязанностей военной службы;
  • заболевания,
    связанные с пребыванием на фронте;
  • увечье,
    полученное в результате несчастного
    случая, не связанного с исполнением
    обязанностей военной службы;
  • заболевание,
    не связанное с пребыванием на фронте
    (заболевание получено в период прохождения
    военной службы);

заболевание,
полученное при исполнении обязанностей
воинской службы.

Утверждены
также дополнительные инструкции,
рекомендации и положения о порядке
установления причинной связи инвалидности
у участников Великой Отечественной
войны; с пребыванием на фронте у лиц,
проходивших службу в составе Вооруженных
Сил СССР; а также воинов, выполнявших
интернациональный долг в Республике
Афганистан; лиц, утративших трудоспособность
вследствие стихийных бедствий или
катастроф; заболеваний, инвалидности
и смерти лицам, подвергшимся радиационным
воздействиям, что предусматривает
введение дополнительных льгот для
инвалидов по пенсионному обеспечению,
протезированию, медицинскому обслуживанию,
санаторно-курортному лечению, по труду,
обеспечению жилой площадью, проезду на
транспорте и др. Социальное обслуживание
инвалидов регулируется Федеральным
законом «О социальном обслуживании
граждан пожилого возрастал инвалидов»,
принятым Государственной Думой 17 мая
1995 г. Преамбула закона констатирует,
что социальное обслуживание является
одним из направлений деятельности по
социальной защите населения, устанавливает
экономические, социальные и правовые
гарантии для граждан пожилого возраста
и инвалидов, исходя из необходимости
утверждения принципов человеколюбия
и милосердия. (18. – С.136). Социальное
обслуживание представляет собой
деятельность по удовлетворению
потребностей граждан пожилого возраста
и инвалидов в социальных услугах.
Социальное обслуживание включает в
себя совокупность социальных услуг:
уход; организация питания; содействие
в получении медицинской, правовой,
социально-психологической и натуральных
видов помощи, в профессиональной
подготовке, трудоустройстве, организации
досуга; содействие в организации
ритуальных услуг и других услуг, которые
предоставляются гражданам пожилого
возраста и инвалидам на дому или в
учреждениях социального обслуживания
независимо от форм собственности.

Деятельность
в сфере социального обслуживания
строится на следующих принципах:

  • соблюдение
    прав человека и гражданина;
  • предоставление
    государственных гарантий в сфере
    социального обслуживания;
  • обеспечение
    равных возможностей в получении
    социальных услуг и их доступности для
    граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • преемственность
    всех видов социального обслуживания;
  • ориентация
    социального обслуживания на индивидуальные
    потребности граждан пожилого возраста
    и инвалидов;
  • приоритет
    мер по социальной адаптации граждан
    пожилого возраста и инвалидов;
  • ответственность
    органов государственной власти, органов
    местного самоуправления и учреждений,
    а также должностных лиц за обеспечение
    прав граждан пожилого возраста и
    инвалидов в сфере социального
    обслуживания.

Государство
гарантирует человеку возможность
получения социальных услуг на основе
принципа социальной справедливости
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места
жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям и других обстоятельств.

Право
на социальное обслуживание, осуществляемое
в государственном, муниципальном и
негосударственном секторах системы
социального обслуживания, имеют граждане
пожилого возраста (женщины старше 55
лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в
том числе дети-инвалиды), нуждающиеся
в постоянной или временной посторонней
помощи в связи с частичной или полной
утратой возможности самостоятельно
удовлетворять свои основные жизненные
потребности вследствие ограничения
способности к самообслуживанию и (или)
к передвижению.

Социальное
обслуживание осуществляется по решению
органов социальной защиты населения в
подведомственных им учреждениях либо
по договорам, заключаемым органами
социальной защиты с учреждениями
социального обслуживания иных форм
собственности.

При
получении социальных услуг граждане
пожилого возраста и инвалиды имеют
право на:

  • уважительное
    и гуманное отношение со стороны
    работников учреждений социального
    обслуживания;
  • выбор
    учреждения и формы социального
    обслуживания в порядке, установленном
    федеральным органом социальной защиты
    населения субъектов Российской
    Федерации;
  • информацию
    о своих правах, обязанностях и условиях
    оказания социальных услуг;
  • согласие
    на социальное обслуживание;
  • отказ
    от социального обслуживания;
  • конфиденциальность
    информации личного характера, ставшей
    известной работнику учреждения
    социального обслуживания при оказании
    социальных услуг;
  • защиту
    своих прав, в том числе в судебном
    порядке.

В
соответствии с указанным Федеральным
законом «О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов»
определяются следующие формы социального
обслуживания:

  • социальное
    обслуживание на дому, включая
    социально-медицинское обслуживание;
  • полустационарное
    социальное обслуживание в отделениях
    дневного (ночного) пребывания учреждений
    социального обслуживания;
  • стационарное
    социальное обслуживание в стационарных
    учреждениях социального обслуживания
    (домах-интернатах, пансионатах и других
    учреждениях социального обслуживания
    независимо от их наименования);
  • срочное
    социальное обслуживание в целях оказания
    неотложной помощи разового характера
    остро нуждающимся в социальной поддержке;
  • социально-консультативная
    помощь, направленная на адаптацию
    граждан пожилого возраста и инвалидов
    в обществе, ослабление социальной
    напряженности, создание благоприятных
    отношений в семье, а также обеспечение
    взаимодействия личности, семьи, общества
    и государства.

Данная
форма ориентирована на психологическую
поддержку, активизацию усилий пожилых
людей и инвалидов в решении собственных
проблем. В качестве одной из мер
предусмотрена помощь в обучении,
профессиональной ориентации и
трудоустройстве инвалидов.

Данный
Федеральный закон регламентирует
порядок оплаты надомного, полустационарного
и стационарного обслуживания в
государственных и муниципальных
учреждениях социального Обслуживания.
В ст. 36 Закона перечислены права социальных
работников и льготы для специалистов
сферы социального обслуживания.

К
государственным учреждениям
социально-бытового обслуживания
инвалидов относятся дома-интернаты
для престарелых и инвалидов, положение
о которых утверждено приказом Министерства
социального обеспечения РСФСР от 27
декабря 1978 г. В соответствии с данным
приказом «дом-интернат» является
медико-социальным учреждением,
предназначенным для постоянного
проживания престарелых и инвалидов,
нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском
обслуживании. В доме-интернате для
осуществления лечебно-трудовой и
активирующей терапии создаются
лечебно-производственные (трудовые)
мастерские, а в доме-интернате,
расположенном в сельской местности,
кроме того, и подсобное хозяйство с
необходимым инвентарем, оборудованием
и транспортом.

Другое
учреждение данного типа — психоневрологический
интернат, определяемый
как медико-социальное учреждение,
предназначенное для постоянного
проживания престарелых и инвалидов,
страдающих психическими хроническими
заболеваниями и нуждающихся в уходе,
бытовом и медицинском обслуживании. В
психоневрологический интернат принимаются
лица с умственной отсталостью в степени
выраженной дебильности, имбецильности
и идиотии, а также лица, страдающие
затяжными формами психических заболеваний,
состояние которых характеризуется
отсутствием острой психической
симптоматики, наличием слабоумия или
грубых проявлений психического дефекта.

В
целях дальнейшего совершенствования
системы социально-бытового обслуживания
и в соответствии с приказом Минсоцзащиты
России от 20 июля 1993 г. создаются центры
социального обслуживания, которые
являются учреждениями социальной защиты
населения, осуществляющими на территории
города или района организационную и
практическую деятельность по оказанию
различных видов социальной помощи
престарелым гражданам, инвалидам и
другим группам населения, нуждающимся
в социальной поддержке. Структура центра
предусматривает наличие различных
подразделений социального обслуживания,
в том числе отделения дневного пребывания
престарелых и инвалидов, социальной
помощи на дому, службы срочной социальной
помощи и др.

Основными
задачами центра социального обслуживания,
действующего совместно с государственными
и общественными организациями (органами
здравоохранения, образования, миграционной
службы, комитетами Общества Красного
Креста, ветеранскими организациями,
обществами инвалидов и т.д.), являются:

  • выявление
    престарелых, инвалидов и других лиц,
    нуждающихся в социальной поддержке;
  • определение
    конкретных видов и форм помощи лицам,
    нуждающимся в социальной поддержке;
  • дифференцированный
    учет всех лиц, нуждающихся в социальной
    поддержке, в зависимости от видов и
    форм требуемой помощи, периодичности
    ее предоставления;
  • предоставление
    различных социально-бытовых услуг
    разового или постоянного характера
    лицам, нуждающимся в социальной
    поддержке;
  • анализ
    уровня социально-бытового обслуживания
    населения города, района, разработка
    перспективных планов развития этой
    сферы социальной поддержки населения,
    внедрение в практику новых видов и форм
    помощи в зависимости от характера
    нуждаемости граждан и местных условий;
  • привлечение
    различных государственных и
    негосударственных структур к оказанию
    социально-бытовой помощи нуждающимся
    и координация их деятельности.

Отделение
социальной помощи на дому создаётся
для осуществления постоянного или
временного (до 6 месяцев) социально-бытового
обслуживания в надомных условиях
пенсионеров и инвалидов, нуждающихся
в посторонней помощи вследствие частичной
утраты способности к самообслуживанию;
отделение
дневного пребывания предназначено
для бытового, медицинского, культурного
обслуживания пенсионеров и инвалидов,
организации их отдыха, привлечения к
посильной трудовой деятельности и
поддержания активного образа жизни;
служба
срочной социальной помощи оказывает
неотложную помощь разового характера,
направленную на поддержание
жизнедеятельности граждан, остро
нуждающихся в этом. К основным направлениям
деятельности службы наряду с предоставлением
бесплатного горячего питания или
продуктовых наборов, одежды, обуви и
других предметов первой необходимости
относится также предоставление
необходимой информации и проведение
консультаций по вопросам социальной
помощи, содействие в получении временного
жилья и оказание экстренной психологической
помощи, в том числе по «телефону доверия».
(18. – С.152).

Особое
внимание в законодательстве уделяется
помощи детям-инвалидам. Разработана
система льгот и дотаций семьям, имеющим
детей-инвалидов, созданы специальные
учреждения для таких детей, в частности
дом-интернат для детей с физическими
недостатками, предназначение которого
— предоставить постоянное проживание
детям, нуждающимся в уходе, бытовом и
медицинском обслуживании, а также
осуществлять их социально-трудовую
адаптацию с одновременным обучением
по программе общеобразовательной школы.
Эти же задачи выполняют детские
дома-интернаты для умственно отсталых
детей.

Вместе
с тем вся эта система не в состоянии в
настоящее время компенсировать и
преодолеть трудности, с которыми
сталкивается инвалид, особенно на первых
этапах адаптации к новым условиям
существования и жизнеобеспечения. Как
правило, для большинства из них
инвалидность связана с ухудшением
материального положения, утратой прежних
социальных связей и статуса; это положение
усугубляется ощущением оторванности
от внешнего мира, психологической
подавленности и одиночества. Психологические
проблемы при этом испытывают не только
инвалиды, но и их близкие, родственники.

Социальной работой называют деятельность, направленную на преодоление личностных трудностей отдельных людей или групп и помогающая их адаптации в социуме. Она объединяет в себе комплекс по защите населения, управлению и политики в отношении незащищенных членов общества.

По определению Международной федерации соцработников «деятельность соцработников должна содействовать общественным изменениям, решать проблему человеческих отношений и укреплять сосуществование людей в социуме. В фундаменте социальной работы лежат принципы прав человека и справедливости».

Любая социальная работа ставит своей целью помощь членам общества, которые по особым причинам не в состоянии решать свои жизненные проблемы. Круг людей, в отношении которых применяется социальная работа, широк.

К ним относятся социально незащищенные члены общества: инвалиды, пенсионеры, лица, страдающие психическими болезнями, наркоманией, алкоголизмом, заключенные, безработные, мигранты и т. д. Все они нуждаются в защите и помощи общества, так как считаются самыми уязвимыми его членами.

Социальную работу различают по нескольким направлениям:

  • Как учебную дисциплину;
  • Как науку;
  • Как профессиональную деятельность.

В основе деятельности соцработников лежат принципы, заложенные научной и учебной дисциплинами, поэтому трудиться в этой области могут люди, получившие профессиональное образование.

Особенности, нормативная база

Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями — деятельность, направленная на адаптацию и решение жизненных проблем подобной категории граждан. Она призвана компенсировать отклонения инвалидов в физическом, умственном или психическом отношении и приблизить их к положению полноценного члена общества.

Правовая база работы с инвалидами основана на отдельных нормативных актах:

  • Конвенции ООН «О правах инвалидов»;
  • Конституции РФ;
  • Законах «О социальной защите инвалидов» и «Об основах социальной защиты граждан»;
  • Указах Президента РФ «Дополнительные меры государственной поддержки инвалидов» и «О доступной среде»;
  • Отдельных ведомственных актах.

Социальная работа проводится с различными группами инвалидов, ее формы и методы зависят от степени тяжести инвалидности и других входящих факторов.

  • Инвалиды здоровья 1, 2 и 3 групп;
  • Инвалиды войны;
  • Дети-инвалиды.

Для подтверждения инвалидности гражданин должен пройти медико-социальную экспертизу, устанавливающую диагноз и группу инвалидности. Затем сведения о гражданине вносятся в Федеральный реестр инвалидов, что позволяет ему претендовать на получение набора соцпомощи.

Общие принципы работы сформулированы ст. 4 закона «О социальном обслуживании». Они основаны на Конвенции ООН о правах инвалидов:

  • Равный доступ к социальным услугам вне зависимости от расы, национальности, вероисповедания и т. д.;
  • Адресность, то есть помощь нуждающимся членам общества;
  • Приближенность исполнителя услуг к инвалиду, его обеспеченность в материальном, кадровом и информационном плане;
  • Стремление к сохранению инвалида в привычной среде;
  • Добровольность — услуги не оказываются против воли человека;
  • Конфиденциальность — работники соцслужб не вправе разглашать служебную и личную информацию о клиентах.

Законом «О соцзащите инвалидов» сформулированы принципы, связанные с обслуживанием данной категории граждан:

  • Предоставление государственных гарантий — государство обеспечивает качество и своевременность услуг;
  • Ответственность органов (государственных и муниципальных), организаций и должностных лиц в области соблюдения прав лиц с ограниченными возможностями;
  • Ориентация на личные потребности нуждающихся (разработка личных планов и программ, стремление к достижению конкретных целей);
  • Предоставление приоритета адаптации в обществе;
  • Преемственность обслуживания.

Методы и формы перечисляются в ст. 19 закона «О соцобслуживании». К ним относятся следующие разновидности:

  • Стационарное обслуживание — услуги оказываются круглосуточно в организациях соцобслуживания (госпиталях, пансионатах, санаториях, интернатах и т. д.);
  • Полустационарное обслуживание — услуги оказываются в отдельное время суток;
  • Обслуживание на дому — услуги предоставляются по месту жительства инвалида и призваны максимально длительный срок сохранять человека в привычной ему среде (семье);
  • Срочное обслуживание оказывается в виде экстренной помощи остро нуждающимся членам общества. Услуги оказываются в виде обеспечения нуждающегося предметами быта, организации питания, поставки продуктовых наборов, разовой медицинской помощи;
  • Консультативное обслуживание ставит целью адаптацию человека в социуме. Ориентируется на психологическую поддержку и активизацию индивидуальных мотивировок человека для решения личностных проблем. Форма включает в себя участие в обучении, профессиональной переориентации и трудоустройстве.

Виды социальной работы

Основные виды работы с инвалидами сформулированы в ст. 20 закона «Об основах социального обслуживания». Кратко их цели и задачи выглядят следующим образом.

Каждая форма организации работы с инвалидами может сочетать несколько видов услуг. Например, при размещении в лечебном стационаре нуждающемуся оказываются социально-медицинские (лечение, оздоровление, реабилитация) и социально-бытовые услуги (организация проживания, питания, досуга).

Зачастую к ним прилагаются:

  • Социально-психологические услуги;
  • Коммуникативные функции;
  • Обучение новым навыкам;
  • Привлечение к посильному труду;
  • Правовые услуги.

Оставьте комментарий