Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации (РОСФИНМОНИТОРИНГ): Практика (Государственное управление)
15 December 2022 — 31 August 2024
Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации (Росфинмониторинг) приглашает студентов пройти производственную практику в стенах Службы.
Студенты и выпускники ведущих ВУЗов России с образованием в области экономики и финансов, финансового права ежегодно пополняют нашу команду.
Перед началом практики студентам необходимо:
- Ознакомиться со “Структурой центрального аппарата Росфинмониторинга” с тем, чтобы предварительно определиться с желаемым местом (управлением) для прохождения производственной практики.
- Выбрать несколько интересующих управлений (не более 3-х), в которых есть желание пройти производственную практику.
- Изучить основные нормативно правовые документы:
- Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу».
Срок начала прохождения практики с 01.02.2023 г. и по согласованию c организацией.
- Резюме.
- Заполненную в электронном виде анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р.
Контакты
Для просмотра контактов по этой практике войдите в систему.
Актуальные предложения
События и новости
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
Руководство деятельностью ФСВТС России осуществляет Президент Российской Федерации. ФСВТС России подведомственно Минобороны России, которое осуществляет координацию и контроль ее деятельности.
Основные задачи, функции, полномочия, а также подотчетность Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству закреплены в Положении о ФСВТС России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1083.
Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству – Дмитриев Михаил Аркадьевич.
Основная задача ФСВТС России – осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в области военно-технического сотрудничества.
ФСВТС России принимает решения:
-о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее продукции военного назначения в порядке, установленном Президентом Российской Федерации;
-о выдаче в установленном порядке субъектам военно-технического сотрудничества лицензий на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее продукции военного назначения;
-о предоставлении в установленном порядке по уполномочию Президента Российской Федерации организациям – разработчикам и производителям продукции военного назначе ния права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся поставок запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к ранее поставленной продукции военного назначения, проведения работ по освидетельствованию, эталонированию, продлению срока эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту, в том числе с модернизацией, утилизации и других работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения, а также обучения иностранных специалистов проведению указанных работ;
-о лишении в установленном порядке названных организаций указанного права с направлением информации об этом Министру обороны Российской Федерации;
-об организации выставок и показов образцов продукции военного назначения в Российской Федерации и в иностранных государствах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ФСВТС России в своей деятельности придает большое значение совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере военно-технического сотрудничества, повышению эффективности работы российских субъектов военно-технического сотрудничества, в частности в вопросах организации послепродажного обслуживания и ремонта поставляемой продукции военного назначения, обеспечения запасными частями раннее поставленной техники, дальнейшего совершенствования механизма поставок и перевозок продукции военного назначения, информацио нно-аналитического обеспечения в области военно-технического сотрудничества.
Сегодня отмечается День работников Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России
- Подробности
Опубликовано: 08.05.2024 07:21
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России – это федеральный орган исполнительной власти РФ, осуществляющий функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с законодательством РФ.
Данная служба подведомственна Министерству обороны, которое осуществляет координацию и контроль её деятельности.
Свой профессиональный праздник работники данной Службы отмечают 8 мая. Эта дата выбрана в связи с тем, что именно 8 мая 1953 года распоряжением Совета Министров СССР при Министерстве внутренней и внешней торговли СССР было создано Главное инженерное управление (ГИУ) – как институт государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) Советского Союза с зарубежными странами.
До этого времени структур, занимающихся экспортом и импортом военной техники, было несколько – ИУ Минвнешторга, 9-е Управление Военного министерства, 10-е Управление Генерального штаба Советской Армии и 10-й отдел Морского Генерального штаба. С целью координации их деятельности и упорядочения поставок за рубеж вооружений и военной техники и было создано ГИУ. Одновременно был создан аппарат уполномоченных ГИУ за рубежом (первоначально в 9 странах, а к 1992 году их число составляло около 70 стран).
Постепенно отрабатывались технологии взаимодействия с «поставщиками» необходимой военной продукции и её зарубежными «потребителями», решались возникающие вопросы и даже политические моменты.
Например, с образованием Варшавского договора военно-техническое сотрудничество СССР с другими его странами-участницами приобрело планомерный и полномасштабный характер, был создан институт советских военных советников с представительствами во всех странах Восточной Европы. До 1991 года около трети от общего объема поставок вооружения и военной техники СССР за границу – было только в страны Варшавского договора. Еще более значительные поставки осуществлялись в дружественные и развивающиеся страны Ближнего Востока, Южной Азии и Африки и на Кубу.
В начале 1990-х годов, в связи с изменением политической ситуации в России и в связи с переходом на новые рыночные отношения, изменились и некоторые принципы работы в сфере ВТС и нормативно-правовая база. Но основные принципы государственной политики в этой области остались прежние – это системный подход к контролю и регулированию деятельности в области ВТС; учет внешнеполитического курса и приоритетов России в области контроля экспорта продукции и услуг военного и двойного назначения при неукоснительном соблюдении международных норм и обязательств.
По мере расширения сфер военного сотрудничества России и преобразований в оборонно-промышленном комплексе РФ, а также с учетом изменений структуры мирового рынка вооружений и его географии, в 1992 году вместо ГИУ были созданы две специализированные внешнеторговые организации по экспорту и импорту продукции и услуг военного назначения – ВО «Оборонэкспорт» и ГВК «Спецвнештехника».
В 1990-х годах организации-госпосредники в системе ВТС периодически видоизменялись. В 2000 году Указом Президента РФ, в рамках реформы системы ВТС России с иностранными государствами, направленной на повышение его эффективности, был создан единый государственный посредник по экспорту и импорту продукции, работ и услуг военного назначения ФГУП «Рособоронэкспорт». Тогда же был создан и Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС России), ставший головным федеральным органом исполнительной власти. Его функциями стали контроль и урегулирование всей деятельности в области ВТС России с иностранными государствами. В 2004 году он был преобразован в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России).
За годы своего существования система Военно-технического сотрудничества России постоянно развивалась и совершенствовалась, что позволило стране выйти в мировые лидеры по объему экспорта вооружения и военной техники, значительно расширить географию экспорта российской продукции военного назначения, а значит – и укрепить партнерские отношения с другими странами, обеспечить национальную безопасность. Так, на долю «Рособоронэкспорт», входящего в число ведущих компаний на мировом рынке вооружений, приходится более 80% экспорта российского вооружения и военной техники, а география ВТС России – более 70 стран мира.
В свой же профессиональный праздник все сотрудники и ветераны ФСВТС России получают поздравления от руководства и первых лиц государства. Ведь вся их деятельность – достойный вклад в укрепление обороноспособности России и повышение её престижа.
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля разрабатывает и реализует политику Банка России в области противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ), а также в сфере валютного контроля.
Основными направлениями деятельности департамента являются информационно-аналитическое, нормативное, методическое и организационное обеспечение деятельности Банка России в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, валютного контроля и государственного оборонного заказа, а также организация и осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (поднадзорные организации) по вопросам соблюдения требований законодательства в указанных сферах.
Важнейшая задача департамента — осуществление мероприятий, направленных на снижение риска вовлеченности поднадзорных организаций в проведение сомнительных операций.
В рамках проактивного, риск-ориентированного и консультативного надзора департаментом организована работа по методологической поддержке поднадзорных организаций, которая включает в себя максимально оперативное информирование о возможных рисках в операциях их клиентов и оказание качественной консультативной помощи для корректировки собственных противолегализационных процедур. Практика проактивного риск-ориентированного надзора нацелена на предупреждение рисков в поднадзорных организациях и недопущение высокой вовлеченности в проведение сомнительных операций.
В целях обеспечения соблюдения поднадзорными организациями требований законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, валютного контроля и государственного оборонного заказа департамент реализует на постоянной основе комплекс различных контрольно-надзорных мероприятий, в том числе исходя из возникающих на финансовом рынке и в деятельности отдельных его участников рисков отмывания доходов и финансирования терроризма.
За выявленные в деятельности поднадзорных организаций нарушения департамент в рамках компетенции от имени Банка России применяет к поднадзорным организациям меры надзорного реагирования, а также осуществляет последующий контроль за исполнением мер.
В целях соблюдения единообразных подходов при реализации надзорных мероприятий департамент организует, координирует и контролирует деятельность функционально подчиненных ему подразделений финансового мониторинга и валютного контроля в территориальных учреждениях Банка России.
Департамент организует и осуществляет в отношении поднадзорных организаций мероприятия дистанционного надзора, в том числе с применением разработанных департаментом методик и инструментов дистанционного надзора в сфере ПОД/ФТ, а также участвует в инспекционной деятельности при проверках поднадзорных организаций.
Департамент участвует в разработке законопроектов, готовит проекты нормативных и иных актов Банка России по вопросам своей компетенции (в частности, устанавливает требования к правилам внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ для поднадзорных организаций, к порядку представления поднадзорными организациями информации в Росфинмониторинг, к квалификации специальных должностных лиц, которые отвечают за внутренний контроль в сфере ПОД/ФТ, и иные требования); выпускает информационные письма с обобщением практики применения законодательства Российской Федерации и требований международных организаций, обеспечивает информационную поддержку поднадзорных организаций.
Для получения информации, необходимой для осуществления контрольных полномочий в отношении участников финансового рынка, департаментом осуществляется методологическое сопровождение отчетности по операциям поднадзорных организаций и их клиентов, а также обрабатывается поступающая в Банк России отчетность и формируются сводные статистические данные.
На внутригосударственном направлении департамент обеспечивает информационное взаимодействие Банка России с Минфином России, Минэкономразвития России, Минобороны России, Росфинмониторингом, Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, другими органами государственной власти по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ, валютного контроля и государственного оборонного заказа.
Представители департамента участвуют в деятельности профильных международных органов и организаций, включая Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ) и Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).
С целью обеспечения соответствия российского законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ международным стандартам и лучшим мировым практикам департамент на регулярной основе изучает и анализирует международный опыт и практику применения иностранного законодательства.
Департамент принимает участие в мероприятиях по оценке российской системы ПОД/ФТ/ФРОМУ, осуществляемых международными органами и организациями в этой сфере (Международный валютный фонд, Всемирный банк, ФАТФ), взаимодействует с зарубежными партнерами — органами надзора иностранных государств по актуальным вопросам двусторонних отношений.
Последнее обновление страницы: 05.02.2024
В.Путин: Юрий Анатольевич, добрый день!
Ю.Чиханчин
Чиханчин Юрий Анатольевичдиректор Федеральной службы по финансовому мониторингу : Хотел доложить,
как организуется работа антиотмывочной
национальной системы в современный период.
Ю.Чиханчин: Несколько
моментов. На международной площадке что происходит? На площадке FATF – это межправительственная организация, которая занимается
вопросами противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма.
Деятельность наша приостановлена, нам разрешено только работать в региональной евразийской группе, куда
помимо нас входят Китай, Индия,
центральноазиатские республики, Белоруссия. И оппоненты предпринимают шаги полностью исключить нас из FATF и включить в «чёрные списки». Но совместно работа ведётся – с министерствами и ведомствами. Нам всё-таки удаётся
доказать, что это техническая площадка, и Российская Федерация соответствует с точки зрения
национальной антиотмывочной системы всем стандартам.
Аналогичная ситуация складывается на второй международной площадке – это группа «Эгмонт», которая объединяет финансовые разведки порядка 170 стран. Здесь тоже попытка исключить, но страны
всё-таки не принимают это решение. Нам приостановили
членство и отключили от сети «Эгмонт», которая не даёт нам возможности в онлайн-режиме получать запрашиваемую информацию.
Но мы ищем другие варианты, каналы.
Тем более что на момент приостановления мы
работали более чем с 50 странами, вели почти
700 финансовых расследований и порядка 230 уголовных дел.
Поэтому такое действие,
на наш взгляд, только на пользу преступному миру. Тем более мы сейчас ведём с ФСБ материалы, где российские граждане и иностранцы создали так называемый
колл-центр, и под видом благотворительности в одной из европейских стран больше
сотни человек получили мошенническим образом деньги. Мы сделали запрос в эту
страну – ответов нет – уже
дважды. И понимаем, что такое действие только
на руку преступникам. Но работу всё равно
продолжаем.
В октябре, спасибо, главами государств СНГ было
подписано Соглашение о создании Международного центра оценки рисков. Он уже заработал. Мы
проанализировали с коллегами из стран СНГ все уголовные дела и определили страны, куда преступники выводили деньги, банки, а также контрагентов. И на сегодняшний день как раз работа
по этим странам у нас ведётся, мы уже
завели несколько десятков финансовых расследований, это работает.
Конечно, наши оппоненты задают вопросы, что наша система антиотмывочная неэффективна, и они здесь глубоко заблуждаются,
я могу с уверенностью сказать.
Действительно, в 2022 году у нас были некие
проблемы, когда были наложены санкции на российские банки, и часть клиентов
перешла в банки мелкие, небольшие,
региональные банки.
Здесь была проведена очень большая
работа совместно с Центральным банком, и сегодня можно сказать, что финансовые институты, финансовые
организации в стране довольно законопослушны, где-то около 90 процентов законопослушны. С десятью процентами мы продолжаем работать. И вот этот созданный механизм позволил только в этом году не допустить в теневой оборот
порядка 320 миллиардов. Это благодаря совместным действиям с Центральным банком и тому, что они создали вместе с нами механизм «Знай своего клиента».
Ликвидировано 10 теневых площадок
на сегодняшний день с оборотом 28 миллиардов и возбуждено – или работа
ведётся – где-то порядка полутора тысяч уголовных дел совместно с МВД, ФСБ и Следственным комитетом. Взыскано уже в бюджет
11 миллиардов.
Ведётся работа по пресечению
мошенничества на финансовых рынках – это в первую очередь псевдоброкеры, финансовые
пирамиды. И здесь две особенности. Первая особенность – это то, что практически все они находятся в интернет-пространстве, очень тяжело выявлять их, но работу ведём. И второе – это вовлечение сейчас большого количества так называемых дропов, которые добровольно передают свои установочные данные для проведения теневых схем за какое-то небольшое вознаграждение. И когда
люди не знают, просто покупаются. Рост в три раза
в этом году.
Но самое неприятное то, что появилось
очень много молодых людей, а участвуя в таких схемах, они ломают свою жизнь и кредитную историю. То есть им уже будет сложно открыть счета в банках, получить кредиты и так далее. Но совместно с правоохранительными
органами в первую очередь удалось пресечь 14 финансовых пирамид, возбуждено в отношении организаторов и участников этих
сделок 380 уголовных дел, наложен арест на два миллиарда.
И ещё один механизм хорошо стал работать.
Я в прошлый раз Вам докладывал о том, что были попытки вовлечения судов.
В.Путин: И через суды неправомерное взыскание денег?
В.Путин: То есть не дали деньги забрать, по сути.
Продолжается работа по обороту
криптовалюты. С учётом того что всё-таки система не доурегулирована, идёт рост подозрительных операций примерно в два раза. И в основном это связано с наркотиками, мошенничеством и коррупцией.
В.Путин: Отмывание
денег от продажи наркотиков?
Ю.Чиханчин: Да. И, к сожалению, терроризм тоже здесь использует.
Но благодаря программному продукту, который Вы одобрили, мы совместно с банком ВТБ
запустили прозрачный блокчейн так называемый – он даёт возможность нам всё-таки проводить расследования по этим делам, связанным с криптовалютой. Более того, к этому прозрачному
блокчейну сейчас подключено около семи тысяч сотрудников правоохранительных органов, других заинтересованных
ведомств. И шесть стран мы уже
подключили, то есть они тоже пользуются. Это даёт
возможность возбуждать уголовные дела.
Несколько слов хотелось бы сказать о нашей работе, связанной с бюджетом. Спасибо Вам, Вы в своё время поддержали так называемое казначейское банковское сопровождение. Это даёт
возможность нам на мониторинге держать где-то более полутора миллионов различных
контрактов.
Ю.Чиханчин: Сумма –
порядка 6,5 триллиона рублей, то, что мы отслеживаем.
В результате нам удалось совместно с Банком России, с правоохранительными органами результаты получить. В частности, пресечены незаконные торговые процедуры
с ФАС почти на 30 миллиардов, сохранено бюджетных средств тоже на 30 миллиардов и возбуждено уголовных дел совместно с МВД, ФСБ, Следственным комитетом только по бюджету – около тысячи дел. И возмещено уже в бюджет порядка 190 миллиардов рублей.
С точки зрения эффективности
совместно с Центральным банком, Налоговой службой нам удалось снизить обналичивание, такое явление, на 20 процентов с бюджетными средствами и использование фирм-однодневок примерно на 10 процентов.
Аналогичная работа ведётся по ГОЗу, и уже сохранено только в этом году 6,5 миллиарда рублей. Надо
сказать, что механизмы запущены, они
дают своё значение, в ГОЗе всё меньше и меньше становится преступлений. Но самое главное, мы
вышли на сокращение просроченной дебиторской задолженности.
Продолжаем вести работу в новых
субъектах, и здесь тоже запущено это казначейское банковское сопровождение: в общей сложности почти 1,7 триллиона рублей в оборот мы контролируем и около сотни различных фондов, которые
оказывают помощь по восстановлению.
В.Путин: Количество банков увеличилось же сейчас?
Ю.Чиханчин: Да, сегодня около 300 банков, на сегодняшний день.
В.Путин: Невероятно. Это большое количество
людей.
Ю.Чиханчин: Да. Это уроки финансовой безопасности. Но и 19 стран. И сегодня у нас заявки уже под 25 стран на следующую олимпиаду.
Но и то начинание, которое
предложил бразильский студент Аугусто, инициатива Аугусто – создание
международного движения, мы над ним сейчас работаем. Я потом покажу.
Мы запустили информационно-коммуникационную обучающую платформу для
школьников и студентов, которую нам
создал Промсвязьбанк по Вашему поручению, ему большое спасибо за это.
Аналогичную работу ведём не только со студентами, школьниками, но и запустили такой же проект «Новое поколение» совместно с Россотрудничеством, но уже для сотрудников финансовых разведок. Семь стран объединили, и уже к нам просятся
другие страны, примерно то же самое. Вот так организована работа.
Федеральная служба по финансовому мониторингу в связи с Вашим обращением рассмотрела темы (вопросы) для обсуждения, поступившие от кредитных организаций – членов Ассоциации “Россия”, и по их содержанию сообщает следующее.
1. Начало публикации Росфинмониторингом списка фигурантов судебных решений в личных кабинетах банков запланировано на первый квартал 2025 года.
2. По сроку публикации формата и структуры электронного сообщения об отказе в проведении операции с участием нежелательной организации сообщаем, что в настоящее время названные форматы и структуры находятся в разработке. Завершение этой работы запланировано на конец 2024 года.
3. По вопросу о нормативном урегулировании оборота цифровой валюты в Российской Федерации отмечаем, что в настоящее время активизирована законотворческая работа по данному направлению. На площадках различного уровня, в том числе в Росфинмониторинге, идет обсуждение представителями заинтересованных государственных органов соответствующего пакета законопроектов. Достигнута принципиальная договоренность, что обращение криптовалюты будет организовано в рамках экспериментального правового режима.
4. По вопросу организации взаимодействия и введения расширенной банковской выписки отмечаем следующее. Письмом Банка России от 19.10.2023 N 08-12/9962 до кредитных организаций доведены рекомендации по хранению соответствующей информации по операциям клиентов. В настоящее время Банком России совместно с Росфинмониторингом разрабатываются форматы представления такой информации. Планируется, что запросы о представлении сведений в новом формате начнут направляться Росфинмониторингом после 01.01.2025. При этом обновленный порядок представления информации будет использоваться наряду с существующим в настоящее время.
5. По вопросу оптимизации работы с запросами Росфинмониторинга сообщаем, что какое-либо ограничение “глубины” запроса не может быть поддержано. Необходимость получения информации от кредитных организаций в подавляющем большинстве случаев обусловлена поступающими в Росфинмониторинг запросами правоохранительных органов, которые, в свою очередь, учитывают исключительно сроки давности уголовного преследования и сроки исковой давности.
В то же время обращаем внимание, что при планируемом на 01.01.2025 начале направления Росфинмониторингом запросов о представлении информации в формате расширенной выписки, такая информация сможет представляться только с момента начала хранения запрашиваемых сведений.
Дополнительно отмечаем, что оптимизация нагрузки на банки в связи с запросами Росфинмониторинга возможна путем получения необходимых сведений от других институтов. Это потребует вовлечения в антиотмывочную систему новых субъектов, в частности НСПК как оператора Системы быстрых платежей и Национальной платежной системы “МИР”. Рассчитываем на поддержку банковского сообщества данной инициативы.
Также сообщаем, что Росфинмониторингом на постоянной основе ведется работа по совершенствованию сервиса “Личный кабинет”, в том числе по доработке его функционала. В 2023 году добавлен бинарный показатель “Отправлена квитанция по запросу”, реализована в рамках сервиса “Сервисный концентратор Росфинмониторинга” (метод сервиса инициирует процесс направления кредитными организациями квитанций о принятии/непринятии электронного сообщения с файлами усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) возможность множественного направления квитанций через Личный кабинет. В 2024 году планируется обеспечить увеличение числа пользователей Личного кабинета (в рамках подотчетной организации), имеющих возможность работать с запросами.
6. По теме для обсуждения N 6 отмечаем, что согласно Федеральному закону от 06.04.2011 N 63-ФЗ “Об электронной подписи” УКЭП представляет собой аналог собственноручной подписи, созданный с использованием особых средств криптографической защиты и позволяющий определить лицо, подписавшее электронный документ, а также обнаружить факт внесения изменений в документ после его подписания. Обозначенное наполнение института УКЭП не соотносится с целями проведения идентификации в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Закон N 115-ФЗ). В этой связи предложение о зачете личной явки при получении УКЭП для целей идентификации по антиотмывочному законодательству не поддерживается.
Дополнительно сообщаем о возможности (обязанности) открытия счета (вклада), совершения иных банковских операций (сделок) без личного присутствия представителя компании с использованием ЕСИА и ЕБС в случаях, установленных пунктами 5.8 и 5.8-1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ. Кроме того, в феврале текущего года постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2024 N 144 начат эксперимент по предоставлению сервиса “Старт бизнеса онлайн”, предусматривающего, в том числе, открытие первого расчетного счета индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам одновременно с их государственной регистрацией. Иные механизмы обсуждаются.
7 – 8. Предложения Росфинмониторингом не поддерживаются. В текущей геополитической и экономической обстановке сокращение объема сведений, позволяющих идентифицировать клиента и устанавливать его финансовые и иные связи, а также изменение подходов к идентификации выгодоприобретателей полагаем преждевременным.
9. Полагаем возможным концептуально поддержать предложение об установлении изъятия из обязательства открывать банковский счет при личном присутствии физического лица при условии, что идентификация такого лица была проведена при его личном присутствии другой кредитной организацией по поручению первой. В то же время отмечаем необходимость дополнительного изучения деталей, в том числе условий функционирования предлагаемого механизма. Кроме того, считаем целесообразным оценить его востребованность на финансовом рынке в части готовности кредитных организаций осуществлять обмен клиентскими базами. С учетом изложенного и при поддержке Банка России готовы к дальнейшей проработке данного вопроса.
10. Инициатива по способу решения проблемы Росфинмониторингом не поддерживается, вопросы обслуживания банковских счетов клиентов, в отношении которых невозможно провести обновление идентификационных сведений, не являются предметом правового регулирования Закона N 115-ФЗ. Это вопрос уровня подзаконных актов Банка России и соответствующих разъяснений.
11. По теме для обсуждения N 11 отмечаем, что в соответствии с проведенной Росфинмониторингом совместно с иными государственными органами и организациями, а также Банком России Национальной оценкой рисков легализации (отмывания) преступных доходов 2021-2022, операции с векселями отнесены к повышенной группе риска.
В этой связи заградительные механизмы в части списания денежных средств, предусмотренные пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ, направлены на минимизацию рисков использования хозяйствующими субъектами векселей в целях совершения сомнительных операций, в том числе обналичивания денежных средств.
При этом важно учитывать, что обозначенные механизмы реализуются в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных кредитной организаций и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.
Учитывая изложенное, предложение не поддерживается.
12. Полагаем возможным проработать вопрос о дополнении перечня операций, которые допускается проводить по счету (вкладу, депозиту) клиента, к которому применены меры, предусмотренные пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ, операцией по списанию банковской комиссии за совершение операций, перечисленных в пункте 6 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ, с Банком России при поступлении развернутого обоснования с соответствующими статистическими данными.
13. Выражаем готовность принять участие в обсуждении проблематики организации исполнения кредитными организациями исполнительных документов в соответствии с требованиями Закона № 115-ФЗ.
14. Подготовленная Банком России инициатива по внесению изменений в Закон N 115-ФЗ, предусматривающая создание механизма по обжалованию решений Банка России об отнесении юридического лица или индивидуального предпринимателя к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, Росфинмониторингом поддержана. Планируется, что она будет реализована в рамках второго чтения законопроекта N 455879-8.
15. Предложение реализовать механизм доведения информации о применении мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ, до всех кредитных организаций, Росфинмониторингом не поддерживается.
16. Считаем на данном этапе развития национальной антиотмывочной системы нецелесообразным ограничение выбора клиентом способов защиты при оспаривании примененных в отношении него мер по отказу в совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ или отказу в заключении договора банковского счета (вклада) на основании пункта 5.2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
17. Относительно предложения N 17 отмечаем следующее.
Исключение вовлечения кредитной организации в схемы отмывания преступных доходов достигается предоставлением ей права на одностороннее расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом. При этом банк должен комплексно оценить такого клиента, неоднократно (не менее двух раз в течение года) отказать в проведении его операций и только после этого вправе применить механизм расторжения договора.
Предложение представителей Ассоциации “Россия” не содержат достаточной аргументации о неэффективности работы обозначенного механизма, а также каких-либо подтверждающих примеров.
Изъятие в части отказа в заключении договора банковского счета (вклада) с клиентом-физическим лицом установлено в результате проработки поручения Президента Российской Федерации по исключению необоснованного использования указанного механизма кредитными организациями. На данном этапе возврат к предшествующему правовому регулированию не видится возможным.
18. Предложение об установлении единого минимального срока (90 дней) для вступления в силу требований вводимого Росфинмониторингом на основании пункта 1.9 статьи 6 Закона N 115-ФЗ обязательного контроля (гибкий ОПОК) на уровне федерального закона не поддерживается. Отмечаем, что нормативному закреплению новых требований вводимого гибкого ОПОКа предшествует серьезная совместная с Банком России и кредитными организациями проработка всех значимых элементов вводимого режима обязательного контроля, в том числе срока их вступления в силу.
19. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2023 N 1681 “О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 11.10.2023 N 771” органами, уполномоченными давать официальные разъяснения положений названного нормативного правового акта, является Минфин России с участием Минэкономразвития России.
В пределах своей компетенции отмечаем, что кредитным организациям необходимо устанавливать статус дочернего хозяйственного общества российского экспортера при приеме на обслуживание и обновлении информации о клиенте в рамках установления сведений, предусмотренных подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, а также при запросе кредитной организацией в соответствии с главой 2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И документов и (или) информации, связанных с проведением операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с приказом Росфинмониторинга N 269-дсп.
20-21. Позиция по вопросам N 20 и 21 будет отдельно доведена до кредитных организаций после проработки с Банком России.
22. Операции по перемещению денежных средств между открытыми в одной кредитной организации счетами клиента, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не относятся к числу разрешенных такому клиенту операций в соответствии с пунктом 2.4 статьи 6 Закона N 115-ФЗ. Соответственно их проведение не разрешается.
23. По изложенному в пункте 23 вопросу верным является вывод N 2 – операции по выплатам обязательств, возникших у физического лица до включения его в перечень, осуществляются через процедуру приостановки, предусмотренную пунктом 10 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
Росфинмониторинг рассмотрел ряд предложений по совершенствованию “антиотмывочного” законодательства и ответил на ряд вопросов, касающихся проведения финансовых операций. Помимо прочего, отмечено следующее.
В настоящее время разрабатываются формат и структура электронного сообщения об отказе в проведении операции с участием нежелательной организации.
С учетом текущей геополитической и экономической обстановке не планируется сокращать объем сведений, позволяющих идентифицировать клиента и устанавливать его финансовые и иные связи.
Планируется дополнить перечень разрешенных операций по счету (вкладу, депозиту) клиента, к которому применены меры, определенные в отношении субъектов, которые отнесены кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.
Не поддерживается предложение об установлении единого минимального срока (90 дней) для вступления в силу требований вводимого Росфинмониторингом обязательного контроля (гибкий ОПОК) на уровне федерального закона.
Не разрешаются операции по перемещению денежных средств между открытыми в одной кредитной организации счетами клиента, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.