ничего не найдено,
но мы нашли вакансии
в других городах
Стабильная зарплата. График на выбор. Можно без опыта – обучаем. Дополнительные выплаты, премии, льготы.
Размещение с отдельным санузлом и душевой, 3-разовое питание, спортзал, прачечная. Ленинградская область.
Ищем кандидата из: Рязань
Опыт не нужен
Проведение коррекционных (индивидуальных и групповых) занятий, обратная связь родителями.
Умение работать в команде (сотрудники, родители) коммуникабельность, стрессоустойчивость, желание развиваться.
Ищем кандидата из: Екатеринбург
Разместите резюме, и мы подберем вам подходящие вакансии
Ищем кандидата из: Белогорск (Амурская область)
Амурская область, Белогорск, Никольское шоссе, 170
фонематического слуха. Обогащение словарного запаса.
Ищем кандидата из: Екатеринбург
Опыт не нужен
фонематического слуха. Проведение диагностики речевых нарушений у . Проведение индивидуальных и групповых занятий.
Наличие справки об отсутствии судимости.
Получайте новые вакансии по вашему запросудефектолог учитель / Сургут / Полная / Не требующие высшего образования
Ищем кандидата из: Санкт-Петербург
фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. Консультирование родителей.
Ищем кандидата из: Санкт-Петербург
Новосибирская область, Новосибирск
Опыт не нужен
Проведение диагностики речевых нарушений у от 0-8 лет.
Центр речевого в поиске -, как на полный день так и на подработку, можно без опыта, но с желанием работать с от 1 года со сложными нарушениями .
Ищем кандидата из: Санкт-Петербург
Опыт не нужен
фонематического слуха. Проведение диагностики речевых нарушений у . Проведение индивидуальных и групповых занятий.
Мобильность, стрессоустойчивость.
“Разноцветные цыплята” – самая крупная сеть центров в России, основанная в 2015 году.
Наша миссия: “Мы создаем счастливое и успешное будущее , развивая их речевые навыки и помогая обрести радость общения.
Работа рядом с домом. Соц. гарантии, стабильная З/П. Премии. Откликайся – мы позвоним и расскажем подробнее!
Ищем кандидата из: Тюмень
Ищем кандидата из: Санкт-Петербург
Ищем кандидата из: Санкт-Петербург
улица Олеко Дундича, 38к3
Выполнение рекомендаций – по режиму дня. Сопровождение ребенка в течение всего учебного дня.
Высшее или средне-специальное образование. Терпение, исполнительность.
Попробуйте поискать вакансии по похожим запросам
Регионы
С 1 сентября 2023 года в сфере образования вводится профессиональный стандарт для педагогов-дефектологов. Этот документ устанавливает основные компетенции и требования к специалистам, работающим в области коррекционной педагогики.
С первого сентября начинает действовать Приказ 136н, который вводит в действие профстандарт педагога-дефектолога. Этот стандарт будет применяться к учителям-дефектологам и учителям-логопедам.
До этого момента, для этих педагогов не было четких профессиональных стандартов, а требования к их работе определялись ЕКС работников образования. Теперь профессиональная деятельность разбивается на несколько ключевых пунктов. Она включает в себя:
- Организацию обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Развитие и формирование личности учащихся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
- Коррекцию, компенсацию и профилактику нарушений развития у учащихся.
- Психолого-педагогическую поддержку родителей (законных представителей) учащихся.
Профстандарт дефектолога 2023 предполагает обязательное применение в следующих случаях:
- При найме новых учителей-дефектологов и учителей-логопедов;
- При организации их обучения и аттестации;
- При разработке должностных инструкций.

Педагог-дефектолог: восемь направлений деятельности
Современный профстандарт вводит 8 направлений, охватывающих профессиональную деятельность учителей-дефектологов и учителей-логопедов в различных областях:
- Учитель-логопед (логопед) с фокусом на нарушения речи.
- Учитель-дефектолог, специализирующийся на нарушениях слуха.
- Учитель-дефектолог, ориентированный на задержку психологического развития.
- Учитель-дефектолог, занимающийся нарушениями зрения.
- Учитель-дефектолог с профилем нарушений опорно-двигательного аппарата.
- Учитель-дефектолог с акцентом на ранний и дошкольный возраст.
- Учитель-дефектолог, специализирующийся на интеллектуальных нарушениях.
- Учитель-дефектолог, работающий с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Образование педагога дефектолога: требования 2023
В новом приказе более точно определены условия для образования. В прошлом требовалось обладать специальным профильным образованием в области дефектологии или логопедии для того, чтобы работать дефектологом или логопедом, без возможности профессиональной переподготовки. Однако с 2023 года возможны два пути:
- На работу дефектологом можно принять сотрудника с профильным образованием по дефектологии или логопедии
- Можно принимать на работу тех, кто имеет высшее педагогическое или психологическое образование. Главное, чтобы кандидаты прошли профессиональную переподготовку по специальным программам.
Такой подход расширяет круг кандидатов и способствует более гибкому формированию команды специалистов в образовательных учреждениях.
Важно: наименование специализированной программы переподготовки обязательно должно точно соответствовать названию направления, которое определено в профессиональном стандарте для педагога-дефектолога.
- Для учителя-логопеда с фокусом на нарушения речи требуется:
— Высшее образование по профилю либо
— Педагогическое или психологическое высшее образование + программа переподготовки по программе «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации»
- Для учителя-дефектолога, специализирующегося на нарушениях слуха, требуется:
— Высшее образование по профилю либо
— Педагогическое или психологическое высшее образование + программа переподготовки по программе «Работа с обучающимися с нарушениями слуха»
- Для учителя-дефектолога, ориентированного на задержку психологического развития, требуется:
— Высшее образование по профилю либо
— Педагогическое или психологическое высшее образование + программа переподготовки по программе «Работа с обучающимися с задержкой психологического развития»
- Для учителя-дефектолога, занимающегося нарушениями зрения, требуется:
— Высшее образование по профилю либо
— Педагогическое или психологическое высшее образование + программа переподготовки по программе «Работа с обучающимися с нарушениями зрения»
- Для учителя-дефектолога с профилем нарушений опорно-двигательного аппарата требуется:
— Высшее образование по профилю либо
— Педагогическое или психологическое высшее образование + программа переподготовки по программе «Работа с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
- Для учителя-дефектолога с акцентом на ранний и дошкольный возраст требуется:
— Высшее образование по профилю либо
— Педагогическое или психологическое высшее образование + программа переподготовки по программе «Работа с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими нарушения развития или риск их возникновения»
- Для учителя-дефектолога, специализирующегося на интеллектуальных нарушениях, требуется:
— Высшее образование по профилю либо
— Педагогическое или психологическое высшее образование + программа переподготовки по программе «Работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития»
- Для учителя-дефектолога, работающего с детьми с расстройствами аутистического спектра, требуется:
— Высшее образование по профилю либо
— Педагогическое или психологическое высшее образование + программа переподготовки по программе «Работа с обучающимися с расстройствами аутистического спектра»
Требования для учителя-дефектолога
Профстандарт дефектологов определил новые обязанности:
- Сопровождение обучающихся с нарушениями, но обладающих выдающимися способностями в спорте или художественном творчестве.
- Ведение документации совместно с другими специалистами.
- Консультирование родителей в рамках обучающих занятий.
Существенной частью нового профстандарта являются не только конкретные обязанности, но и набор необходимых знаний. Так, дефектологу важно обладать базовыми знаниями в области общей и профессиональной этики, конфликтологии и медиации.

Должностная инструкция дефектолога
Должностная инструкция педагога-дефектолога является ключевым ориентиром в их профессиональной деятельности. Согласно новому профстандарту, эта инструкция определяет не только обязанности и ответственность учителя-дефектолога, но и ориентирует на требования к компетенциям и знаниям, необходимым для эффективной поддержки и обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Учитель-дефектолог: документация
Утвержденного перечня документации для учителя-дефектолога нет. Список необходимых документов образовательные организации устанавливают самостоятельно. Документы учителя-дефектолога могут включать:
- Протокол педагогической диагностики ребенка (Личное дело).
- Карта индивидуального сопровождения ребенка.
- Отчет психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
- Индивидуальный коррекционно-развивающий (образовательный) маршрут ребенка.
- Программы и планы дефектологической работы.
- Годовой план работы.
- Журнал учета посещаемости дефектологических занятий.
- Рабочая программа по коррекции
- Комплексно-тематический план
Применять профстандарт педагога-дефектолога можно не только в школе, но и в детском саду, а также при организации дополнительного образования. Это позволяет более широко внедрять новые стандарты в практику, обеспечивая более качественное образование для детей с особыми образовательными потребностями.
Обучение по дефектологии

Итоги
Расширение требований: Для работы педагога-дефектолога стало важным иметь высшее образование по специальности или педагогическое/психологическое высшее образование вместе с профессиональной переподготовкой по определенной программе.
Специализированные профили: Профстандарт определяет разные направления работы учителей-дефектологов, такие как работа с различными нарушениями развития, включая речевые и психологические аспекты.
Если вы хотите помогать людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дефектология — ваш выбор. Мы расскажем об особенностях этой профессии, а также подскажем, где пройти обучение, чтобы стать учителем-дефектологом.
Кто это и чем занимается
В чем заключается суть работы дефектолога? Дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дефектолог может иметь специализацию по работе с одной из категорией детей с нарушениями развития:
- Тифлопедагог работает с людьми с патологиями зрения. В частности, он учит пользоваться остаточным зрением, ориентироваться в быту, ближайшем предметном окружении, безопасному перемещению по городу.
- Сурдопедагог специализируется на работе с людьми с нарушениями слуха, в том числе он занимается реабилитацией пациентов после кохлеарной имплантации.
- Олигофренопедагог помогает детям с нарушением интеллекта.
Но специалисты любого из этих профилей должны разбираться в смежных направлениях, поскольку на практике дефектологу приходится сталкиваться с детьми с различными вариантами отклоняющегося развития.Перечислим их:
- дети с нарушением слуха (глухие и слабослышащие)
- дети с нарушением зрения (слепые и слабовидящие)
- дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (куда входит в том числе и детский церебральный паралич)
- дети с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)
- дети с задержкой психического развития
- дети с тяжелыми нарушениями речи
- дети с расстройствами аутистического спектра
- дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, у которых одни патологии сочетаются с другими (например, сочетанные нарушения зрения и слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата и интеллекта и т.д.).
В последнее время особую важность приобретает подготовка специалистов к работе с детьми раннего возраста, поскольку раннее выявление нарушений развития и оказание ранней комплексной помощи позволяет достичь наибольшей эффективности коррекционной работы.
Есть много случаев, когда нужно обращаться к дефектологу. Мы перечислим основные:
- Ребенок не реагирует на речь взрослых, его собственная речь невнятна, либо он не разговаривает совсем.
- Есть задержки в развитии: ребенок не может освоить элементарные навыки, его развитие протекает медленнее, чем у сверстников, ему сложно усваивать программный материал в детском саду или в школе.
- Серьезно нарушено зрение или слух.
- Ребенок чрезмерно активен и импульсивен, не может сосредоточиться на одном занятии. Его эмоциональное состояние нестабильно: бывают вспышки агрессии, частые перепады настроения. Взрослым трудно контролировать и регулировать его поведение.
- Ребенок не взаимодействует с окружающими, не реагирует или слабо реагирует на других людей, часто повторяет одни и те же действия.
Рекомендация дефектологов родителям: любые тревожные “звоночки” – повод обратиться к специалисту, не дожидаясь, пока “пройдет само”. Лучше потратить немного времени и узнать, что с ребенком все в порядке, чем проигнорировать проблему и не оказать ребенку помощь своевременно.
Деятельность дефектолога и его основные обязанности
Все начинается с диагностики. Дефектолог работает не только с ребенком (оценивает особенности памяти, внимания, мыслительных процессов и т.д.), но также изучает информацию о течении беременности и родов, собирает данные о раннем развитии ребенка. Обследование должно быть комплексным: например, некоторые методики нужны не столько для проверки интеллекта, сколько для изучения навыков планирования и регуляции собственной деятельности.
На этом этапе дефектолог изучает результаты обследований, проведенных врачами, и объясняет родителям, к каким специалистам стоит обратиться (это может быть психолог, невролог, узкий специалист в конкретной области дефектологии и пр.)
После окончания диагностики нужно составить индивидуальный план занятий, подобрать конкретные коррекционные приемы и упражнения. Важный пункт — рекомендации дефектолога родителям. Во многом от поведения взрослых и их способности обеспечить ребенку подходящие условия для развития зависит результат работы специалиста.
Последний этап — проведение занятий. Дефектолог внимательно наблюдает за ребенком, отслеживает прогресс и корректирует план, чтобы добиться нужного результата. При необходимости он меняет длительность и частоту занятий.
Также дефектологи консультируют участников коррекционно-образовательного процесса (родителей, учителей и других специалистов) и проводят просветительскую работу.
Примеры методов работы дефектолога
Во время диагностики специалист может использовать:
- Метод беседы для определения сформированности представлений ребенка о себе и окружающем мире, особенностей его познавательной и эмоциональной сфер, специфики интересов и социальных контактов.
- Метод наблюдения. При его использовании специалист смотрит, как ребенок взаимодействует со взрослыми и со сверстниками, каковы особенности его игры и т.д.
- Метод эксперимента. Здесь могут быть использованы проективные методики, различные личностные опросники и анкеты.
В списке эффективных методик коррекционной работы дефектологов:
- методы альтернативной коммуникации (например, PECS – система коммуникации с помощью карточек, “Макатон” – языкова программа, сочетающая жесты, символы и звучающую речь), ;
- АВА-терапия;
- методики обучения математике детей с нарушениями развития З. Дьенеша (“Логические блоки”) и “Нумикон”;
- песочная терапия и пр.
Обратите внимание: для применения каждой из них нужен документ, подтверждающий право использования. Конкретные методики можно освоить на курсах повышения квалификации.
На вопрос «Сколько получает дефектолог?» нельзя ответить однозначно. Кроме образования необходимо учитывать опыт работы в этой сфере, а также место работы и регион. Зачастую в муниципальных учреждениях зарплата дефектолога на порядок ниже по сравнению с частными детскими садами, школами и развивающими центрами при выполнении одинаковых обязанностей.
Так, например, в регионах учитель-дефектолог в школе может рассчитывать на зарплату от 20 тыс рублей в месяц. В то же время в столице зарплата дефектолога в среднем составляет 50 тыс рублей.
При этом наличие высшего профильного образования или переподготовки обязательно.
Профессиональные качества дефектолога
Для того, чтобы работа дефектолога была эффективной, он должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами. Среди них:
- Заинтересованность в оказании помощи людям с нарушениями в развитии.
- Наблюдательность и внимательность. Эти качества помогают дефектологам установить контакт с ребенком с нарушением развития, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
- Дефектологу очень важно иметь грамотную и поставленную речь, поскольку ему приходится работать с детьми с речевыми проблемами и его речь должна быть образцом и примером для подражания.
- Интуиция. Помогает подбирать необходимые диагностические методики для конкретных случаев и формировать коррекционную направленность обучения.
- Коммуникабельность необходима, чтобы уметь общаться с детьми с нарушениями в развитии и их родителями и найти способ вывести их на диалог.
- Стрессоустойчивость и терпеливость особенно важны в работе с людьми, которые имеют физические и психические нарушения.
- Тактичность дефектолога, бережное и уважительное отношение к детям с ОВЗ (вне зависимости от степени выраженности нарушений) и их родителям.
Где учиться, чтобы стать дефектологом?
Если у вас уже есть высшее или среднее профессиональное образование, вам не обязательно снова тратить несколько лет на обучение — вместо этого можно пройти курсы профпереподготовки по дефектологии. Можно пройти как общий курс, так и программу по выбранному вами направлению:
. Особое внимание обратите на программу, после окончания которой вы получите две квалификации — логопеда и дошкольного педагога-дефектолога.
. Есть более короткая программа для педагогов, которые хотят работать с детьми с нарушениями зрения.
Ознакомьтесь с полным списком курсов, чтобы выбрать подходящий.
После окончания профпереподготовки вы можете глубже изучить конкретные методики на курсах повышения квалификации
Нужна помощь в выборе программы? Обратитесь к специалистам приемной комиссии АНО «НИИДПО»!
Логопед-дефектолог/нейропсихолог
40 000
9 дней назад с
hh.ru (ООО “Хэдхантер”)
Учитель – дефектолог
20 000
25 000
-
МБОУ 16 Г. ЛИПЕЦКА
3 дня назад с
20 000
25 000
Преподаватель- организатор ОБЖ
25 000
-
МАОУ СОШ 20 Г. ЛИПЕЦКА
9 дней назад с
Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
30 000
30 000
-
МБОУ 16 Г. ЛИПЕЦКА
3 дня назад с
30 000
30 000
Тьютор
25 700
25 700
-
МБДОУ 18 Г. ЛИПЕЦКА
11 дней назад с
25 700
25 700
Выбери — как получать новые вакансии по запросу «дефектолог»
Мы отправили на твою почту ссылку для активации
Письмо активации не пришло — проверь «Спам».
Пожалуйста, добавь наш Email-адрес в список контактов, чтобы мы больше не терялись
Вопросы и ответы
✉️ Как связаться с работодателем по вакансии дефектолог?
Открой вакансию и нажми на кнопку «Откликнуться» под заголовком выбранной вакансии — заполни форму быстрого отклика или выбери резюме из списка и отправь работодателю.
Чтобы откликнуться с резюме — его сначала нужно создать на нашем сайте и выбрать режим видимости «Доступно всем» или «Доступно только зарегистрированным работодателям».
📞 Не могу найти контакты работодателя — где искать?
Чтобы увидеть контакты работодателя — нажми кнопку «Показать телефон» под заголовком вакансии.
Пожалуйста, обрати внимание на источник вакансии. Если хочешь оставить отклик на объявление нашего партнёра (например, hh.ru), сначала зарегистрируйся на сайте источника.
✍ Как разместить вакансию?
Чтобы разместить новую вакансию дефектологом — нажми кнопку «Разместить вакансию» на главной странице
или перейди по ссылке. Это абсолютно бесплатно.
💼 Как создать резюме в Липецке?
Чтобы создать резюме для поиска работы — нажми кнопку «Создать резюме» на главной странице или перейди по
ссылке.
📈 Как получать свежие вакансии для работы дефектологом?
Библиографическое описание:
Якушева, А. Н. Роль учителя-дефектолога в коррекционно-образовательном процессе / А. Н. Якушева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 35-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9159/ (дата обращения: 14.07.2024).
В статье автор отвечает на наиболее актуальные вопросы, которые родители часто задают учителю-дефектологу во время родительских собраний или индивидуальных консультаций.
Ключевые слова:
дефектолог, вопросы, дети с ОВЗ, познавательное развитие.
Чаще всего вопросы, кто такой дефектолог и как проходят занятия с этим специалистом, задают родители детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что родители данной категории только начинают свое знакомство со службой психолого-педагогической сопровождения детей с особыми возможностями здоровья и не в полной мере проинформированы о целях и задачах нашей с вами работы.
Если обратить внимания на приоритетные направления работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста, то мы можем обратить внимание на то, как наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает либо самостоятельный поиск знаний, либо под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества. Те самые зоны ближайшего и актуального развития, о которых писал в своих трудах Лев Семенович Выготский.
Одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Такое понимание познавательного развития дошкольников предлагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
Для учителя-дефектолога, работающего с детьми дошкольного возраста, познавательная активность является чем-то сродни топливу для автомобиля. Тяга ребенка к получению новых знаний открывает для специалистов службы сопровождения массу возможностей для компенсации дефицитов познавательного, речевого или эмоционально-волевого развития. Поэтому наша задача как коррекционных педагогов всячески поощрять и усиливать познавательную активность дошкольника с ОВЗ, для последующего качественного перехода к познавательной и учебной деятельности в начальной школе. Я заострила на этом внимание, потому что именно эти мысли мы должны постараться донести до родителей наших воспитанников во время родительских собраний и индивидуальных консультаций.
Рис. 1. Направления работы учителя-дефектолога
Когда мы говорим об основных направлениях деятельности учителя-дефектолога, то подразумеваем четыре основных параметра, реализуемых нами в процессе коррекционно-развивающей деятельности. В первую очередь стоит конечно же сказать про диагностическое направление, это наше «формальное знакомство» с ребенком, которое подразумевает выявление актуального уровня его познавательного развития, отслеживание динамики в процессе коррекционно-развивающих занятий. Коррекционно-развивающее направление отвечает за проведение занятий в индивидуальной или групповой форме, направленных на развитие и коррекцию ВПФ (мышление, память, внимание, восприятие, пространственно-временные и количественные представления, знания об окружающем мире, мелкая моторика). Консультативно-просветительское направление мы в полной мере реализуем во время консультирования педагогов, родителей, их законных представителей по вопросам индивидуального развития ребенка и при возникновении трудностей в процессе обучения. И конечно же главное — мы консультируем по поводу наиболее эффективной стратегии оказания комплексной психолого-педагогической поддержки наших подопечных. Я хотела бы обратить внимание на необходимость развития в себе навыка не только четко определять дефициты ребенка, но и все возможные компенсаторные пути его коррекции. Важный принцип «педагогического оптимизма», лежащий в основе работы учителя-дефектолога, должен находить свое отражение во всех сферах нашей работы, от диагностики и до консультативно-просветительской деятельности. Честно говоря, важность планомерного налаживания продуктивного контакта с родителями и коллегами по учебно-воспитательному процессу трудно переоценить.
В начале учебного года мы вместе с коллегами, работающими как на школьных, так и на дошкольных образовательных площадках нашего учебного комплекса, провели опрос среди родителей «Задай вопрос учителю-дефектологу» и проанализировав получившийся довольно обширный список, я выбрала из него только самые распространенные и актуальные вопросы, на которые постаралась ответить далее.
-
Кто такой учитель-дефектолог?
Разумеется, самым актуальным для родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ является вопрос, а кто же такой дефектолог? «мы знаем, что логопед занимается речью, а психолог — эмоциями, а что же делаете вы?», говорят нам и какую же формулировку ответа выбрала для себя я? Я использую словосочетание «познавательная сфера» или «познавательное развитие», но всегда расшифровываю что же входит в это понятие. Работая с детьми дошкольного возраста, я всегда делаю акцент на поощрении познавательной активности в процессе выполнения игровых заданий, а когда на консультацию приходят родители школьников, то акцентирую свою речь на развитии произвольности, как восприятия, так и внимания к учебному материалу. Потому что как правило родители дошкольников беспокоятся о том, чтобы их ребенок не перетруждался на занятиях со специалистами службы сопровождения, а больше играл и познавал мир, в то время как родители школьников нацелены на комфортный и полноценный переход от игрового к учебному виду деятельности.
— Учитель-дефектолог — это специалист, который занимается диагностикой и развитием
познавательной сферы
удетей с ограниченными возможностями здоровья.
—
Познавательная сфера
это — мышление, внимание, речь, а также работа над пробуждением интереса к окружающему миру и формирование умения делать открытия и удивляться им.
-
Чем занимается учитель-дефектолог?
Направления работы учителя-дефектолога с
детьми можно условно разделить на семь блоков:
1
.
Развитие психомоторики и
сенсорных процессов
— В этот блок входит регулярное выполнение упражнений на развитие мелкой моторики. Если не развита мелкая моторика, возникают трудности с письмом и, как следствие, трудности со связной речью.
2. Формирование пространственно-временных отношений
— Изучение понятий «право» и «лево», «правый верхний угол», «левый нижний угол», «двухмерное и трехмерное пространство» и других. Если с этими категориями ребёнок не знаком, могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
3. Умственное развитие
— В данном блоке мы уделяем время развитию высших психических функций — внимания, восприятия, памяти, мышления.
4. Нормализация ведущей деятельности возраста
— Постепенная смена ведущей деятельности с игровой на учебную.
5. Формирование представлений о
предметах и
явлениях
— Работа над проблемами, возникшими из-за пробелов в предшествующем развитии. Например, ребёнок не ходил в детский сад, а в этом возрасте формируются такие представления как цвет, форма, размер и др.
6. Обогащение словаря и
развитие связной речи
7. Готовность к
восприятию учебного материала
— Формирование тех знаний и умений, которые позволят усвоить учебный материал.
Отвечая на вопрос «Чем вы будете заниматься с моим ребенком на своих занятиях?», я предоставляю родителям небольшую памятку, которая умещается на обычном альбомном листе. Я не заостряю внимание родителей на таких понятиях как «тематическое планирование» или «индивидуальный учебный план», но обращаю внимание на те основные аспекты, над которыми мы будем работать в течение года. Разумеется, многое в ответе на этот вопрос индивидуально и зависит от личности родителя, пришедшего на консультацию. Если мы видим в процессе беседы, что родитель намерен регулярно следовать индивидуальной программе развития, мы можем предоставить ему краткий тематический план занятий с учителем-дефектологом, но как правило такой вопрос возникает во время первичных консультаций и для первого шага на пути к продуктивной коммуникации с родителями, достаточно краткой памятки.
Также я бы хотела обратить ваше внимание на шестой пункт, который, разумеется, в большей степени реализует на своих занятиях учитель-логопед, но от работы над накоплением словаря и развитием связной речи, особенно в начальной школе, мы также не отказываемся. Чем более всеобъемлющей будет работа по восполнению дефицитов у ребенка с ОВЗ, чем более позитивные прогнозы мы можем строить относительно успешной социализации и компенсации у наших воспитанников.
-
Посоветуйте, пожалуйста, упражнения для развития памяти?
По индивидуальному запросу учитель-дефектолог может предоставить картотеку игр и упражнений, направленных на развитие разных видов памяти детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если говорить в целом, то такие задания можно объединить по принципу «Найди пару», «Какой вещи не хватает?», «Запомни и повтори» и так далее. В картотеке учителя-дефектолога наверняка есть множество заданий для развития памяти и когнитивных процессов, из своего опыта я могу сказать, что в последнее время активно использую с учениками среднего школьного возраста различные мнемонические приемы для запоминания, казалось бы, никак не связанной между собой информации. Но что мы можем порекомендовать родителям? В первую очередь это должны быть те задания и игры, которые не требуют от родителей финансовых вложений. Самой простым, но весьма эффективным на мой взгляд приемом будет игра «да и нет не говорить, черное и белое не носить» и различные ее варианты с разными «запрещенными» по правилам игры словами.
-
Хотелось бы узнать ваше мнение о
том, сколько времени должен длиться «домашний» урок с
родителями?
-
Хотелось бы заниматься пальчиковой гимнастикой дома самостоятельно, подскажите какие упражнения для развития мелкой моторики будут наиболее эффективны?
— Праксис — это способность приобретать, сохранять и использовать разнообразные двигательные навыки.
-
Чем отличается занятие с
учителем-дефектологом от других уроков?
-
Занимается ли учитель-дефектолог математикой с
детьми школьного возраста?
В сферу деятельности школьного учителя-дефектолога входит формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала. В результате работы по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают им усвоить учебный материал. Важно понимать, что учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Во время занятий я прежде всего выясняю причину возникшей трудности путем подбора диагностической методики, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за недостаточной сформированности пространственных представлений могут возникнуть трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель), так и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).
- Журавская Е. Познавательное развитие дошкольников // Международный образовательный портал. 09.01.2019. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-poznavatelnoe-razvitie-doshkolnikov.html (дата обращения 15.04.2024)
- Коррекция учебных навыков учитель-дефектолог в школе URL: https://obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/korrekciya-uchebnyh-navykov-uchitel-defektolog-v-shkole.html (дата обращения 15.04.2024)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». URL: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения 15.04.2024)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/70862366/7af06a18e696b1f1f06e05ebdce27796/ (дата обращения 15.04.2024)
- Рудомётова Н. А. Коррекционная педагогика. Современный учитель-дефектолог, кто он? // Образовательная социальная сеть. 10.04.2018. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/04/10/korrektsionnaya-pedagogika-sovremennyy-uchitel-0 (дата обращения 15.04.2024)
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. — М.: Генезис, 2017.
- Шкляр Н. В., Карынбаева О. В. Профессия педагога-дефектолога и её социальная значимость // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professiya-pedagoga-defektologa-i-eyo-sotsialnaya-znachimost (дата обращения: 15.04.2024).
Учитель – весьма ответственная профессия. На западе эта специальность считается одной из самых престижных и высокооплачиваемых. Но в России ситуация сложилась иным образом.
В Российской Федерации учителя и преподаватели не так ценятся, их труд оплачивается не по достоинству, поэтому зарплаты учителей в России сложно назвать высокими. Они находятся на среднем уровне.
- Средняя зарплата учителя в России в 2024 году: данные Росстат
- Оклады преподавателей ВУЗов в 2024 году
- Оклады воспитателей в детском саду в 2024 году
- Средняя зарплата педагогов учреждений дополнительного образования в 2024 году
- Средняя заработная плата преподавателей и мастеров СПО и НПО в 2024 году
- Повышение зарплаты учителям: прогнозы на 2023-2025 годы
Средняя зарплата учителя в России в 2024 году
Как известно, размер зарплаты в России напрямую зависит от региона, где осуществляется трудовая деятельность.
Средняя зарплата учителя в 2024 году по России составляет 45 787 рублей.
- Самые высокие заработные платы (выше 100 000 рублей) получают учителя, работающие в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах.
- Самые низкие заработные платы у учителей в Республиках Ингушетия и Карачаево-Черкесск. В субъектах Северо-Кавказского федерального округа зарплата учителя не превышает 30 000 рублей.
Согласно данным Росстат в 2024 году, средняя зарплата учителя превышает среднюю зарплату по региону, в котором работает педагог. Но это касается не всех областей. В Курске учитель зарабатывает меньше средней зарплаты по субъекту федерации.
15 000 – 20 000 рублей
20 000 – 25 000 рублей
25 000 – 30 000 рублей
30 000 – 35 000 рублей
35 000 – 40 000 рублей
40 000 – 45 000 рублей
45 000 – 50 000 рублей
50 000 – 60 000 рублей
60 000 – 70 000 рублей
70 000 – 80 000 рублей
80 000 – 100 000 рублей
Более 100 000 рублей
Таблица: уровень средней зарплаты педагогов образовательных организаций общего образования по субъектам РФ в 2024 году
Российская Федерация | 45 787 |
Центральный федеральный округ | |
Белгородская область | 43 709 |
Брянская область | 34 831 |
Владимирская область | 34 787 |
Воронежская область | 33 617 |
Ивановская область | 26 315 |
Калужская область | 38 610 |
Костромская область | 31 211 |
Курская область | 33 500 |
Липецкая область | 34 093 |
Московская область | 62 036 |
Орловская область | 30 522 |
Рязанская область | 35 829 |
Смоленская область | 30 884 |
Тамбовская область | 30 498 |
Тверская область | 33 851 |
Тульская область | 37 238 |
Ярославская область | 34 519 |
г.Москва | 99 674 |
Северо-Западный федеральный округ | |
Республика Карелия | 43 293 |
Республика Коми | 50 840 |
Архангельская область | |
в том числе: | |
Ненецкий авт. округ | 83 916 |
Архангельская область без авт. округа | 47 762 |
Вологодская область | 40 496 |
Калининградская область | 38 821 |
Ленинградская область | 50 735 |
Мурманская область | 60 987 |
Новгородская область | 30 401 |
Псковская область | 29 869 |
г.Санкт-Петербург | 64 730 |
Южный федеральный округ | |
Республика Адыгея | 30 044 |
Республика Калмыкия | 30 366 |
Республика Крым | 29 434 |
Краснодарский край | 34 606 |
Астраханская область | 31 657 |
Волгоградская область | 31 289 |
Ростовская область | 35 767 |
г. Севастополь | 39 921 |
Северо-Кавказский федеральный округ | |
Республика Дагестан | 31 627 |
Республика Ингушетия | 24 870 |
Кабардино-Балкарская Республика | 25 898 |
Карачаево-Черкесская Республика | 24 631 |
Республика Северная Осетия – Алания | 26 732 |
Чеченская Республика | 26 299 |
Ставропольский край | 29 727 |
Приволжский федеральный округ | |
Республика Башкортостан | 36 082 |
Республика Марий Эл | 29 660 |
Республика Мордовия | 29 173 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 41 034 |
Удмуртская Республика | 35 322 |
Чувашская Республика – Чувашия | 32 022 |
Пермский край | 36 995 |
Кировская область | 31 915 |
Нижегородская область | 33 959 |
Оренбургская область | 35 873 |
Пензенская область | 29 685 |
Самарская область | 36 875 |
Саратовская область | 34 183 |
Ульяновская область | 30 384 |
Уральский федеральный округ | |
Курганская область | 30 163 |
Свердловская область | 43 363 |
Тюменская область | |
в том числе: | |
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра | 67 852 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | 102 330 |
Тюменская область без авт. округов | 49 681 |
Челябинская область | 35 279 |
Сибирский федеральный округ | |
Республика Алтай | 33 709 |
Республика Тыва | 44 532 |
Республика Хакасия | 41 161 |
Алтайский край | 30 523 |
Красноярский край | 46 567 |
Иркутская область | 46 932 |
Кемеровская область | 40 879 |
Новосибирская область | 41 341 |
Омская область | 32 612 |
Томская область | 38 971 |
Дальневосточный федеральный округ | |
Республика Бурятия | 43 670 |
Республика Саха (Якутия) | 65 566 |
Забайкальский край | 35 675 |
Камчатский край | 75 523 |
Приморский край | 49 211 |
Хабаровский край | 49 431 |
Амурская область | 52 005 |
Магаданская область | 94 073 |
Сахалинская область | 95 478 |
Еврейская автономная область | 44 127 |
Чукотский автономный округ | 111 558 |
Зарплата учителей в некоторых регионах РФ
Средняя зарплата педагога в 2024 году в Москве составляет около 99 674 рублей. Школьный учитель, работающий в Санкт–Петербурге, в нынешнем году получает не менее 64 730 рублей.
Во многих городах и областях в 2024 году средняя заработная плата педагога не сильно изменилась. В маленьких городах учителя получают примерно по 25 000 – 30 000 рублей.
В областных центрах оклад учителя равен 22 000 рублей. А педагог, работающий в сельской местности, может рассчитывать на зарплату от 12 000 до 17 000 рублей.
На территории Крыма в 2024 году учитель зарабатывает не более 29 434 рублей.
Но стоит помнить, что величина оклада школьного учителя также напрямую зависит от таких факторов, как:
- Выслуга лет.
- Количество отработанных часов.
- Уровень квалификации.
- Наличие особых заслуг.
- Наличие дополнительных нагрузок (классное руководительство, дополнительная работа с детьми из малообеспеченных семей).
К сожалению, дополнительные выплаты за большой стаж и опыт работы учителям не предусмотрены.
Согласно новой реформе, молодые специалисты будут получать одинаковую заработную плату с учителями, которые проработали в школе более 10-15 лет.
Зарплата учителя начальных классов по России в 2024 году в среднем составляет 31 800 рублей.
Завучи в школах Москвы зарабатывают от 72 500 рублей в месяц. А ежемесячный оклад директора школы просто поражает – 114 000 рублей.
Оклады преподавателей ВУЗов в 2024 году
Средняя зарплата преподавателя высшего учебного заведения по России 97 276 рублей.
- Ассистент, не имеющий учёной степени, получает примерно от 20 000 до 47 000 рублей.
- Преподаватель, имеющий звание доцента, зарабатывает около 42 000 рублей.
- Профессора получают примерно от 51 000 рублей. Но такие оклады зачастую получают сотрудники образовательной сферы, работающие в более развитых и крупных городах.
- Преподаватели провинциальных высших учебных учреждений со степенью доцент получают по 31 000 рублей в месяц.
- А ежемесячный заработок кандидата наук в среднем 47 000 рублей.
Чаще всего преподаватели получают от 40 000 до 50 000 рублей. Но такая заработная плата выплачивается лишь тем сотрудникам, которые дополнительно занимаются кураторством или занимают должности заведующих кафедрой.
Заработок преподавателей, работающих в частных высших учебных учреждениях, начинается от 60 тыс. рублей.
Деканы факультетов в среднем получают ежемесячно 40 000 рублей. А заработная плата ректоров просто поражает своими размерами. Представители, имеющие такую должность, могут зарабатывать от 75 000 тыс. рублей в месяц.
В Санкт–Петербурге в государственном университете средняя заработная плата профессора равна 57 тыс. рублей. А доцент в этом же высшем учебной заведении будет ежемесячно получать от 40 тыс. рублей.
Таблица: зарплата преподавателей учреждений высшего профессионального образования
Российская Федерация | 97 276 |
Центральный федеральный округ | |
Белгородская область | 77 969 |
Брянская область | 57 803 |
Владимирская область | 61 639 |
Воронежская область | 66 007 |
Ивановская область | 52 460 |
Калужская область | 81 554 |
Костромская область | 60 068 |
Курская область | 72 275 |
Липецкая область | 72 078 |
Московская область | 106 398 |
Орловская область | 63 958 |
Рязанская область | 71 608 |
Смоленская область | 65 143 |
Тамбовская область | 62 859 |
Тверская область | 68 718 |
Тульская область | 84 605 |
Ярославская область | 70 341 |
г.Москва | 159 074 |
Северо-Западный федеральный округ | |
Республика Карелия | 80 255 |
Республика Коми | 98 656 |
Архангельская область | |
в том числе: | |
Ненецкий авт. округ | |
Архангельская область без авт. округа | 102 325 |
Вологодская область | 73 346 |
Калининградская область | 70 544 |
Ленинградская область | 86 313 |
Мурманская область | 95 956 |
Новгородская область | …1) |
Псковская область | 65 224 |
г.Санкт-Петербург | 124 330 |
Южный федеральный округ | |
Республика Адыгея | 62 856 |
Республика Калмыкия | |
Республика Крым | 63 628 |
Краснодарский край | 73 290 |
Астраханская область | 62 795 |
Волгоградская область | 60 481 |
Ростовская область | 67 004 |
г. Севастополь | 82 543 |
Северо-Кавказский федеральный округ | |
Республика Дагестан | 51 545 |
Республика Ингушетия | |
Кабардино-Балкарская Республика | 58 283 |
Карачаево-Черкесская Республика | 56 914 |
Республика Северная Осетия – Алания | 50 055 |
Чеченская Республика | 57 517 |
Ставропольский край | 57 146 |
Приволжский федеральный округ | |
Республика Башкортостан | 77 074 |
Республика Марий Эл | |
Республика Мордовия | 60 865 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 83 293 |
Удмуртская Республика | 69 874 |
Чувашская Республика – Чувашия | 67 851 |
Пермский край | 81 053 |
Кировская область | 61 701 |
Нижегородская область | 78 892 |
Оренбургская область | 68 659 |
Пензенская область | 58 240 |
Самарская область | 73 627 |
Саратовская область | 59 092 |
Ульяновская область | 61 951 |
Уральский федеральный округ | |
Курганская область | 69 714 |
Свердловская область | 87 294 |
Тюменская область | |
в том числе: | |
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра | 141 371 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | |
Тюменская область без авт. округов | 95 167 |
Челябинская область | 77 616 |
Сибирский федеральный округ | |
Республика Алтай | |
Республика Тыва | |
Республика Хакасия | 84 290 |
Алтайский край | 60 613 |
Красноярский край | 106 436 |
Иркутская область | 97 395 |
Кемеровская область | 85 318 |
Новосибирская область | 86 253 |
Омская область | 70 896 |
Томская область | 89 277 |
Дальневосточный федеральный округ | |
Республика Бурятия | 71 873 |
Республика Саха (Якутия) | 143 003 |
Забайкальский край | 84 789 |
Камчатский край | 148 935 |
Приморский край | 90 557 |
Хабаровский край | 100 603 |
Амурская область | 102 801 |
Магаданская область | |
Сахалинская область | |
Еврейская автономная область | |
Чукотский автономный округ |
Оклады воспитателей в детском саду в 2024 году
В Москве воспитатели получают примерно 85 693 рублей, а в небольших провинциальных городах оклад по этой специальности иногда и вовсе не превышает 30 000 рублей.
В частных детских дошкольных учреждениях воспитатели получают большую заработную плату. В среднем их ежемесячный доход колеблется от 37 тыс. до 60 тыс. рублей.
Таблица: зарплаты работников дошкольных учреждений в 2024 году
Российская Федерация | 38 761 |
Центральный федеральный округ | |
Белгородская область | 42 861 |
Брянская область | 31 433 |
Владимирская область | 33 462 |
Воронежская область | 31 972 |
Ивановская область | 25 885 |
Калужская область | 35 943 |
Костромская область | 28 726 |
Курская область | 32 856 |
Липецкая область | 31 127 |
Московская область | 58 532 |
Орловская область | 29 795 |
Рязанская область | 33 057 |
Смоленская область | 28 753 |
Тамбовская область | 28 070 |
Тверская область | 31 067 |
Тульская область | 34 316 |
Ярославская область | 34 097 |
г.Москва | |
Северо-Западный федеральный округ | |
Республика Карелия | 42 025 |
Республика Коми | 44 074 |
Архангельская область | |
в том числе: | |
Ненецкий авт. округ | 63 091 |
Архангельская область без авт. округа | 42 847 |
Вологодская область | 38 104 |
Калининградская область | 37 323 |
Ленинградская область | 51 810 |
Мурманская область | 56 863 |
Новгородская область | 29 652 |
Псковская область | 30 476 |
г.Санкт-Петербург | 64 919 |
Южный федеральный округ | |
Республика Адыгея | 27 998 |
Республика Калмыкия | 25 852 |
Республика Крым | 24 864 |
Краснодарский край | 31 658 |
Астраханская область | 28 539 |
Волгоградская область | 30 121 |
Ростовская область | 29 665 |
г. Севастополь | 41 183 |
Северо-Кавказский федеральный округ | |
Республика Дагестан | 23 330 |
Республика Ингушетия | 23 709 |
Кабардино-Балкарская Республика | 24 615 |
Карачаево-Черкесская Республика | 23 900 |
Республика Северная Осетия – Алания | 25 211 |
Чеченская Республика | 24 366 |
Ставропольский край | 27 606 |
Приволжский федеральный округ | |
Республика Башкортостан | 35 303 |
Республика Марий Эл | 26 093 |
Республика Мордовия | 26 124 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 35 537 |
Удмуртская Республика | 32 157 |
Чувашская Республика – Чувашия | 31 227 |
Пермский край | 34 355 |
Кировская область | 29 858 |
Нижегородская область | 32 113 |
Оренбургская область | 31 915 |
Пензенская область | 29 114 |
Самарская область | 35 360 |
Саратовская область | 29 929 |
Ульяновская область | 29 674 |
Уральский федеральный округ | |
Курганская область | 28 524 |
Свердловская область | 42 713 |
Тюменская область | |
в том числе: | |
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра | 53 271 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | 85 111 |
Тюменская область без авт. округов | 45 173 |
Челябинская область | 32 903 |
Сибирский федеральный округ | |
Республика Алтай | 29 404 |
Республика Тыва | 31 118 |
Республика Хакасия | 38 888 |
Алтайский край | 29 532 |
Красноярский край | 42 901 |
Иркутская область | 40 434 |
Кемеровская область | 40 157 |
Новосибирская область | 38 133 |
Омская область | 28 865 |
Томская область | 35 690 |
Дальневосточный федеральный округ | |
Республика Бурятия | 37 447 |
Республика Саха (Якутия) | 54 536 |
Забайкальский край | 31 637 |
Камчатский край | 70 233 |
Приморский край | 45 230 |
Хабаровский край | 44 200 |
Амурская область | 45 597 |
Магаданская область | 80 512 |
Сахалинская область | 78 373 |
Еврейская автономная область | 38 959 |
Чукотский автономный округ | 97 446 |