Президент России Владимир Путин подписал новую редакцию закона “О занятости населения в РФ”. Закон вступил в силу с 1 января 2024 г. Он обязывает работодателей представлять в органы службы занятости информацию через единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений “Работа в России”. Оператором платформы является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
Татьяна Нечаева, эксперт по трудовому праву, юрист ПАО “Хэдхантер” (hh.ru), объяснила, что требования к иным интернет-ресурсам, на которых может размещаться обязательная информация от работодателей, устанавливает правительство РФ: “В рамках таких требований между HeadHunter и Рострудом действует специальное соглашение, которое позволяет работодателям исполнять такие требования закона через размещение работодателями вакансий на hh.ru. Данные о таких вакансиях продублируются и на портале “Работа России”, тем самым требования закона в части предоставления работодателями сведений о наличии вакансий в службу занятости будут исполнены”.
По мнению Татьяны Нечаевой, с помощью портала предполагается формировать прогноз рынка труда, аналитическую информацию о трудоустройстве граждан.
Практикующие юристы сервиса “Патрикеев и партнеры” объяснили, что, согласно п.5 ч.2 ст.17, работодатели обязаны представлять информацию в Единую цифровую платформу “Работа в России” через Единый портал государственных и муниципальных услуг (“Госуслуги”) либо на ином информационном портале, на котором размещается определенная информация (например, сайт hh.ru – на нем размещается информация о вакансиях).
“Вся информация на портале “Работа в России” является общедоступной, за исключением данных, которые прямо запрещены законодательством РФ. Данные можно получить путем направления запроса через “Госуслуги”. Передачу данных через конкретных агрегаторов законодатель не предусмотрел”, – сообщили юристы “Патрикеев и партнеры”.
“Закон не устанавливает ответственность за непредоставление информации в Единую цифровую платформу “Работа в России”. Ее предусматривает административное законодательство, а именно – КоАП РФ. В частности, в КоАП содержится статья 19.7. Непредставление сведений (информации) в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу). Ответственность за данное правонарушение: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 300 до 500 руб.; на юридических лиц – от 3000 до 5000 руб.”, – объяснили юристы “Патрикеев и партнеры”.
“Такие посредники, как hh.ru, и другие, в силу существующего положения о порядке работы с системой “Работа в России”, утвержденного постановлением правительства РФ №867 от 13 мая 2022 г., не могут размещать на данном портале информацию, кроме сведений о работодателях, которые воспользовались их услугами, и о наличии у таких работодателей свободных вакансий. Таким образом, размещать информацию, указанную в ст.53 закона, должны будут сами работодатели напрямую через автоматизированную цифровую платформу”, – отметил Михаил Герман, партнер, руководитель практики трудового права “Варшавский и партнеры”.
Павел Катков, юрист, экономист, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, считает, что было бы разумно дать работодателям шлюз для автоматической отгрузки информации в единую систему без посредников, потому что агентов может быть несколько, и тогда неясно, кто из них будет доносить информацию до портала, ведь работодатель может пользоваться несколькими job-сервисами, а агент должен быть только один.
Что думают работодатели о работе с порталом “Работа в России”
Татьяна Баскина, заместитель генерального директора по работе с профессиональным сообществом ГК “Анкор” (стаффинговая группа ANCOR), сообщила, что экспертное сообщество обсуждает перспективу формирования из платформы “Работа в России” федерального центра экспертизы в сфере труда и занятости.
“Портал мог бы стать единым аналитическим ресурсом как с актуальными данными о текущем рынке труда в разрезе регионов, отраслей и профессиональных сфер, так и с прогнозной аналитикой по востребованным профессиям и перспективным навыкам, потребностям в обучении и повышении квалификации. Такие данные собираются из разрозненных источников с разным уровнем достоверности. На российском рынке платформ по поиску работы и работников сложилась парадоксальная ситуация с фактически монопольным доминированием одного игрока. Поэтому развитие и совершенствование платформы, которая через портал “Госуслуги” может охватить практически все трудоспособное население и всех работодателей, может способствовать развитию здоровой конкуренции в этом сегменте. Как следствие – улучшение качества цифровых кадровых услуг”, – считает Татьяна Баскина.
Наталья Валдаева, партнер, руководитель практики “Банки и финтех” MarksMan, ранее оценивала проект “Работа в России” в рамках работы экспертом Ассоциации стратегических инициатив. По ее мнению, работодатели не увидят ничего зазорного в том, чтобы передавать данные о свободных рабочих местах для портала “Работа в России” (trudvsem.ru), однако все карты компании раскрывать не будут в силу разных причин.
“Если сокращение штата касается структурных изменений компании, работодатели часто предпочитают договариваться с работниками, выплачивая компенсации и “не вынося сор из избы”. То же касается информации, близкой к коммерческой тайне”, – добавила она.
“Работодатели, которые проходят процедуру массовых сокращений, ликвидации или банкротства, должны быть под особым вниманием государства. Но если речь о единичных вакансиях, обязывать работодателя публиковать их все на этом портале нет необходимости. Для этого есть другие ресурсы, к которым все привыкли”, – считает Ирина Рыбак, руководитель департамента кадрового аутсорсинга ООО “Агентство Контакт Рекрутмент” (Kontakt InterSearch Russia).
Как отметила Ирина Рыбак, когда компания ликвидируется или происходят массовые сокращения, организация и так обязана уведомлять службу занятости. “Теперь работодатели должны будут подгружать данные напрямую на эту платформу. Однако портал “Работа в России” не самый удобный, он еще не до конца проработан. Вполне возможно, что в связи с этим появится дополнительная нагрузка на человека, который будет это делать”, – добавила она.
Единая цифровая платформа «Работа в России»
КГБУ «Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» информирует о том, что ресурсом для размещения работодателями информации об имеющихся вакансиях определена единая цифровая платформа «Работа в России» (https://trudvsem.ru) (далее – ЕЦП «Работа в России»). ЕЦП «Работа в России» это бесплатный ресурс для работодателей, на котором предприятия могут размещать вакансии, подавать отчетную информацию в службу занятости, обращаться за содействием в подборе необходимых сотрудников или самостоятельно подбирать сотрудников. В случае авторизации работодателя на ЕЦП «Работа в России» через «Госуслуги» (посредством подтвержденной учетной записи через ЕСИА) работодателю будут доступен весь функционал Портала, в том числе просмотр контактной информации соискателей разместивших резюме. Для полноценного использования возможностей портала работодатель изначально должен завести учетную запись юридического лица (или индивидуального предпринимателя) на портале «Госуслуги», а затем с её помощью авторизоваться на ЕЦП «Работа в России». На информационном ресурсе http://cezan.taplink.ws в разделе «Работа с единой цифровой платформой «Работа России» можно ознакомиться с инструкциями по регистрации работодателей на «Госуслугах» и на ЕЦП «Работа в России».
В настоящее время Правительством Хабаровского края, в рамках реализации мероприятий Дорожной карты приоритетного (флагманского) направления развития Хабаровского края на период до 2026 года и на перспективу до 2030 года «Интересная работа, достойная зарплата» поставлена задача по информированию и привлечению работодателей на ЕЦП «Работа в России».
По всем вопросам, касающимся регистрации работодателей на ЕЦП «Работа в России» можно обратиться в Центр занятости города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района по телефонам: 54-00-09, 54-31-17 или 8-909-846-8212.
5 преимуществ при регистрации работодателя на портале “Работа в России”