В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными являются граждане, соответствующие определенным критериям и состоящие на регистрационном учете в качестве безработных, в том числе зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
С учетом требований п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», п. 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления документов – паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности либо документы, их заменяющие, документов об образовании либо обучении, документов о квалификации, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), индивидуальная программа реабилитации – для инвалидов.
При постановке на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы гражданам, признанным безработными, осуществляется подбор подходящей работы (при наличии подходящей работы выдается не более 2 направлений на работу) и устанавливается срок (дата) посещения центра занятости населения для подбора подходящей работы. Службе занятости населения необходимо информировать зарегистрированных граждан о том, что в случае их нетрудоустройства и при наличии перечисленных в указанных выше пунктах документов в установленный срок будет принято решение о признании или отказе в признании их безработными. Результаты посещения работодателей учитываются при принятии решения о признании зарегистрированных граждан безработными.
Зарегистрированным гражданам, не относящимся к категориям, указанным в ниже перечисленных пунктах, даты очередных посещений для подбора подходящей работы могут не устанавливаться. При этом органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации целесообразно установить единый для центров занятости населения режим работы по приему зарегистрированных граждан, которым не устанавливаются даты посещений для подбора подходящей работы. Указанных зарегистрированных граждан следует информировать о том, что по истечении месяца со дня последнего посещения центра занятости населения для подбора подходящей работы, они подлежат снятию с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы в связи с длительной (более 1 месяца) неявкой.
Подходящей считается работа, в том числе временного характера, которая соответствует уровню квалификации и состоянию здоровья безработного, условиям последнего места его работы (службы) и транспортной доступности рабочего места. В пунктах 3 и 4 Требований к подбору подходящей работы установлены обязательные минимальные перечни требований к подбору подходящей работы в случае представления или непредставления зарегистрированными гражданами документов, подтверждающих профессиональную квалификацию, уровень профессиональной подготовки, опыт и навыки работы, размер среднего заработка по последнему месту работы. В случае отсутствия справки о среднем заработке могут быть предложены варианты трудоустройства с заработной платой не ниже размера минимальной оплаты труда.
В случае отсутствия у зарегистрированных граждан документов, подтверждающих их соответствие требованиям работодателя к исполнению трудовой функции (работе по определенной профессии (специальности), квалификации или должности), центр занятости населения не вправе выдать им направления на работу для замещения вакансии, требующей определенной профессиональной квалификации.
Вместе с тем, при наличии более двух вариантов подходящей работы возможен учет пожеланий зарегистрированного гражданина к рабочему месту (вакантной должности): режиму рабочего времени (наличие многосменности, гибкого графика, вахтового метода и т.д.), условиям трудового процесса, включая технологию и формы организации труда, уровень используемых технических средств и оборудования, места расположения.
Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в дифференцированном размере в зависимости от категорий граждан и с учетом развития сети общественного транспорта.
При подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего места определяется исходя из максимальной удаленности подходящей работы от места жительства гражданина. Рекомендуемое максимальное время для граждан, относящихся к категории инвалидов, не должно превышать 1,5 часов (если в рекомендациях индивидуальной программы реабилитации инвалида не содержатся иные требования по транспортной доступности рабочего места).
Подходящей также считается работа, если транспортная доступность рабочего места обеспечивается транспортным средством работодателя, обеспечивающего доставку персонала к месту работы и обратно.
Критерии подходящей работы:
- для граждан, которые встали на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в течение 12 месяцев после увольнения по любым основаниям, подходящей считается работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности граждан с учетом уровня квалификации; условиям последнего места работы, за исключением оплачиваемых общественных работ; состоянию здоровья граждан; транспортной доступности рабочего места.
- для граждан, которые впервые ищут работу (ранее не работали), имеют профессию (специальность) и встали на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в течение 12 месяцев после окончания обучения в образовательных организациях, подходящей считается работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессии (специальности) с учетом уровня квалификации; состоянию здоровья граждан; транспортной доступности рабочего места.
Определенные критерии установлены законодательством для лиц, которые ранее не работали и не имеют какой-либо квалификации, либо желают возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, ранее уволенные за нарушение трудовой дисциплины, другие виновные действия, либо обратились в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Для данной категории граждан подходящей считается оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей гражданина) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства.
Органы службы занятости вправе оформлять и выдавать гражданам направления на работу без их согласия по вариантам, которые отвечают критериям подходящей работы для каждого конкретного гражданина с учетом индивидуальных особенностей. В любом случае гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды (абз. 4 п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1; п. 10 Требований №891).
Обращаем внимание, что в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в любом случае не может считаться подходящей работа, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина (не превышающего величину прожиточного минимума трудоспособного населения), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы).
Гражданин вправе отказаться от предложенных вариантов подходящей работы, но это может иметь негативные последствия, предусмотренные абз. 4 п. 3, п.4 ст. 3, п.3 ст.35 Закона РФ N 1032-1 от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; пп. 3 – 8 п. 15 Федерального государственного стандарта, утв. Приказом Минтруда России от 13.11.2012 N 524н; п. 130 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 22.02.2019 N 116н.
В случае отказа гражданина, признанного безработным, в течении 10 дней от 2 вариантов подходящей работы, в частности, последствием является отказ в признании безработными и возможность повторного обращения в органы службы занятости с целью признания безработными только через месяц со дня отказа.
Отказ гражданина, признанного безработным, в период безработицы от двух вариантов подходящей работы, влечет приостановку выплаты пособия по безработице на срок до месяца.
Также законом предусмотрено неоказание материальной помощи безработному гражданину, утратившему право на пособие по безработице, отказавшемуся в истекшем месяце от одного варианта подходящей работы.
В соответствии с пп. 4 п. 15 Федерального государственного стандарта N 524н в ходе подбора подходящей работы работник органа службы занятости обязан согласовать с гражданином варианты подходящей работы. Если гражданин считает, что предложенные вакансии не являются подходящей работой, либо был нарушен порядок предоставления вариантов работы, он вправе обжаловать решения, действия органа службы занятости и его должностных лиц в вышестоящем органе, а также в суде (ст. 11 Закона от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Ленинского района г. Иркутска А.Ф. Мусаев
Что такое подходящая работа, предлагаемая безработному. Порядок отказа, правовые последствия.
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов
Новосибирской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА»
ПРИКАЗ
25.09.2018 № 409
г. Новосибирск
Об определении максимальной удаленности подходящей работы от места жительства граждан,
зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и во исполнение приказа Министерства труда и социального развития Новосибирской области от 28.08.2018 № 952 «О методических рекомендациях по определению максимальной удаленности подходящей работы от места жительства граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан», приказываю:
1. Установить максимальную удаленность подходящей работы от места жительства граждан в черте города при наличии маршрутов движения общественного транспорта или маршрутного такси, график движения которых обеспечивает своевременное прибытие к месту работы и возможность возвращения к месту жительства после завершения рабочего дня (смены):
– для граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан – в пределах 40 километров (в одну сторону) или время в пути не должно превышать 1,5 часа;
– для граждан из числа следующих категорий: инвалиды; несовершеннолетние граждане; беременные женщины; родители, воспитывающие детей-инвалидов; женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет (далее – особо учитываемые категории) – в пределах 25 километров (в одну сторону) или время в пути не должно превышать 1 час;
– для граждан с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, (если в рекомендациях индивидуальной программы реабилитации или абилитации не содержатся требования по транспортной доступности рабочего места) – не более 25 километров (в одну сторону одним видом транспорта) или время в пути не должно превышать 1 час.
– для граждан с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, передвигающихся с использованием кресла-коляски (если в рекомендациях индивидуальной программы реабилитации или абилитации не содержатся требования по транспортной доступности рабочего места) – не более 25 километров (в одну сторону одним видом транспорта) при условии наличия маршрутов движения общественного транспорта или маршрутного такси, на которых обеспечена физическая доступность используемых транспортных средств, или время в пути не должно превышать 1 час.
2. Установить максимальную удаленность подходящей работы от места жительства граждан при отсутствии маршрутов движения общественного транспорта или маршрутного такси, график движения которых обеспечивает своевременное прибытие к месту работы и возможность возвращения к месту жительства после завершения рабочего дня (смены):
– для граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан – не более 3-х километров (в одну сторону);
– для граждан особо учитываемых категорий – не более 1,5 километра (в одну сторону).
3. Считать предлагаемую работу подходящей для граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан в случае, если транспортная доступность рабочего места обеспечивается транспортным средством работодателя, осуществляющего доставку работников к месту работы и обратно, либо до мест остановки общественного транспорта или маршрутного такси.
4. Установить максимальную удаленность подходящей работы от места жительства граждан за чертой города при наличии межмуниципальных маршрутов движения общественного транспорта или маршрутного такси, график движения которых обеспечивает своевременное прибытие к месту работы и возможность возвращения к месту жительства после завершения рабочего дня (смены) – не более 25 километров (в одну сторону) или время в пути не должно превышать 1 час.
5. Определять время движения общественного транспорта от места жительства гражданина до работы или километраж на сайте https://2gis.ru/novosibirsk.
6. Начальникам районных и функциональных отделов ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска, руководителю филиала ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска – Центр занятости населения г. Оби довести настоящий приказ до сведения всех специалистов отдела.
7. Начальнику отдела издательской деятельности и взаимодействия со средствами массовой информации Узинской И.П. разместить настоящий приказ на сайте ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска, а так же в информационных залах районных отделов занятости населения ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска и Филиала ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска – Центр занятости населения г. Оби.
8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска Вербич М.Э.
9. Признать утратившим силу Приказ ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска от 10.11.2014 г. № 2209 «Об определении максимальной удаленности подходящей работы от места жительства безработного гражданина».
Возврат к списку