Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Лекции по ОМФОР
Проблема сущности и природы человека
В восточной философии человек
рассматривается в тесной связи с
обществом. Важнейшим смыслом жизни
человека является следование закону
“идеальных отношений” между людьми,
в семье, обществе, государстве. Личную
жизнь человек должен соизмерять с
общественным благом. Это ярко
проявляется в философии Конфуция.
В индийской философии заметно смещение
акцентов в сторону внутреннего мира
человека, т. е. антропоцентризма. В
буддизме конечной целью провозглашается
достижение нирваны – состояния
высшего просветления, при котором
исчезают все желания, обретается
внутренняя гармония.
Общие требования, предъявляемые к
специалисту, получающему высшее
гуманитарное образование. Дисциплины,
дающие эти знания и умения.
Требования к знаниям в практической
профессиональной деятельности.
Общеобразовательные профессиональные
дисциплины. Специальные образовательные
дисциплины. Знания, получаемые специалистом
при изучении общепрофессиональных и
специальных дисциплин.
Комплекс знаний о документах,
закономерностях документообразования,
системах документации в учреждениях,
организациях, предприятиях различных
организационных правовых форм, управлении
информационно-документационными
ресурсами в них (от создания до сдачи в
архив и уничтожения), получаемых по
специальности.
Методы и навыки, получаемые при освоении
общепрофессиональных и специальных
дисциплин.
Методика унификации и стандартизации
функциональных и отраслевых систем
документации, проектирования рациональных
информационно-документационных систем
обеспечения деятельности управленческих
структур любого уровня. Методика
разработки рациональных технологий
документационного обслуживания,
осваиваемая в процессе обучения.
Требования к выпускной квалификационной
работе и государственному экзамену.
Понятие и основные проблемы философской антропологии.
Человека окружают
множество неразрешённых загадок, но
самая большая загадка для человека –
это сам человек. Ф. М. Достоевский писал:
“Человек есть тайна, я занимаюсь этой
тайной, ибо хочу быть человеком”. По
Ф.М.Достоевскому, именно в процессе
самопознания мы обретаем человеческое
звучание. И.Кант выделял три философских
вопроса ” Что я могу знать?”, “На
что я могу надеяться?”, “Что я должен
делать?” Но эти вопросы он сводил к
одному главному: “Что такое человек?”
Проблема человека
изучается разными науками (собственно
антропологией, социологией, психологией,
педагогикой). Философская антропология
в отличие от других наук изучает наиболее
общие проблемы человеческого бытия.
Новое время характеризуется падением
авторитета церкви. При этом перед
мыслителями, как и во времена античности,
встал вопрос: “Что такое человек”?
В Новое время были сделаны открытия,
снижавшие значение человека в его
собственных глазах:
- гелеоцентрическая
система Н. Коперника; - теория
происхождения человека от обезьяны Ч.
Дарвина; - психоанализ З. Фрейда с его знаменитой
формулой:”Человек – не хозяин в своём
собственном доме”.
Эти
открытия низвергли человека с пьедестала,
на который он сам себя вознёс.
С другой
стороны, процесс секуляризации на место
Бога Творца поставил человека – творца.
В крайних формах это проявилось в идее
“сверхчеловека”. Оба эти вектора
осмысления человека поколебали его
образ.
Философская антропология – это раздел
философии, занимающийся изучением
человека, его природы и сущности.
Философская антропология отражает
философские взгляды на происхождение,
эволюцию, существование человека как
носителя определённой реальности.
Данный документ вступил в силу с 1 сентября 2022 года, за исключением пунктов 3 и 4, вступивших в силу с 1 марта 2022 года.
Срок действия документа ограничен 1 сентября 2023 года.
1. Настоящие Правила устанавливают обязательные требования к обучению по охране труда и проверке знания требований охраны труда у работников, заключивших трудовой договор с работодателем, а также требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
2. Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, должны быть аккредитованы и соответствовать требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. N 2334 “Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда”.
3. Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда относятся к профилактическим мероприятиям по охране труда, направлены на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, снижение их последствий и являются специализированным процессом получения знаний, умений и навыков.
4. Обучение по охране труда осуществляется в ходе проведения:
а) инструктажей по охране труда;
б) стажировки на рабочем месте;
в) обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;
г) обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
д) обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организации, у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда (далее – обучение требованиям охраны труда).
5. Настоящие Правила не распространяются на обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, предусмотренные специальными требованиями к проведению обучения по охране труда, установленными нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, а также нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов государственного контроля (надзора).
6. В случае проведения обучения по охране труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в сфере электроэнергетики или сфере теплоснабжения, в рамках подготовки таких работников к аттестации в области (по вопросам) безопасности в соответствующей сфере (области) или подготовки и подтверждения готовности к работе дополнительное обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда не требуются.
7. При переводе работника, прошедшего необходимое ему в соответствии с настоящими Правилами обучение по охране труда, на другую должность, а также при изменении наименования его рабочего места или структурного подразделения повторное обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда не требуются в случае, если сохраняются условия труда работника, а также идентифицированные ранее источники опасности.
Можно ли обучать работников рабочих профессий и специалистов по новому постановлению Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 в организации своими силами (охрана труда, СИЗ, первая помощь)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель может проводить обучение по программам обучения требованиям охраны труда, обучения оказанию первой помощи пострадавшим, использованию (применению) средств индивидуальной защиты и проводить проверку знаний единой комиссией предприятия при наличии:
- материально-технической базы в виде мест обучения работников или учебных помещений, а также оборудования, технических средств обучения для осуществления процесса обучения по охране труда;
- учебно-методических материалов для проведения проверки знания требований ОТ; учебно-методической базы в виде программ обучения по охране труда и учебных материалов для каждой программы обучения по охране труда;
- информационно-справочных систем, обеспечивающих освоение работниками программ обучения по ОТ и прохождение проверки знания требований ОТ в полном объеме;
- не менее 2 лиц, проводящих обучение по охране труда, в штате организации или специалистов, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера;
- комиссии в составе не менее 3-х человек по проверке знания требований охраны труда, аттестованной в установленном порядке.
Работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, в том числе обучить безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, использованию (применению) средств индивидуальной защиты, провести инструктажи по охране труда (далее – ОТ), организовать и провести стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников), организовать и провести проверку знания требований ОТ, а также отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке соответствующее обучение и проверку знаний и навыков в области ОТ. Работник, в свою очередь, также обязан пройти такое обучение (абзац 11, абзац 15 ч. 3 ст. 214 ТК РФ; абзац 6 ч. 1 ст. 215 ТК РФ; абзац 3 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).
Требования к организации и проведению обучения требованиям ОТ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты работодателем (без привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам ОТ) установлены разделом IX Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2464 (далее – Правила).
Так, согласно пункту 96 Правил работодатель, проводящий обучение работников требованиям охраны труда, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, должен иметь:
- материально-техническую базу в виде мест обучения работников или учебных помещений, а также оборудования, технических средств обучения для осуществления процесса обучения по охране труда;
- учебно-методическую базу в виде программ обучения по ОТ и учебных материалов для каждой программы обучения по охране труда;
- не менее 2 лиц, проводящих обучение по ОТ, в штате организации или специалистов, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера;
- комиссию по проверке знания требований ОТ, сформированную в соответствии с положениями раздела VII Правил.
Комиссия по проверке знания требований охраны труда (далее – комиссия) работников формируется в составе не менее 3 человек – председателя, заместителя (заместителей) председателя (при необходимости) и членов комиссии (п. 72).
В состав комиссий могут включаться (п. 73):
- руководители и специалисты структурных подразделений;
- руководители и специалисты служб охраны труда, лица, проводящие обучение по охране труда;
- по согласованию – представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников такой организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии).
Члены комиссии проходят обучение по программам, предусмотренным подп. а” и “б” п. 46 Правил N 2464.
Для обеспечения проверки знания требований ОТ работников по программе обучения требованиям ОТ, указанной в подп. в” п. 46 Правил (обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования ОТ), в организации могут быть сформированы специализированные комиссии по проверке знания требований ОТ у работников, выполняющих работы повышенной опасности, и у лиц, ответственных за организацию работ повышенной опасности. Работники, входящие в состав указанных специализированных комиссий, проходят обучение требованиям охраны труда по соответствующей программе обучения требованиям охраны труда, предусмотренной в подп. в” п. 46 Правил (п. 75).
В организации допускается функционирование единой комиссии по проверке знания требований охраны труда работников (далее – единая комиссия), прошедших обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, обучение по использованию (применению) СИЗ и обучение требованиям ОТ. Работники, входящие в состав единой комиссии, проходят обучение в образовательных организациях (у ИП) по всем программам обучения по охране труда, предусмотренным пунктами 34, 39 и 46 Правил N 2464 (п. 77).
С 1 марта 2023 г. проверка знания требований ОТ отдельных работников будет проводиться с использованием единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (п. 78 Правил N 2464).
Количество мест обучения работников должно определяться исходя из численности работников организации и составлять не менее одного места обучения на 100 работников организации, которым необходимо проведение обучения по охране труда. Места обучения по охране труда работников должны быть оснащены:
- обеспечены нормативными правовыми актами;
- материалами для проведения проверки знания требований ОТ;
- информационно-справочными системами, обеспечивающими освоение работниками программ обучения по ОТ и прохождение проверки знания требований ОТ в полном объеме (п. 97).
Как указано в п. 98 Правил N 2464, при организации обучения по ОТ допускается использовать в качестве мест обучения по ОТ рабочие места работников, оснащенные необходимым оборудованием, обеспеченные нормативными правовыми актами, учебно-методическими материалами и материалами для проведения проверки знания требований ОТ, информационно-справочными системами, обеспечивающими освоение работниками программ обучения по ОТ и прохождение проверки знания требований ОТ в полном объеме.
Кроме того, в соответствии с п. 99 Правил N 2464 с 1 марта 2023 г. работодатель сможет проводить обучение своих работников оказанию первой помощи пострадавшим только при условии внесения информации о нем в личный кабинет индивидуального предпринимателя, юридического лица, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам ОТ, в информационной системе охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ.
Таким образом, работодатель может проводить обучение по программам обучения требованиям ОТ, обучения оказанию первой помощи пострадавшим, использованию (применению) средств индивидуальной защиты и проводить проверку знаний единой комиссией предприятия, при наличии следующих условий:
- материально-техническая база в виде мест обучения работников или учебных помещений, а также оборудование, технические средства обучения для осуществления процесса обучения по ОТ;
- учебно-методические материалы для проведения проверки знания требований ОТ; учебно-методическая база в виде программ обучения по ОТ и учебные материалы для каждой программы обучения по ОТ;
- информационно-справочные системы, обеспечивающие освоение работниками программ обучения по ОТ и прохождение проверки знания требований ОТ в полном объеме;
- не менее 2 лиц, проводящих обучение по ОТ, в штате организации или специалистов, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера;
- сформирована комиссия по проверке знаний требований охраны труда (далее – комиссия) в составе не менее 3-х человек. Работники, входящие в состав комиссии, проходят обучение в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам ОТ, тех областей аттестации, по которым планируется проводить проверку знаний работников. Допускается формирование единой комиссии. В этом случае все члены комиссии проходят обучение по программам обучения по ОТ, предусмотренным пунктами 34, 39 и 46 Правил.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серебрякова Эльвира
Ответ прошел контроль качества
8 сентября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Работодатель обязан обеспечить обучение и проверку знаний требований охраны труда работников (ст. 214 ТК РФ). Порядок выполнения этой обязанности установлен в Правилах № 2464 (Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464) — далее Правилах. Положения этого документа обязательны для всех работодателей, включая ИП.
Также Правила распространяются на образовательные организации и ИП, которые оказывают услуги по обучению в сфере охраны труда. С 1 сентября 2022 года исчезает требование о наличии у них образовательных лицензий (п. 2.3.2 Порядка обучения от 13.01.2003 № 1/29). Основное условие, при котором они могут обучать охране труда — аккредитация в Минтруда по правилам Постановления Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334 (п. 2 Правил).
В новых правилах закрепляется риск-ориентированный подход в подготовке персонала:
С 1 сентября появилось два новых основания для внепланового инструктажа — авария или несчастный случай на производстве и выявление новых опасностей при СОУТ или ОПР (п. 16 Правил).
- Для каждого работодателя установят минимальное число сотрудников, которые должны пройти внешнее обучение. Оно зависит от штатной численности и категории риска (приложение 4 к Правилам). Узнать свою категорию риска можно по письменному запросу в ГИТ или через онлайн-калькулятор на сайте Роструда.
- Списки работников для обучения по отдельным программам или освобождения от него составляются с учетом результатов оценки профессиональных рисков (ОПР), специальной оценки условий труда (СОУТ) — п. 46, 54 Правил. Инструктаж на рабочем месте должен включать информацию обо всех источниках опасности для работника, выявленных при СОУТ и ОПР (п. 22 Правил).
В новых Правилах появились конкретные требования к стажировке, программам подготовки. Вводится понятие «внеплановое обучение». Напомним, что в Порядке № 1/29 была только «внеочередная проверка знаний».
Отдельными разделами Правил выделены требования к работодателям, которые решат обучать свой персонал самостоятельно. Установлены особенности подготовки в области охраны труда на микропредприятиях.
Что нужно сделать работодателю
- Убедиться, что есть оформленные документально результаты СОУТ и ОПР.
- Узнать свою категорию риска.
- Организовать внеплановое обучение по Правилам № 2464 председателя и членов комиссии по проверке знаний. Провести внеочередную проверку знаний работников, связанных с обучением охране труда (письмо Минтруда России от 01.02.2022 №15-2/ООГ-163).
- Включить Правила № 2464 в реестр нормативных требований охраны труда (ст. 214 ТК РФ). Внести изменения во все внутренние документы, где упоминается Порядок № 1/29.
В новых Правилах уменьшается контингент сотрудников, для которых нужно проводить инструктажи по охране труда и проверку знаний после них. Но появляются новые требования.
Вводный инструктаж
Обязателен для трех категорий персонала: вновь принятых сотрудников, командированных, студентов на производственной практике (п. 10 Правил). В Порядке № 1/29 перечень был шире.
Появились дополнительные требования к программе вводного инструктажа. Она составляется по перечню тем в Приложении 1 к Правилам и утверждается работодателем с учетом мнения профсоюза. То есть, по сути, как локальный нормативный акт.
С 1 сентября 2022 года работодатели, у которых нет службы охраны труда, могут отдавать вводные инструктажи на аутсорсинг (п. 11 Правил).
Первичный, повторный и внеплановый
Обязательны для всех работников организации и лиц на производственной практике. Обучение проводит непосредственный руководитель сотрудника.
Программа для инструктажей на рабочем месте не разрабатывается. Работнику рассказывают про меры безопасности на его рабочем месте по правилам и инструкциям по охране труда, информируют о результатах СОУТ и ОПР, разъясняют вопросы оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель может освободить от первичного и повторного инструктажа работников, опасности на рабочих местах которых связаны только с компьютерной, офисной и бытовой техникой. При этом по результатам СОУТ их условия труда должны относиться к 1 или 2 классу (оптимальные или допустимые). Перечень освобожденных работников утверждается руководителем организации.
Экстерн помогает сдавать отчетность без ошибок. А если ошибка все же закралась и от налоговой пришел отказ — быстро разобраться, что и как исправить
Первичный инструктаж проводится до начала самостоятельной работы сотрудника; повторный — не реже раза в полгода. Внеплановый — в случаях, указанных в п. 16 Правил. Здесь тоже есть новшества.
Уточняется, что при изменении нормативных требований внеочередной инструктаж проводится для тех работников, чья трудовая функция связана с этими требованиями. Если они проходят внеплановое обучение по такому же основанию, то инструктаж не обязателен.
60 дней
новая продолжительность перерыва в работе, после которого работник проходит инструктаж.
Целевой инструктаж
Его проводит руководитель работ перед началом работ, на которые нужен наряд-допуск или распоряжение, а также работ повышенной опасности или не входящих в должностные (производственные) инструкции. При ликвидации последствий ЧС целевой инструктаж можно проводить без оформления записей (п. 20 Правил).
По сравнению с Порядком № 1/29, нет упоминания о Журналах учета инструктажей, в которых раньше расписывались работники. Есть только требования к содержанию записей (п. 86-89 Правил). Полагаем, что отказываться от Журналов не нужно. Работодатель должен утвердить их новую форму с учетом Правил и назначить ответственных за ведение. Мы подготовили образец формы Журналов регистрации и учета инструктажей.
Что сделать работодателю для проведения инструктажей по Правилам № 2464
- Внести изменения в локальные нормативные акты (например, ПВТР, Положение о системе управления охраной труда) или разработать новый документ с порядком проведения инструктажей по охране труда. В нем определить категории работников по каждому виду обучения, утвердить формы регистрации результатов инструктажей. Например, Журналы.
- Разработать, согласовать с профсоюзом и утвердить программу вводного инструктажа по охране труда.
- Приказом назначить ответственных за проведение инструктажей (по всем видам). Провести их обучение.
- С новыми документами ознакомить всех работников под личную подпись.
В Порядке № 1/29 было разделение подготовки рабочих, руководителей и специалистов, без конкретизации ее направлений. И был перечень категорий работников, которые проходят обучение в лицензированных учебных центрах.
В Правилах появились программы обучения. Они конкретизированы под требования безопасности на индивидуальных рабочих местах. Теперь объем подготовки работника зависит в большей степени не от принадлежности к списку должностей (профессий), а от результатов СОУТ и ОПР.
Всего есть пять программ: обучение применению (для спецодежды — и ношению) СИЗ, оказание первой помощи пострадавшим, общие вопросы охраны труда, безопасные методы и приемы выполнения работ, выполнение работ повышенной опасности.
Каждая программа должна содержать информацию о темах обучения, количестве часов на каждую из них, практических занятиях, формах обучениях и проверки знаний (п. 45 Правил).
Мы подготовили Памятку для работодателя. В ней вы найдете, какие категории работников нужно обучать по каждой из программ.
Определенные руководители и специалисты все равно должны проходить подготовку во внешних учебных центрах (п. 44, 85 Правил). Это:
руководитель компании или ее филиала;
- председатель, заместитель председателя, члены комиссии по проверке знаний;
- лица, проводящие инструктаж и обучение по охране труда;
- специалист по охране труда (СОТ);
- члены комиссий (комитетов) по охране труда;
- уполномоченные по охране труда профсоюзов;
- лица, назначенные руководителем микропредприятия для проведения проверки знаний у работников.
Первичное обучение по охране труда проводится не позднее 60 дней после трудоустройства или перевода на другую работу (п. 62 Правил). От него освобождаются ранее обученные работники, чьи условия труда по СОУТ и источники опасности по ОПР при переводе не меняются (п. 7 Правил). Руководитель организации и ИП-работодатель должен пройти обучение до приема на работу первого сотрудника (п. 63 Правил).
В дальнейшем плановая подготовка работника проводится раз в три года, а по программе выполнения работ повышенной опасности — раз в год (п. 59, 60 Правил). Внеплановое обучение проводится в течение 60 дней с даты наступления событий, указанных в п. 50 Правил. Это, например, вступление в силу новых нормативных требований, ввод нового оборудования, требование ГИТ.
Обучение по программам охраны труда проходит с отрывом от работы (п. 65 Правил). Это означает, что работодатель должен определить во внутренних документах порядок освобождения работника от трудовых обязанностей на время подготовки.
Что сделать для организации обучения по Правилам № 2464 до 1 марта 2023 года
- Определить локальным нормативным актом порядок обучения работников. Можно разработать новый документ или внести изменения в действующий (ПВТР, Положение о СУОТ и др.). В нем установить:
место подготовки — у работодателя, или в организации, у ИП, аккредитованных Минтруда;программы обучения и категории работников для внешнего обучения;порядок освобождения сотрудника от выполнения трудовых обязанностей на время подготовки по охране труда;перечень должностей и профессий для прохождения стажировки после обучения (п. 25 Правил);список персонала для обучения оказанию первой помощи (п. 33 Правил);перечень СИЗ, применение которых требует практических навыков (п. 38 Правил);список должностей и профессий работников, освобожденных от обучения по охране труда (п. 54 Правил);перечни работ повышенной опасности и лиц, ответственных за их проведение (п. 55, 56 Правил);порядок планирования обучения (п. 80-84 Правил);формы и порядок проверки знаний после инструктажа (п. 69 Правил). - место подготовки — у работодателя, или в организации, у ИП, аккредитованных Минтруда;
- программы обучения и категории работников для внешнего обучения;
- порядок освобождения сотрудника от выполнения трудовых обязанностей на время подготовки по охране труда;
- перечень должностей и профессий для прохождения стажировки после обучения (п. 25 Правил);
- список персонала для обучения оказанию первой помощи (п. 33 Правил);
- перечень СИЗ, применение которых требует практических навыков (п. 38 Правил);
- список должностей и профессий работников, освобожденных от обучения по охране труда (п. 54 Правил);
- перечни работ повышенной опасности и лиц, ответственных за их проведение (п. 55, 56 Правил);
- порядок планирования обучения (п. 80-84 Правил);
- формы и порядок проверки знаний после инструктажа (п. 69 Правил).
- Приказом сформировать комиссию по проверке знаний (п. 72, 73 Правил).
Инструктаж и обучение требованиям охраны труда заканчиваются обязательной проверкой знаний. В ходе нее определяют, как работник усвоил полученные знания и сможет ли применить их на практике.
Работодатель определяет в локальном нормативном акте форму проверки знаний при инструктажах (п. 69 Правил). Это могут быть устный опрос, письменное или компьютерное тестирование, другие варианты по выбору руководителя.
Проверка знаний после обучения по программе проводится там, где работник это обучение проходил. У работодателя для этих целей создается комиссия, требования к которой приведены в п. 72-77 Правил. Председатель и члены комиссий сдают экзамен на платформе «ЕСИОТ» Минтруда (п. 78 Правил).
Результаты проверки знаний оформляются протоколом. Форма этого документа не установлена. Ее самостоятельно определяет та организация, которая будет проводить проверку знаний, с учетом нормативных требований (п. 92, 93 Правил).
Работодатель сам решает, выдавать или нет работнику дополнительно удостоверение о проверке знаний требований охраны труда (п. 94 Правил). Обычно отраслевыми правилами, например, ПОТ № 903н, установлены свои формы таких документов.
Работник, который не прошел обучение и проверку знаний, до самостоятельной работы не допускается. За нарушение этого требования ИП заплатит штраф до 25 тыс. руб., а юрлицо — до 130 тыс. руб. (п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Правила устанавливают упрощенный порядок подготовки персонала для организаций, отнесенных по законодательству к микропредприятиям (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Напомним, что одно из условий — среднесписочная численность до 15 человек.
Если на микропредприятии нет работ повышенной опасности, то обучение по охране труда можно заменить инструктажами (п. 100 Правил). При этом как минимум один человек должен пройти внешнюю подготовку в учебных центрах (Приложение 4 к Правилам). Как правило, это руководитель микропредприятия или ИП.
Результаты инструктажей можно оформлять в едином документе, без разбивки на вводные, на рабочем месте, целевые (п. 102 Правил). Проверку знаний проводит один человек, назначенный приказом руководителя (п. 101 Правил). Комиссию создавать необязательно.
Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!
С 1 марта 2023 года заработают положения Правил о трех реестрах в ведении Минтруда:
- список ИП и юрлиц, которые самостоятельно обучают свой персонал — формируется в уведомительном порядке;
- перечень аккредитованных ИП и организаций, оказывающих услуги по обучению в сфере охраны труда — составляется по результатам аккредитации;
- реестр обученных лиц, который формируется совместно учебными центрами и теми работодателями, которые самостоятельно обучают персонал в сфере охраны труда.
С 1 сентября 2022 года до 1 марта 2023 года будет длиться переходный период, в течение которого будет проходить аккредитация учебных центров, формирование реестра работодателей, решивших проводить подготовку персонала самостоятельно. Эксперты Роструда не дают разъяснений до 01.09.2022, как учить работников в это время. На сайте «Онлайнинспекция.РФ» они отмечают, что не комментируют нормативные акты, которые еще не вступили в силу.
При этом в Правилах есть неопределенности. Например, как формировать комиссию по проверке знаний на предприятиях численностью до 50 человек, где нет службы охраны труда. Нужна ли она вообще, если весь персонал будет направляться на подготовку во внешние учебные центры. Вести ли Журналы по учету инструктажей, и сколько их должно быть. Мы будем актуализировать свои материалы на сайте по мере появления разъяснений Роструда.
Требование к умениям.
Уметь анализировать источники по
проблемам философской антропологии.
Уметь соотносить различные концепции
человека, сравнивать, выявлять рациональное
зерно из них.
Раздел 4. Объекты и виды профессиональной деятельности
Служба ДОУ в системе управления.
Организационные формы службы ДОУ:
управления делами, общие отделы,
канцелярии, секретариаты, их структура
и должностной состав. Секретари-референты
и их место в управленческом аппарате.
Виды профессиональной деятельности:
организационно-управленческая,
оргпроектная, аналитическая,
исследовательская, педагогическая,
консультационная. Особенности каждого
вида деятельности и общие требования
к ним.
Возможности профессиональной адаптации
к видам смежной профессиональной
деятельности.
Примерный перечень заданий для контрольных
работ
1. Какую роль играет документ в личной
жизни человека?
2. Какое значение имеет документ в жизни
общества?
3. Что регламентирует Государственный
образовательный стандарт по
профессиональному образованию?
4. Какой вид профессиональной деятельности
вас больше привлекает?
5. Кем вы хотели бы работать после
окончания вуза?
Примерный перечень вопросов к зачету
по курсу
1. Что такое информация?
2. Что такое документ?
3. Место и значение информационно-документационного
обслуживания в деятельности управленческого
аппарата.
4. Кто занимается документационным
обслуживанием в аппарате управления?
5. Какое место занимает служба ДОУ в
системе управления?
6. Когда появились должностные лица,
занимающиеся делопроизводством?
7. Когда начинается подготовка
специалистов-документоведов?
8. Что явилось причиной появления новой
специальности?
9. Кого готовят факультеты документоведения?
10. Какой документ определяет государственные
требования к подготовке специалистов
с высшим образованием?
11. Какие требования предъявляются к
профессиональным знаниям по специальности
350800?
12. Что должен уметь специалист-документовед?
13. Каковы требования к выпускной
квалификационной работе?
14. Где может работать специалист-документовед?
15. Кем может работать специалист-документовед?
16. Какие виды профессиональной деятельности
возможны после окончания факультета?
17. Каковы возможности профессиональной
адаптации документоведа?
Требования к знаниям.
Знать специфику проблем философской
антропологии.
Знать различие понятий человек,
индивид, личность.
Знать как в философии решается
вопрос о сущности и происхождении
человека.
Знать атрибуты человека, категории
человеческого бытия, решение проблем
жизни и смерти, свободы и ответственности,
место морали, права, религии в жизни
человека.
Знать сущность, структуру, уровни
сознания.
Требования к знаниям специалиста
Специалист,
имеющий квалификацию “Учитель
физической культуры, педагог-организатор
физкультурно-оздоровительной работы
и туризма”, должен знать:
- основы
социально-гуманитарных дисциплин,
включая мировую и отечественную
культуру, основы этики, философии,
экономической теории, политологии,
социологии, правоведения и один из
иностранных языков на уровне базовой
подготовки; - общенаучные
и общепрофессиональные дисциплины,
создающие фундамент теоретических
знаний по специальности и базу прикладных
знаний в смежных областях наук, включая
педагогику, психологию, современные
информационные технологии, анатомию,
физиологию (общую и возрастную), биохимию,
биомеханику, спортивную медицину,
гигиену, лечебную физическую культуру
и массаж, спортивную метрологию, охрану
труда, защиту населения в чрезвычайных
ситуациях и экологическую безопасность; - специальные
дисциплины, создающие теоретическую
базу знаний и практических навыков по
специальности, в том числе введение в
специальность, историю физической
культуры и спорта, теорию и методику
физического воспитания и оздоровительной
физической культуры, теорию спорта,
социологию физической культуры и
спорта, физиологию физической культуры
и спорта, психологию физической культуры
и спорта, спортивный менеджмент и
маркетинг, правовые основы физической
культуры и спорта, технические средства
обучения, гимнастику, спортивные игры,
легкую атлетику, плавание, лыжный спорт,
спортивные единоборства, атлетизм,
туризм, спортивное ориентирование,
спортивно-профессиональную подготовку; - особые
дисциплины, создающие углубленную базу
знаний по соответствующей специализации,
методы контроля и самоконтроля за
физическим состоянием. - основные
положения Закона “О физической
культуре и спорте”, постановления,
приказы и распоряжения вышестоящих
организаций и другие нормативные и
руководящие документы по
физкультурно-оздоровительной работе.
Требования к умениям специалиста
Специалист,
имеющий квалификацию “Учитель
физической культуры, педагог-организатор
физкультурно-оздоровительной работы
и туризма,” должен уметь:
- на
научной основе организовывать свой
труд, владеть компьютерными методами
сбора, хранения, обработки и редактирования
информации в сфере его профессиональной
деятельности; - приобретать
новые знания, используя современные
информационные технологии; - самостоятельно
принимать управленческие решения,
разрабатывать и вести планирующую
документацию, организовывать работу
исполнителей и делопроизводство; - строить
и использовать модели описания и
прогнозирования различных явлений,
осуществлять их количественный и
качественный анализ; - ставить
цель и формулировать задачи, связанные
с реализацией профессиональных функций,
использовать содержание и методы
изученных наук; - организовывать
и качественно проводить занятия по
физическому воспитанию учащихся,
спортивной тренировке, оздоровительной
физической культуре и туризму; - правильно
нормировать нагрузки на физкультурных
и спортивных занятиях с учетом состояния
здоровья, возраста, пола и подготовленности
занимающихся; - контролировать
физические нагрузки и состояние
занимающихся физическими упражнениями
с оздоровительной и спортивной
направленностью; - определять
эффективность учебно-тренировочного
процесса по оздоровительной физической
культуре и спорту; - принимать
участие в научных исследованиях,
связанных с совершенствованием и
развитием методики физического
воспитания, оздоровительной физической
культуры и спорта; - организовывать
и вести обучение учительского,
преподавательского, инструкторского
и тренерского персонала, осуществлять
мероприятия по предотвращению
производственного травматизма; - постоянно
и систематически повышать свою
профессиональную квалификацию, уровень
теоретических знаний, практических
умений и навыков; - внедрять
в жизнедеятельность населения положения
Закона “О физической культуре и
спорте”, постановления и приказы
вышестоящих организаций.
Тема:
Оздоровительная физическая культура
как система – 4 часа
- Характеристика
подходов к пониманию сущности понятия
«Оздоровительная физическая культура». - Схема
разработки понятия и содержания
«Оздоровительная физическая культура». - Структура
оздоровительной физической культуры.
4.
Общие функции оздоровительной физической
культуры.
5.
Специфические функции оздоровительной
физической культуры.
- Оздоровительная
физическая культура: учебник для
студентов вузов/А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа.
– Минск.: Тесей, 2003. – С.7 – 14. - Теоретические
основы оздоровительной физической
культуры: учебное пособие/ Л.Н.
Кривцун-Левшина, В.П. Кривцун. – Витебск:
УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2004. – С. 9 –
14.
3.
Оздоровительно – рекреативная физическая
культура: учебное пособие. – Часть 1.-
Минск, 1994. – С.8 – 25.
4.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического
воспитания и спорта: учеб. пособ. для
студ. вузов физ. культуры / Ж.К.Холодов,
В.С.Кузнецов. – М.: Академия, 2002. – С.
433-435.
Каковы важнейшие проблемы философской антропологии?
- Проблема сущности и природы человека.
- Проблема
происхождения и сущности сознания. - Скрытые
духовные силы человека. - Проблема
жизни после смерти. - Проблема
свободы и ответственности человека.